Конспект НОД по речевому развитию .Чтение русской народной сказки "Крошечка - хаврошечка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина  Валерьевна Чечик

НОД по развитию речи с применением технологий "Продуктивное чтение" и "Наглядное моделирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hovroshechka.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Образовательная область : «Речевое развитие» (интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» , «Художественно – эстетическое развитие»)

Тема : Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка».

Цель: пополнять литературный багаж сказками , развивать все компоненты устной речи детей.

Задачи:

- знакомить детей с устным народным творчеством

- учить определять характер персонажей , помочь понять поступки героев

- совершенствовать речь как средство общения , помогать осваивать выразительные средства языка

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа: рассматривание коллекции «Лён» , просмотр презентации «Обработка льна» , проведение беседы в мини – музее «Русская изба» по теме «Холсты и рушники».

Активизация словаря : Журят , пуд ,холсты.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская .коммуникативная ,игровая .

Материалы , оборудование : магнитная доска ,нарисованная на ватмане яблоня без плодов ,рушник ,иллюстрации с изображением цветов льна ,плоские магниты – яблоки ,раскраски с изображением яблони .

                                     Ход занятия.

Вос-ль : -Мальчики и девочки , посмотрите с чем я к вам пришла (в руках рушник) , что это? А для чего он нужен? Вы знаете из чего он сделан ? А как получается эта ткань?

- Этот рушник сделан из льна , а вы знаете что такое лён ? Лён – это цветы , вот они (показать рисунок) , рассмотрите их , какие они? Как можно из цветов сделать рушник ?Как вы считаете?

- Сначала пашут землю ,как это делают? Затем сеют семена льна , когда они вырастут их срезают. Что помогает людям убрать с поля лён? А когда не было машин , тракторов как люди убирали с полей лён , рожь ,пшеницу ? После того как лён убрали , его мяли ,как это делали? А затем чесали .Чем? Что после этого получалось? После этого волокна надо было спрясть. И только после этого ткали рушники. А что ещё есть на рушнике ?(вышивка) Как её делали? Как думаете , тяжело было выполнять всю эту работу?

- Прошу встать всех в круг и поиграть в игру «От семечка до полотенечка».

(воспитатель называет этапы обработки льна , а дети эмитируют эти

движения).

Я пришла к вам не только с рушником но и с книгой , а в этой книге есть сказка  ,которую я хотела бы вам прочитать .Это русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка». Рассмотрите иллюстрации к этой сказке и предположите о чём в ней будет говориться.(дети высказывают предположения ,воспитатель их рисует).

Чтение сказки .

Вопросы по ходу чтения:

- Как думаете ,что это были за люди , хорошие или плохие?

- Почему сестёр так звали ?Какой была Крошечка – Хаврошечка?

- Как звала она корову? Почему матушка?

- Как думаете , что в это время делала Хаврошечка? А могла бы Хаврошечка сама сделать эту работу?

- Как думаете , что произойдёт дальше?

- Почему Триглазка не уснула?

- Какой была Триглазка ? А старуха?

- Почему такая чудесная яблонька выросла?

- Давайте вернёмся к вашим предположениям , верны ли они были.

Что произошло ,когда сёстры захотели нарвать яблок ? Давайте поиграем в такую игру – я буду яблоней , а вы будете стараться достать до веток.

Вам понравилась сказка? Напомните как она называлась? Кто её написал? Для чего русский народ придумывал такие сказки? А давайте вспомним о ком и о чём эта сказка? (краткий пересказ).

Рефлексия : Чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось больше всего ? А что нового узнали? Если вам всё понравилось , у вас всё получается , вот на эту яблоньку прикрепите красные яблоки , а если вам было что-то сложно , то жёлтые. (если кто-то из детей прикрепит жёлтые яблоки , выяснить почему).

На прощание я хочу подарить вам вот эти раскраски с изображением чудесной яблони и надеюсь что раскрашивая их вы вспомните сказку.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе.

Образовательная область : Речевое развитие. Интеграция образовательных областей («Познавательно – речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»).

Тема : Чтение сказки М.Пляцковского «Ромашки в январе».

Цель: Пополнять литературный багаж сказками  , познакомить со сказкой М.Пляцковского «Ромашки в январе».

Задачи : - формировать интерес и потребность в  чтении , воспитывать сострадание и сочувствие к героям ,доброжелательное отношение ко всем временам года.

Оборудование : макет дома , игрушки (щенок и утёнок) , иллюстрации к сказке ,портрет М.Пляцковского.

                                                  Ход занятия.

Дети входят в группу и видят макет деревянного дома и двора зимой.

Вос – ль – Как думаете кто живёт в этом доме?

- Посмотрите на этот портрет, кто на нём изображён? Глядя на лицо этого писателя , что можно сказать , какой это человек? Какие сказки М.Пляцковского вы уже знаете? О ком они? (о животных) Как зовут героев известных вам сказок?  Хотели бы вы познакомиться с новой сказкой М.Пляцковского? Рассмотрите эти картинки и предположите о ком мы будем читать. А что мы прочитаем о щенке Тявке и утёнке Крячике.

В какое время года происходит действие?

Предлагаю вам погреться и немного поиграть. Физминутка.

Чтение. Вопросы по тексту:

- Что значит ёжились от мороза , покажите как это?

- Зачем утёнок спрятал клюв под крыло?

- Как думаете , что сделает Тявка ,что бы прямо сейчас наступило лето?

-  Что нарисовал Тявка?

- Закройте глаза , представьте ромашки ,вдохните носом , вы чувствуете запах ромашек?

Подвижная игра «Зима и лето». (Воспитатель говорит слово «зима» , дети мимикой и жестами показывают , что им холодно, а если «лето», они рвут цветы).

Работа с текстом после чтения.

-Что вы чувствуете сейчас? Вам понравилась сказка? А чем?

- Вернёмся к вашим предположениям  ,верны ли они оказались?

- Кто перескажет сказку?(пересказ)

А что вам хотелось бы сейчас нарисовать? (ромашки)

Продуктивная деятельность.(дети рисуют ромашки)

Рефлексия: - Посмотрите на эти ромашки ,какое у вас настроение?

Чем мы занимались на занятии? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект ООД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект ООД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»...

Конспект по речевому развитию тема "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Цель:  создать условия для знакомства с русской народной сказкой «Хаврошечка»....

Конспект НОД по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» во 2 младшей группе

Знакомство детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец)....

Конспект НОД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Конспект НОД по речевому развитие. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»Возрастная группа: младшая разновозрастная группа (3-5 лет)Образовательная область: речевое ра...