Комбинированное занятие по развитию речи"Зима".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Комбинированное занятие по развитию речи совмещенное с рисованием. Развивается связная речь, вводятся новые слова. уточняется понятие антиномии(день-ночь). Развиваются мыслительные операции:анализ и синтез. Учат подбирать предложения.

Знакомство с явлением контраста в исскустве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinirovannoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zima.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинированное  занятие по развитию речи по теме «Зима».

Задачи:  Стимулировать речевую активность, эмоциональные контакты.

  1. Развивать связную доказательную речь, обогащать словарный запас путём образования, введения новых слов, уточнить понятие антиномии (день-ночь, белый-черный).
  2. Учить подбирать определения, формировать преставление о слове, предложении.
  3. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, устанавливая причинно-следственные связи.
  4. Познакомить с явлением контраста в искусстве; развивать способности к композиции, творческое воображение.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, магнитофон, компьютер

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, фото, картин на тему «Зима», прослушивание музыки Чайковского «Времена года. Зима».

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята закройте глаза и постарайтесь угадать о каком времени  года будем говорить на занятии ( звучит музыка, воспитатель читает стихотворение)

ЗИМНЕЕ УТРО
А.С. Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Ребята о каком времени года пишет поэт А.С.Пушкин?
На мультимедиа три слайда:

1. Зимний пейзаж в лесу.

2. Зимний пейзаж в городе.

3. Дети катаются на коньках, с горки.

Воспитатель: Почему вы считаете, что это время года зима?

Дети доказывают, устанавливают причинно - следственные связи, используя такие языковые средства, как: «я думаю, я считаю, потому что, поэтому»

Воспитатель: А сейчас ребята загадают загадки про зиму, а остальные должны отгадать.

Все его зимой боятся –                                                                  
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...                     (мороз)

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?         (снег)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился
 …                         (снеговик)

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?                          (дед мороз)

Покружилась звездочка 
В воздухе немножко, 
Села и растаяла 
На моей ладошке.              (снежинка)

Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем (словесная игра «Укрась зиму»). Зима какая?

Дети подбирают, называют определения (снежная, морозная, холодная, белая, белоснежная, серебристая, искристая, вьюжная, красивая, ………).

Воспитатель: Что вы сейчас называли?

Подвести детей к ответу на данный вопрос: слова!

Воспитатель: Помогите детям, которые живут в теплых странах, в Африке, понять, узнать нашу зиму!

На мультимедиа: слайд: Дети, н-р, в Африке играют.

Воспитатель: Расскажите о зиме предложениями. Каждый из вас начинает предложение со слова «зимой».

Дети: например, «Зимой очень холодно», «Зимой идет снег», «Зимой дети катаются на санках с горки», «Зимой ».

Воспитатель: Как вы считаете, какой главный признак зимы?

Дети отвечают предложениями.

Воспитатель: Почему зимой идет снег? Почему зимой холодно?

Дети доказывают зависимость (снег – холодно - солнце не греет), устанавливая причинно – следственные связи.

Сергей Михалков 
БЕЛЫЕ СТИХИ

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно человек.

Воспитатель: Ребята, а кому снег не нравиться? (дворнику). Почему? (Снег падает и его надо убирать). Давайте сделаем физминутку про дворника.

Физкультминутка

Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.

Дворник улицу метет, стороной народ идет!

1 – 2 - влево, 3 – 4-вправо, 5 – 6 - тихо сесть!

Воспитатель: В нашем удивительном мире все так интересно устроено. Например, почти для любой вещи, любого предмета или явления мы можем отыскать что-то совершенно ему противоположное.

Давайте немного поиграем. Я вам буду бросать снежок и называть какой-либо предмет или явление, а тот, кто поймал снежок, должен назвать противоположное.

Зима…….(лето)

Белое….(черное)

Холодный….(горячий)

Мягкий…..(твердый)

Сладкий….(горький)

Черный….(белый)

День….(ночь)

---Без таких противоположностей наш мир был бы гораздо скучнее. Мы ведь знаем, что если рядом находятся два противоположных по цвету  предмета, то они будут выглядеть более яркими. Это явление люди используют очень давно. Посмотрите на картину И.И.Шишкина «На севере диком…». Для того, чтобы картина получилась более выразительной художник использует два контрастных цвета (какие?), и от этого, посмотрите, белизна снега ярко выделяется, подчеркивая ледяное безмолвие снежной пустыни.

Вот и мы сегодня нарисуем по два рисунка, используя контрастные цвета. На одном мы изобразим заснеженные ели ночью, на другом темно-зеленые ели днем.

Показ приемов работы.

Воспитатель: ваши листы разделены на две одинаковые части. И на одной, и на другой половине рисуем простым карандашом ели. На той половине, на которой мы изображаем лес в дневное время. Мы раскрасим ели зеленым карандашом. На второй деревья будут покрыты снегом. Будем ли мы их закрашивать? Нет, нарисованные ели останутся белые. А как мы изобразим ночь? Пространство вокруг деревьев мы закрасим черным карандашом. Вот какие картинки получились у меня. Интересно, какие рисунки будут у вас?

Практическая работа.

Задание: выполнять рисунки на заданную тему.

Итог занятия.

Воспитатель: Посмотрите! У каждого из вас один и тот же рисунок повторяется дважды, но выглядят они совершенно по-разному. А ведь мы только изменили фон рисунка и окраску деталей.

Зимний лес хорош, как сказка,

В серебристых кружевах.

Словно сказочная маска

На деревьях и кустах.

                 Е.Ткачева

Ребята, вот и закончилось наше занятие. Что нового и интересного вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности с детьми с О. В. З. тема: "Животные жарких стран"

Задачи:Развивать у детей внимание,зрительную память.Закрепление составления описательного рассказа по схеме.Закрепление умения составлять изображение животного в технике "штрих".Развивать творческую и...

Комбинированное занятие по развитию речи (познавательно-речевое) в подготовительной группе по теме "Путешествие по осеннему лесу"

Дети развивают правильность грамматического строя речи, расширяют словарный запас. Учатся придумывать полные предложения по картинкам. Закрепляют навыки счета в пределах 6. Беседуют о погоде....

Итоговое комбинированное занятие по развитию речи. Тема: «Времена года»

Итоговое комбинированное занятие по развитию речиТема: "Времена года"Подготовила: Воспитатель Детского дома - интерната №24...

КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Конспект комбинированного занятия по развитию речи с художественным творчеством, в средней группе, с использованием современных образовательных технологий...

конспект открытого комбинированного занятия по развитию речи в младшей группе в соответствии ФГОС "В гости к Солнышку".

Занятие подготовлено и проведено в соответствии ФГОС в 2015 году перед аттестацией. Считаю, что занятие получилось достаточно интересным)) Мы играли, лепили, пели и водили хоровод....