Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zima._zimuyushchie_ptitsy.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект под по развитию речи «Зима. Зимующие птицы,
с использованием пересказа рассказа Н. Созоновой «Теплая кормушка»
Цель: Совершенствование лексико-грамматических представлений, употребление предлогов с помощью схем. Развивать связную речи детей посредством художественной литературы
Образовательные задачи:
-уточнять и закреплять знания детей о признаках зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы".
- расширять и активизировать словарь по теме «зима, зимующие птицы»;
- продолжать знакомить детей со словообразованием;
- упражнять в подборе родственных слов, слов действий (глаголов)
-познакомить со значением предлогов и со схемами предлогов «НАД», «ПОД», «ИЗ-ЗА», «МЕЖДУ»;
-совершенствовать умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним;
- познакомить с новым рассказом «Теплая кормушка» Надежды Сазоновой
-формировать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст, совершенствовать навык пересказа.
Развивающие задачи:
- развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях;
- знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме;
- разгадывание загадок о зимних явлениях, о птицах;
- беседы о птицах, наблюдения за птицами;
- рассматривание альбомов о птицах, как выглядят, чем питаются.
Интеграция областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
Методические приёмы:
-словесные объяснения, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, суровая.
- игровые – физминутки;
- сюрпризный момент – коробка
- наглядные
Демонстрационный материал:
-картинки «снег, снежинки, сугробы», деревья, снежинки, картинки зимующих птиц, схемы предлогов, схема буквы, буквы.
Ход занятия.
-Ребята, кто сегодня обнаружила вот эту коробку? Может наши гости принесли?
Как вы думаете, кто бы мог принести ее нам? Здесь есть записка. «10 группе «Звездочки».
-Очень хочется узнать, что там внутри. А Вы хотите узнать, что там внутри? Так давайте попробуем её открыть. (Открывают коробочку, внутри разрезные картинки, картинки «Зима» (Снежинки, снег, сугробы, деревья, кусты).
-Здесь картинки деревьев, сугробы, снежинки и т.д.
-А давайте сложим картину на доске с помощью этих картинок и попробуем понять от кого же эта коробка.
(Если не догадаются, применить буквы подсказки ЗИМА)
- Какая картина красивая у нас получилась!
- Какое название мы можем придумать для этой картины? (Предположительные ответы детей)
- Вы догадались, от кого же эта коробка? (Дети отвечают)
-А почему вы так решили?
-Да, действительно по всем признакам, это зима нам подарила эту коробку.
-Ребята, посмотрите, здесь есть еще одно дерево. Чем оно отличается от деревьев на нашей картине?
-Непорядок, нужно укрыть снегом наше дерево, чтобы оно не замерзло, может в коробке есть снег (снежинки)
-Я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Родственные слова»
- Вам нужно придумать родственные слова к слову СНЕГ, за каждое слово – вы получите одну снежинку и прикрепите ее на ветку дерева. (Дети называют слова и снежинки на ветки к доске (снег, снежок, снежный, санки, сосулька заснеженный, белоснежный, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегоуборочная, снегозащитная, Белоснежка, снешколеп, салазки, снегокат, и т.д.)
-Молодцы, ребята! Вот теперь все деревья защищены от холода.
-Ребята, наступила зима, а сколько месяцев будет она длиться? (ответы детей)
- Назовите третий зимний месяц, второй, первый.( Февраль, январь, декабрь.)
- Расскажите о зиме. Какая она? А ещё какая? А холодная бывает? А вьюжная? (Холодная, студеная, снежная, заснеженная, белоснежная, вьюжная, красивая, весёлая)
- Может еще что-то есть в коробке, посмотрим?
- В коробке есть картинки птиц.
-Какие это птицы? (Зимующие птицы.)
-Снегирь, свиристель - это пролетные птицы.
-Прикрепите их на нашу картину и назовите их.
- А как птицы переносят холода? Чем питаются? Где прячутся от холода?
- Мы должны заботиться о них зимой, подкармливать.
-Что же есть еще в коробке?
-Мы часто в своей речи употребляем короткие слова - предлоги.
-Ребята я хочу вас познакомить со схемами предлогов.
- Эта схема предлога «НАД».
(Маленькое слово «НАД» мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним)
- Схема предлога «ПОД»
(Маленькое слово «ПОД» мы говорим тогда, когда предмет находится ниже другого предмета и не соприкасается с ним)
-А эта схема предлога «ИЗ-ЗА»
(Маленькое слово «ИЗ-ЗА» говорим тогда, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)
-А эта схема предлога «МЕЖДУ».
(Маленькое слово «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда справа и слева есть еще какие-то предметы)
Игровое упражнение «Размести на свое место»
- Я вам предлагаю поиграть в игру.
-Вам нужно разместить птиц на свое место, согласно выбранной схеме предлога. (Дети берут перевернутые схемы и согласно схеме, на котором зашифрован предлог, размещают любую птицу на свое место.)
- Молодцы!
-В коробке еще есть буквы и схема букв.
-Птицы любят собираться в стаи.
Упражнение «Определи звука в слове»
-У меня есть схемы букв Р и Л.
Помним, что буква у нас одна, а звуков две - мягкий и твердый звук. Вам нужно разместить одних птиц, в составе слова, которых имеется звук (Р) и (Р/) на дерево в котором есть эти звуки (береза) и птиц в составе слова которых имеется звук (Л) и (Л/) на дерево в котором есть эти звуки (клен.
- Все остальные птицы перелетают на любое дерево.
Физкультминутка «Зима»
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
-А сейчас присядьте на вои места, я прочитаю вам рассказ
Н. Сазоновой «Теплая кормушка»
-Ответьте на вопросы:
1.Как называется рассказ?
2. Кто автор?
2. Откуда шел Ваня?
3. Что он нес в руке?
4. Чего не заметил Ваня?
5. Когда он обнаружил пропажу варежки и пряника?
6 . Кто в это время налетел на пряник и начал его клевать?
7. Что подумал Ваня?
-Молодцы, ребята.
Пальчиковая гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц»
Я зимой кормлю всех птиц – (Дети загибают или разгибают пальцы на руке,
перечисляя птиц)
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей. (Показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена. (Загибают или разгибают пальцы на другой руке, перечисляя корм)
А синице дам я сало
Пусть клюет его она. (Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения)
-А теперь, я еще раз прочитаю вам этот рассказ, а вы постарайтесь запомнить и пересказать.
(Чтение рассказа повторное.)
-Молодцы!
Рефлексия:
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?
–Что нового узнали?
-Что вам понравилось?
-Что Вам было легко сделать?
-Что было для вас трудной задачей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).
Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...