пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.
статья на тему
В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимулирование фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 32.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно-речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".
Выполнила:
музыкальный руководитель
детского сада №13" Карлсон"- филиала АНО ДО «Алмазик» Тихонова Лариса Ирзатовна.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Задачи по изучению опыта.
2.Актуальность темы.
3.Развитие музыкальности у детей.
4.Используемая литература.
ЗАДАЧИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА.
1.Учить детей управлять своим голосом и артикуляцией.
2.Развивать фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух.
3.Овладевать мимикой лица, телом, развивать дыхание.
4.Развивать чувство ритма.
5.Стимулировать фантазию, развивать коммуникабельность, доброжелательное отношение к другим детям.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему способность видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок.
Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости слушать и слышать рождалась музыкальность-природой данное человеку свойство.
Что же такое музыкальность?
Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они
позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства. К понятию "музыкальность" относятся: умение понимать музыку, выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством. Итак: чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.
Невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать и т.д. Можно увлечь, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры.
В процессе игровых занятий интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему недоступен в обычной игровой ситуации. Игра необходима ребенку не только как средство познания искусства, но и как средство, способное справиться с проблемами развития. Игротерапия - это, прежде всего, свобода в действиях и реакциях. Поэтому задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность ребенку:
- снять эмоционально-психическое напряжение, т.е.отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположенные, положительные действия и поступки;
-помочь обрести веру в себя;
-овладеть чувством самоконтроля.
К игровым и развивающим приемам на музыкальных занятиях относятся: пальчиковые игры, музыкально-речевые упражнения, музыкально - ритмические упражнения со словами.
Подобные виды деятельности развивают у ребенка работу мозга, способствуют развитию речи, чувства ритма. Игры, сопровождающиеся пением, развивают звуковысотный слух. Эти виды деятельности помогают детям , начиная с самого раннего возраста:
-исполнять небольшие театрализованные постановки:
-учат владеть мимикой, телом;
-развивают артикуляцию, дыхание, что очень важно при обучении пению, танцу;
-стимулируют фантазию;
-учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе " телесных координат", что предотвращает возможность возникновения неврозов;
- позволяет ощутить радость взаимопонимания.
Эти виды деятельности поднимают настроение благодаря
своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь ребенка. Незаметно для себя дети запоминают большое количество стихов, становится выразительной речь, а как следствие-пение.
Попадая в детский сад, ребенок попадает в новый для него мир, его окружают чужие вещи, люди ( дети, взрослые) и ребенку нужно время для того, чтобы адаптироваться в новой среде. Этому, в большой мере, по моему мнению, способствуют музыкальные занятия, на которых ребенок раскрепощается, чувствует себя частицей коллектива, даже если сначала он выступает в роли пассивного зрителя. Звучащая музыка, движение, игра, танец, использование на занятиях игр и наглядных пособий помогают ребенку включиться в творческий процесс. Сначала наблюдение, затем несмелое подпевание, кратковременное действие в игре показывают ребенку, что это интересно и этим хочется заниматься еще.
Пальчиковые игры, музыкально - речевые , двигательно-речевые упражнения имеют свою давнюю историю, которая берет свое начало
в народном творчестве. Издавна дети играли в игры: "ЛАДУШКИ" " СОРОКА -ВОРОНА", " ЭТОТ ПАЛЬЧИК" " ЧЕТ-НЕЧЕТ".
Хотелось бы выделить основные задачи при проведении пальчиковых игр на музыкальных занятиях.
1. Развитие мышечного аппарата, мелкой моторики, тактильной чувствительности;
2. Реактивность сознания( ввиду быстроты смены движений);
3.Повышение уровня организации мышления ребенка"
4.Создание пальчикого театра;
5. Формирование образно-ассоциативного мышления
6Развитие координации движений, умение совмещать различные виды деятельности: движение, слово, пение:
7.Развитие музыкальности детей, развитие мимики, пластики:
8.Умение через слово, движение передавать образ, его настроение, характер:
9.Выполнять движения в определенном темпе и заданным напряжением;
10.Создавать положительный психологический и эмоциональный настрой детей.qq
Остановимся подробнее на пальчиковых играх.
Все люди очень разные: у кого-то хорошая память и он любит читать стихи, кто-то прекрасно рисует, а кот-то очень не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кому-то просто нравится смотреть, как идет дождь. Но почему-то , когда речь идет о ребенке, мы, взрослые, забываем, что это тоже человек, со своим желанием, настроением; мы забываем о психологических, физиологических и речевых возможностях этого маленького человека , о том, что он что-то любит, а чего-то нет. И именно пальчиковые игры способствуют раскрытию природы ребенка. Именно о пальчиковых играх многие взрослые думают как о развлечении, и во многом это касается родителей.
НАША ЗАДАЧА ДОНЕСТИ ДО РОДИТЕЛЕЙ ВСЮ ВАЖНОСТЬ ЭТИХ ИГР.
Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы.
Очень важное значение в развитии ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Самое главное условие, о котором должны помнить и педагоги и родители это то, что пальчиковые игры должны выполнятся ребенком без затруднения и приносить ему только радость.
Выдающиеся ученые Л.С.Выгодский, Л.С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. Пальчиковые игры вырабатывают у детей способность формирования адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений, вырабатывают такие качества как способность мобилизоваться, расслабляться, сосредотачиваться. Игры повышают общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр ребенок готовится к освоению чтения и письма.
Пальчиковые игры можно проводить и под музыку, негромкую, спокойную, знакомую, чтобы она не отвлекала ребенка. Сейчас появились новые пальчиковые игры, когда пальчики" танцуют" под музыку, выстукивая ритмический рисунок, что является показателем развития у ребенка чувства ритма. Это сложный процесс, но овладение им позволяет ребенку предлагать собственные варианты ритмических рисунков одного и того же музыкального произведения., а это в свою очередь является показателем общего развития малышей. Пальчиковые игры можно не только рассказывать, но еще и петь., что развивает артикуляцию, дыхание.
Большое значение в общем развитии детей и в частности в развитии музыкальности играют музыкально-словесные и двигательно-речевые упражнения. Используя их, у детей развивается звуковысотный слух, пластика, мимика, умение владеть своим телом, красиво и ритмично двигаться под музыку, развивается реакция, умение совмещать несколько видов деятельности. На каждом занятии для этого вида деятельности отводится от 1 до 3 минут. Очень важно , чтобы этот вид деятельности присутствовал на каждом занятии и тогда у детей наблюдаются заметные сдвиги в речи, пении, движении.
Когда восемь лет назад я решила использовать на занятиях перечисленные выше виды деятельности, у меня было очень мало материала, в основном использовала фольклорные игры "Ладушки", "Сорока-ворона", "Маленький мизинчик".
Позже мне попалась книга "Страна пальчиковых игр" ( М,С.Рузина, С.Ю.Афонькин). Книга включает в себя несколько разделов, и я выбирала наиболее простые и доступные для дошколят: сначала без слов - бабочки, птицы, кошка выпускает и прячет коготки, гребешок, ленивое и веселое солнышко. Некоторые из этих игр я подкрепляла звукоподражанием. Например: кошка выпускает коготки, раскрывая пальчики, дети произносят " мяу" - громко, резко пряча коготки тихо и ласково мурлыкали; изображая птиц чирикали весело, каркали грубо. Причем здесь я предлагала детям и мимикой выразить характер персонажа.
Работу по этим видам деятельности я начала со средней группы. Когда мы освоили простейшие игры, я включила в репертуар игру " апельсин". В этой игре присутствуют мелкая моторика и голосовой аппарат (дети меняли тембр: котята - высоко, ежик - приглушенно, утята -громко ,звонкими голосами, волк - низко, грубо.
Дальше я использовала в работе такую игру как "Гости". Сложность этой игры заключается в том, что сначала задействованы только мизинцы, потом только указательные пальчики и еще надо произносить текст, причем разный по высоте тембра. Детям было сложно, и мы разучивали игру поэтапно (впрочем, как и все последующие игры, если они представляли сложность для детей). В играх я обращаю внимание детей на то, чтобы в начале разучивания они смотрели на меня, а потом, когда усвоен текст, смотреть на свои пальчики и действовать самостоятельно. Затем я стала включать в репертуар игры с движениями и словами: "Шалтай - Болтай", "Любопытная Варвара"; игры с пеним:" Лодочка", "Мухи и паук". Очень хороша игра "Бабушка и внучек", где важно не столько ритмическое исполнение, сколько творческое начало. Дети поют за внучка, за животных, одновременно имитируя того или другого животного, а также подражая голосом.
Очень хорош сборник " Скворушка" (Е.Макшанцева), в котором даются игры, начиная с 8-ми месячного возраста, причем эти игры являются не только музыкально-речевыми , но и театральными, что позволяет детям с раннего возраста попробовать себя в роли артистов. Детям нравятся эти игры и в большинстве случаев они принимают участие все. В младших группах дети бывают пассивны в силу своего развития, настроения, адаптации к новой обстановке, поэтому я к таким детям подхожу осторожно, даю им возможность привыкнуть, приглядеться и как же радостно бывает, когда замечаешь, что малыш, сначала, начинает смелее смотреть на то, чем занимаются другие, а потом постепенно, несмело включается в игру. Очень хорошо помогает детям прием: "посмотри на себя", когда мы разыгрываем наши игры перед зеркалом и дети с удовольствием наблюдают за собой и за другими. Еще один замечательный прием, помогающий детям в развитии музыкальности, в частности в развитии чувства ритма, когда дети отстукивают ритм по ладошкам и коленям соседа. Иногда мы устраиваем концерт по заявкам, когда дети предлагают поиграть в игры, которые они больше всего полюбили "Пирожки", "Обезьянки" или же без слов показывают игру на пальчиках, а все должны узнать, что же это за игра.
Конечно, бывают и неудачные попытки, но это скорее всего происходит оттого, что не всегда учитываются способности детей, их подготовленность, тогда я упрощаю материал или оставляю его на будущее. Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой, выразительно передают высоту звуков. Сейчас появилось очень много разработок игр, занятий, которые оказывают огромную помощь в работе, и я считаю, что пальчиковые игры, словесно-музыкальные и словесно-двигательные упражнения помогают детям не только овладеть пением, движением, они помогают самовыражаться, проявлять свои индивидуальные способности. Давайте же будем играть и сами и с детьми, потому что игра это больше, чем просто развлечение.
Пальчиковая гимнастика.
Возрастные группы | ||||||||
Параметры Ф.И.О ребенка | Музыкальность | Эмоциональность | Мелкая моторика, тактильная чувствительность | Внимание | Память | Подвижность нервных процессов | Пластичность Гибкость рук | Координация движения |
Музыкально-речевые упражнения.
Возрастные группы | ||||||||
Параметры Ф.И.О ребенка | Музыкальность | Эмоциональность | Развитие звуковысотного слухак | Внимание | Память | Умение владеть телом, мимикой | Умение слышать друг друга и составлять ансамбль | Развитие координации движений, умение совмещать различные виды деятельности. |
Двигательно-речевые, ритмические упражнения.
Возрастные группы | ||||||||||
Параметры Ф.И.О ребенка | Музыкальность | Эмоциональность | Умение выполнять движения в определенном темпе и заданном напряжении | Внимание | Память | Развитие чувства ритма | Реактивность сознания | Развитие фантазии | Доброжелательного отношения друг к другу | Коммуникабельность |
В процессе оценки можно использовать различные шкалы: 3 – балльную, 5 – балльную систему, либо уровни: высокий, средний, низкий. Я привожу критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с уровнями: высокий, средний, низкий.
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения рук в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя их музыки и содержания композиции( страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети поют во время движения, после выполнения движения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, а так же придумывать собственные, оригинальные сценки. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом, движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться и сосредоточиться на задании.
Память – способность запоминать музыку и движение. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений игры вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющая исполнить несложные упражнения.
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
Диагностическое обследование разработано по методу Л.И.Тихоновой.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Рузина М.С., Афонькин С.Ю."Страна пальчиковых игр" Кристалл С.-Петербург 1998г.
2.Макшанцева Е."Скворушка" Арти-Иленса Москва 1999г.
3.Музыкальная палитра" № 3 2003г.,№4 2002г.
4."Музыкальный руководитель" №1 2006 г.,№2 2004г.,№ 1 2004г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ
Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...
Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...
«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2018 - май 2019 г.г.Вид проекта: педагогический с детьми младшей группы.Участники проекта: музыкальный руководитель, младшие дошкольники, р...
"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....