«Рассказ о маме»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кочанова Елена Петровна

Активизировать словарь детей по теме «Моя мама», составить рассказ о маме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад № 7

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

        

Конспект

занятия

по образовательной области «Речевое развитие»

 подготовительная группа № 5

«Рассказ о маме»

                                                            Воспитатель: Кочанова Е.П.

Используемые технологии:

- игровая;

- личностно-ориентированная;

- системно-деятельностный подход;

- здоровьесберегающая.

2024 год

Название: «Рассказ о маме»

Цель: составить рассказ о маме.

Задачи:

1.Образовательные

- Активизировать словарь детей по теме «Моя мама».

- Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).

- Упражнять детей в отчетливом произнесении звуков и фраз.

- Формировать звуковую культуру речи детей.

2. Развивающие

- Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении

  существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных.

- Развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

- Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно

  пересказывать рассказ.

- Развивать речь, мышление, любознательность.

3. Воспитательные

- Формировать ценностное отношения детей к семье, другому человеку, умение находить

  общий язык с другими людьми.

- Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять

  поставленную задачу, дослушивать вопрос до конца и отвечать на вопрос полным предложением.

Предварительная работа: беседа «Моя семья», рассматривание иллюстраций «Одежда», просмотр презентации «Мамины профессии», работа с раскрасками; работа над словообразованием, пересказ коротких рассказов, чистоговорки, заучивание считалки, физминутки.

Оборудование: кукла Буратино, мяч, цветные картинки, столы, фишки, конверты с заданиями.

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД

К нам пришли гости. Дети, давайте поздороваемся с гостями.

Здороваются

Мотивация (игровая ситуация)

Сегодня к нам пришел Буратино. Наш друг. Он учится в школе. (Игрушка)

Учительница дала детям задание - составить рассказ о маме.

С заданием Буратино не может справиться, так как ничего не знает о маме, потому что у него ее нет.

Ребята, Буратино просит помощи, чтобы вы рассказали ему о мамах. Он вам будет очень и очень благодарен.

Как вы думаете почему учительница задала составить рассказ о маме?

Слушают.

Задумываются.

Потому что скоро праздник «День мам».

Выявление проблемы

Что случилось у Буратино?

Дети формулируют проблему:

Буратино учится в школе. Учительница дала детям задание - составить рассказ о маме.

У Буратино нет мамы, и он не может выполнить задание, которое дала учительница.

Целеполагание.

Что можно сделать? Вы будете помогать Буратино?

Дети определяют цель.

Помочь Буратино составить рассказ о маме.

После размышлений дети соглашаются помочь Буратино.

Планирование будущей деятельности.

Как сделать? Что вам может помочь правильно составить рассказ?

Рассказать Буратино о маме. Размышляют, решают, что им помогут составить правильно рассказ разные задания.

Реализация плана.

Задание 1.

Ребята, чтобы составить подробный рассказ и Буратино понял вашу речь, что надо сделать?

Да. правильно. Чистоговорки, помогают чисто, правильно и красиво говорить.  Потренируемся в чистоговорении:

Ама-ама-ама – у меня есть мама.

Ра-ра-ра – к маме мне идти пора.

Ду-ду-ду – я к мамочке иду.

Ты-ты-ты – подарю маме цветы.

Ок -ок-ок – для мамочки цветок.

Шо-шо-шо – вместе с мамой хорошо.

За-за-за – у мамы добрые глаза.

Ан-ан-ан – мама сшила сарафан.

Ки-ки-ки – мама вяжет мне носки.

Лю-лю-лю – очень мамочку люблю.

Для того, чтобы Буратино составил рассказ о маме и получил хорошую оценку, что надо еще сделать?

Поговорим о маме.

Задание 2.

Игра «Назови имя мамы»

Прочитайте, что написано?

Фонематический разбор слов.

С чем мы можем маму сравнить?  

Задание 3.

Рассматривание плаката с изображением матери и ребенка. Составление короткого описательного рассказа.

Задание 4.

Игра «Сложи цветок добрых качеств мамы»

Красивая;

добрая;

умная;

заботливая;

терпеливая;

ласковая;

любимая

Дети, расскажите, как вы любите своих мам и, что для них делаете.

Физкультминутка «Мама»

Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек отрясаю.
Пол я чисто подмету
И постель ей застелю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.

Из чего состоит наша устная речь?

Во что собираются звуки?

Задание 4.

Сложить схему предложения по тексту.

Составление воспитателем схемы предложения: На маме надета одежда красного цвета.

Для того, чтобы выполнить задание, надо разделиться на три команды с помощью фишек трех цветов: красный, зеленый, белый.

В конвертах лежат тексты предложений и полоски для составления схем предложений.

1. Моя мама работает в парикмахерской.

2. На столе лежит любимая книга мамы.

3. Мама печет пироги с вкусной начинкой.

Задание 5.

Игровое упражнение с мячом «Мама меня научила, что делать?»  

Задание 6.

Проговаривание хором текста с разной интонацией голоса: Маму я свою люблю и сердечко ей дарю.

Задание 7.

Составление рассказа «Рассказ о маме»

Зарядку для язычка; сделать упражнение на развитие речевого аппарата; проговорить чистоговорки.

Выполнение задания детьми

Выполнить задания, в которых подробно рассказывается о маме.

Мою маму зовут Оля

«Мама словно солнце», «Мама говорит словно ручей журчит».

Составляют короткий описательный рассказ о матери (внешний вид: цвет волос, цвет глаз и др.).

 

Подбирают прилагательные по смыслу слова.

Складывают красочный цветок.

Выполняют движения в соответствии с произносимыми словами.

Из звуков.

В слоги, слова и в предложения.

Делятся на команды, выбирают конверт с заданием в соответствии с цветом фишки. Каждая команда складывает схему в соответствии количества слов в предложении. Рассказывают о выполнении задания.

Дети отвечают на вопрос.

Дети хором повторяют текст с разной интонацией голоса.

Устанавливают очередность рассказа по считалке.

Считалка: 

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Оценка и рефлексия

Воспитатель подводит детей к активному обсуждению и положительно оценивает труд детей (отмечает каждого ребенка за успех):

- Чем вы сейчас занимались?

- Помогли вы нашему другу Буратино?

- Что помогло?  

- Может что-то вызвало затруднения?

- Что для вас было самым интересным?

- Что нового вы узнали для себя?

Дети рассказывают, чем занимались, перечисляют какие действия они выполняли, что узнали и т. д.

 (Это получилось, потому что все действовали дружно, очень старались).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Составление рассказа «Моя мама»

Учить составлять кроткий описательный рассказ о своей маме по фотографии. Согласовывать существительные с прилагательными....

Составление рассказа о маме

Мнемотехника в работе с дошкольниками...

Картотека \'\'Рассказы про маму\'\'

Картотека ''Рассказы про маму''...

Конспект Непосредственно – Образовательной Деятельности в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

Цели:Коррекционно-образовательная:—  учить детей составлять описательные рас­сказы о людях, используя их портреты и фо­тографии.Коррекционно-развивающие:—  развивать моно...

Образовательная деятельность по речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа "Моя мама пахнет хлебом"

Цель непосредсственной образовательной деятельности: создание условий для развития речи....

Конспект НОД "Рассказ о маме"

В конспекте представлены задания на развитие грамматического строя речи....

НОД тема занятия «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»

Конспект занятия на тему «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»...