Речевые упражнения
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шаймуратова Альбина Фагиловна

Речевые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_uprazhneniya.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек» г.Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан,

Янаульский район, г.Янаул, ул.Якутова,д.6

Телефон: 7(34760)53915; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

Выступление в ШМП на тему

 «Речевые упражнения

для развития

чувства ритма и

 интонационного слуха»

Подготовила : Шаймуратова А.Ф.,

музыкальный руководитель

Янаул, 2024г.

    Актуальность темы по своевременному и полноценному речевому развитию детей является необходимым условием подлинного овладения ими богатством языка. Дошкольный возраст — это период активного усвоения, становления и развития речи, где закладываются основы успешного обучения в школе. Полноценное овладение языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Исследования психологов, лингвистов, педагогов (JI.C. Выготский, C.JL Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, JI.B. Щерба, A.A. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, JI.A. Пеньевская, A.M. Леушина, О.И. Соловьева, М.М. Конина, О.С. Ушакова) создали предпосылки для комплексного подхода к речевому развитию дошкольников.

 Неотъемлемой частью овладения языком является развитие интонационной выразительности речи, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

Особенности интонационной выразительности речи у детей в онтогенезе рассматривались психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами (C. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.Н. Всеволодский -Генгросс, Р.В. Тонкова - Ямпольская, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева, E.H. Винарская, Е.Б. Волосова, В.А. Ковшиков, Н.И. Лепская, К.А. Семенова, Н.М. Махмудова, Е.М. Мастюкова).

Важную роль в речевом развитии  играет общение ребѐнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи. Музыкально-ритмические движения рассматриваются в работах Ветлугиной, Обогащение интонационно-слуховых представлений ребѐнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.  В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков.

Педагоги всегда обращались в своих работах к теме ритма и интонационного слуха: Зимина А. Н.; Праслова Г.А.;А. Д. Варфоломос, С. Е. Максимов, Б. А. Незванов, И. П. Никитина, Н.Ветлугина, К. К. Пигров, В. И. Шип; Ю. Б. Алиев, А. Н. Мясоедов; Е. В. Давыдова, Т. Л. Калужская, А. П. Островский,Буренина, Давыдова.

Ритм – это залог эффективного развития нервной системы, профилактика, например, заикания. Развитие чувства ритма чрезвычайно важно для развития нервной системы в целом и речи в частности. Правильный ритм важен для нервной системы, он регулирует важные жизненные процессы – активации и торможения. Ритм – это то, чем во многом занимается мозжечок, что в свою очередь может стимулировать его и улучшать его работу и функциональное состояние.

Весь наш организм просто настроен на равномерное деление времени - удары сердца, дыхание, шаги... Правда, это правильнее назвать метром - чередованием сильных и слабых долей. А ритм - это то, что «накладывается» на метр, как бусинки одеваются на ниточку.

  Развитие чувства ритма.

1. Музыка моего тела (звучащие жесты).

2. Игры звуками (шумовые инструменты, артикуляционные упражнения).

3. Речевые упражнения.

  1. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей; это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:
  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Когда дети будут достаточно свободно ориентироваться в звучащих жестах, эта игра переносится на шумовые инструменты/предметы.

Шумовой оркестр.

Для шумового оркестра можно сделать разнообразные шумелки (шуршащие пакеты, крышки от кастрюль, алюминиевые банки от напитков, наполненные монетками, горохом, рисом, да, собственно, чем угодно ну и многое другое, что подскажет ваша фантазия). Шумелки используют в качестве сопровождения  сказок, декламации поэтических текстов, для проведения творческих игр  и упражнений.

Правило: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Игра на шумовых инструментах способствует развитию метроритмического чувства, и постепенно происходит развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент, т.е. дети знакомятся со звуковыми свойствами материалов, из которых изготовлены изучаемые предметы (стеклянные, металлические, деревянные и бумажные звуки).

Самодельные музыкальные инструменты.

Материал для изготовления самодельных инструментов:

Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)

Металлические банки разных размеров (от томатной пасты, газированной воды).

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.

Включение в работу шумовых инструментов доставляет детям радость, удовлетворение, развивает ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферу, такие личностные качества ребёнка, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Что такое ритм? Размышляем, вспоминаем.

Что такое слово Ритм?

Где в нашей жизни есть ритм?

У часов – тик-так, тик-так.

У человека – вдох/выдох. Устал-отдохнул.

У природы много разных ритмов:

утро-день-вечер-ночь;

Зима-весна-лето-осень;

Дверь – закрываем-открываем.

У цветка – распуститься-цвести-завянуть.

У ботинка – правый-левый.

Речевые упражнения.

Речевые упражнения направлены на развитие дыхания, голоса и артикуляции у детей. Их выполнение развивает чувство ритма, способность ощущать в движении и речи ритмическую выразительность, личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила игры.

Идея широко использовать речь в развитии речевого/музыкального слуха принадлежит Карлу Орфу. В основе его концепции лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего РИТМА.

В процессе работы с ритмизованными текстами дети учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

К ним относятся: темп, ритм, тембр, регистр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фразировка, акцентуация, форма.

Основой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, имена, рифмы. Кроме этого, широко используются звуковые бессмыслицы: чепуховые/тарабарские рифмы.Эне-бене-раба;Мисли-масли-кумпа-тели;Хоккери-докери;Синти- бринти;Фок-трок;Кап-кап, трак-бак, дали-док.

Для детей также интересны цепные рифмы (ритмоформул/ритмические цепочки), составленные в соответствии имеющие с изучаемой темой:

 Лимон-апельсин, банан-мандарин, киви-персик-ананас.

Лиса-петушок; козёл-огород; звезда-небеса.

Таким образом, можно составить разнообразные тематические ритмоформулы: фруктовые, овощные, сказочные, звёздные, звери, птицы и т.д.

Ритм, заключённый в словах, фразах прохлопывается, затем переносится на шумовые инструменты. Для детей лёгкость работы с речевыми ритмами кроется в поддержке  ритма артикуляционным и активным движением. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам ТЕКСТ, так как помогает детям запомнить и удержать правильный ритм.

Ритмодекламация развивает свободу и непосредственность общения, способствует развитию речевого голоса в непринуждённой обстановке.

С помощью ритмизованных текстов детям намного легче понять, прочувствовать и воспроизвести общие для речи и пения средства выразительности. Поэтому прежде чем легко и выразительно петь, ребёнок должен научиться легко и выразительно говорить.

Так как не все дети чисто проговаривают звуки, темп речевых упражнений, на начальном этапе, должен быть замедленным.

Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест превращает речевое упражнение в театрализованную игру.

«Игра с буквами и звуками»

Эти игры работают в трёх направлениях:произнесение звука, т.е. распознавание его в речи;движение, а значит моторика звука;инсценирование, то есть образное представление всего звучащего.

Озвучиваем сказки «Лиса и рыба».
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. –
Бубенцы/коробочка.

Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, -
Барабан. 
А сам пошёл впереди. –
Целлофан.
Лошадка бежит, колокольчиком звенит–
Бубенцы/коробочка.

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке – Ксилофон/глиссандо.
Выбросила всю рыбку и сама убежала –
Пальчиковый барабан.
Игры с именами (из книги «Игры звуками» Т. Рокитянской)

  1.  «Я тебя знаю!»Дети сидят в кругу. Устанавливаем ритм похлопыванием по коленям. По очереди произносится имя, повторяемое всей группой. Задание может быть различным: на ударную долю, в паузу между ударами, растягивая на два удара. В дальнейшем это упражнение можно перенести на инструменты.
  2.  «Давай играть!»Учитель выбирает одно имя и произносит его на разные лады, отбивая ритм шага на коленях. Дети повторяют, как эхо.

Произносить надо выразительно, театрально:

Торжественно;

Ласково;

Вопросительно;

Укоризненно;

Жалея;

Жалобно;

Призывая;

Игриво;

Окликая;

Строго;

Заигрывая;

Сердито;

Восхищённо;

Удивлённо.

. Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних представлений и являются средством развития слуха. Основная цель интонационных упражнений – создать базу для воспитания навыка чтения с листа. Интонационные упражнения предполагают многократное повторение одних и тех же оборотов. Благодаря этому тот или иной оборот хорошо запоминается, усваивается. И, когда в последствии этот оборот встречается в незнакомой мелодии, например, при чтении с листа или в диктанте, он легко узнается и правильно исполняется или записывается. Чтобы создать такую хорошую, прочную слуховую базу, надо правильно строить работу с интонационными упражнениями. Во-первых, педагог должен четко представлять зачем, с какой целью он берет то или иное интонационное упражнение. Во-вторых, педагог должен помнить, что процесс усвоения любого оборота довольно сложен, включает в себя несколько этапов. Над каждым этапом надо правильно и хорошо поработать.

I этап – ознакомление, слушание. Это значит, что любой оборот, элемент музыкальной речи должен быть воспринят и осмыслен на слух, как часть, выразительное средство разных музыкальных произведений. Разучиваем песни, слушаем произведения, в которых встречается этот оборот.

II этап – запоминание путем многократных повторений. На этом этапе идет коллективная работа. Данный оборот поётся в разных вариантах, находится детьми в музыкальных произведениях в нотах и на слух, включается в мелодии для разучивания.

III этап – воспроизведение. Предполагает умение каждого ученика быстро и точно воспроизводить данный оборот.         Т. О. все интонационные упражнения надо сначала усвоить на слух, затем петь всем классом (хором, группами, цепочкой), и лишь после этого проверять каждого индивидуально.

                Чтобы правильно поставить задачу и добиться поставленной цели при пении интонационных упражнений, надо учитывать, что интонационные упражнения делятся на несколько основных групп:1. Интонационные упражнения, развивающие чувство лада (Давыдова Е. В. «Методика преподавания сольфеджио» стр. 98 – 104). Цель: научить чувствовать, ощущать любые ладовые тяготения, соотношения между ступенями лада, ощущать устойчивость и неустойчивость, законченность и незаконченность, различать мажорную и минорную окраску, вводнотоновость, функциональную окраску.

Музыкальным материалом служат: 3 вида мажора и минора, лады народной музыки, альтерированные и хроматические гаммы, пение устойчивых и неустойчивых ступеней, опевания, тритоны, характерные интервалы, интервалы и аккорды в тональности с разрешением и без, различные виды настроек, тональные секвенции, пение упражнений с отклонениями и модуляциями и т.п.

2. Интонационные упражнения для развития интонационной точности слуха.Цель: чисто интонировать любой интервал, аккорд, оборот от любого звука вверх и вниз. Музыкальный материал: интервалы, аккорды, от звука в разных видах, пение попевок от разной высоты, цепочки интервалов и аккордов от звука.

3. Интонационные упражнения, развивающие внутренний слух.Цель: развивают внутренние представления, умение представлять про себя мелодии, обороты, закрепляют связь между тем, что слышишь и видишь, развивают быстроту реакции, целенаправленность внимания.

Музыкальный материал может быть самым разным: гаммы, лады, интервалы, аккорды, ступени, попевки, песни и т.д. В этом виде упражнений главное – как петь. Используется два варианта пения: 1. Пение цепочкой. Ученики поют по очереди каждый свой звук, оборот или фразу.   2. Пение вслух – про себя. Все поют хором, один звук, оборот или фразу вслух, другой звук, оборот или фразу про себя и т.д., чередуя пение вслух и про себя.Для развития внутреннего слуха используются также такие задания: 1. Узнать мелодию по записи. 2. Найти ошибку: а) смотрят в ноты, педагог играет неправильно, находят ошибки в игре  б) записано с ошибками, педагог играет правильно, надо найти ошибку в записи.

  Подводя итоги можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс речевых упражнений "Играем со звуками"

Уважаемы родители!Представленный материал содержит лексический и иллюстративный материал, предназначенный для автоматизации и дифференциации звуков [ш], [с], [л], [р].Речевые упражнения максимально на...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...