Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка игр и упражнений на развитие чувства ритма | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР – детский сад «Сибирячок», г. Лянтор
Барладин Людмила Евгеньевна
Воспитатель
Методическая разработка речевых упражнений и игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста.
В основе системы работы по развитию ритмической способности лежат работы Ю.В.Полякевич, Г.Н.Осининой "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет", согласно которым усвоение детьми ритмической системы осуществляется в следующей последовательности:
Игра-упражнение "Весёлые бубны"
Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.
Материал. Бубны на каждого ребёнка (дудочки или свистульки).
Содержание.
Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-Та-та-та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз ударить в бубен. Разнообразить игру можно, предложив детям свистульки или дудочки (Фото 1).
Игра-упражнение "Озорные козлята"
Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.
Ритмическое упражнение "Листики и капельки"
Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог предлагает детям прохлопать ритмические картинки (картинки с изображением ритмически расположенных листиков, капелек).
Ритмическое упражнение "Скороговорка"
Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке, чётко проговаривая скороговорку.
Материал. Картинки с изображением скороговорки.
Содержание.
Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.
Ритмическое упражнение "Ёжик и барабан".
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.
Содержание.
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(На слова "Бум-бум-бум!" дети равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Голосовое упражнение "Спелые фрукты".
"Груши падают на траву" - БАМ-БАМ-БАМ (громко).
"Сливы падают на траву" - Бам-Бам-Бам (тихо).
"Вишни падают на траву" - бам-бам-бам (шёпотом).
Ритмическое упражнение "Осень".
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.
Осень
Дождь, дождь Вся земля,
Целый день Вся земля
Барабанит в стёкла. От воды промокла…
Ритмическое упражнение "Дождик".
Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)
Капля - раз! Капля - два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Ритмическое упражнение "Скворушки".
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.
Сквору-сквору-скворушки,
Распушили пёрушки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Ритмическое упражнение "На птичьем дворе".
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Ритмическое упражнение "Повтори, как я".
Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.
Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например "2-2-3" (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
Ритмическое упражнение "Как на горке - снег, снег".
Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
Ритмическая игра "Дятел".
Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.
Долбит дятел в лесу сук,
Раздаётся: тук-тук-тук!
Речевая игра "Ворона".
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Материал: Карандаши по количеству детей.
Содержание.
Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку - четыре удара).
- Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
- Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
Ритмическое упражнение "На дворе".
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Ритмическое упражнение "Олень".
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.
Содержание.
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре рогатый красавец.
Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:
По снегу шёл олень,
И гулял он целый день.
Ритмическое упражнение "Зайчик и барабан".
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Содержание.
Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».
Ритмическое упражнение.
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные.
Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение (Фото 2).
Ритмическое упражнение "Стоп, машина".
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»
Ритмическая игра "Азбука морзе".
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.
ООооОО ОоооОО оооОО ОооОоо
Ритмическое упражнение "Мы тесто месили".
Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Дети запускают руки в "сухой бассейн" и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Ритмическая игра "Капельки". -
Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Кап! Кап! Я - капель,
У меня в апреле
(стучат указательным пальчиком по ладони)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям),
Детям на игрушки, • г
Кап - кап - кап!
Воробью
(легко прикасается пальчиками к голове)
Прямо на макушку.
Упражнение "Волшебная капель".
Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.
Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.
Содержание.
Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.
Ритмическое упражнение "Перелётные птицы".
Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.
Содержание.
Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Ритмичное упражнение "Мебель".
Цель: Развивать чувство ритма, умение согласовывать движения и текст.
Материал: мяч.
Содержание.
На каждое слово считалки - один удар мяча об пол.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка.
Ритмическое упражнение "Сладкоежка".
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети вслед за педагогом дети повторяют считалку и в такт ему отстукивают кистью руки па бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, и поднимать нужно только кисть).
Сладкоежка наш Кондрат,
Пять пирожных съел подряд.
С кремом - два,
С джемом - три,
Ты считалку повтори.
Ритмическое упражнение "Ну-ка, повтори!".
Цель: Упражнять детей в умении ритмично повторять слоги, одновременно выполняя заданные движения.
Содержание.
Все играющие хором повторяют:
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст ("Тра-та, та-та-та, тра-та...") и в нужный момент должны воскликнуть хором последнее "тра-та".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры и упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста
Пособие представляет собой систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста. Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешн...
Речевые игры в развитии правильного звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста
СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1 Занятие 11.Знакомство с клоуном3 2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7 3. Этюд «Делай как Я»5 4. Игра «Пушинка» ...
Цветовой круг как средство развития чувства цвета детей старшего дошкольного возраста -опыт работы
Мы каждый день взаимодействуем с цветами - выбирая палитру нового интерьера, расцветку платья, тон макияжа или лака для ногтей, мы ищем подходящий к обстановке или атмосфере оттенок. В торговых павиль...
Упражнения и игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...
Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование коммуникативных навыков и развитие чувства ритма у детей 3-7 лет...
Развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологий
Научно – исследовательские условия:Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двига...