Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мосягина Людмила Ивановна

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №8»г.Кирова Калужской области

(дошкольные группы)

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

(для детей подготовительной группы)

Составила:

Мосягина Л.И.

2020г.

Цель:  совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи (в соответствии с возрастными особенностями):

  1. Образовательная: дать представления о том, как нужно составлять план пересказа.
  2. Развивающая: активизировать речь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство трудолюбия.

Оборудование и материалы: сундучок, яблоки по количеству детей, таз с водой, книга с рассказом В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет», листы бумаги по количеству детей, цветные карандаши, мелки, фломастеры, ватман, ватные палочки, губки, салфетки, фольга, деревянные пробки, колпачки от фломастеров, скорлупа грецких орехов .

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу сундучок и предлагает детям отгадать загадку.

«Круглое, блестящее.

Сочное, хрустящее.

На ветке висит,

Упасть норовит» (яблоко)

Дети отгадывают загадку. Воспитатель открывает сундучок, там яблоки.

Воспитатель: - Возьмите каждый по яблоку, давайте их рассмотрим. Опишите яблоко по форме, цвету, запаху, твёрдое оно или мягкое, лёгкое или тяжёлое? (дети описывают свои яблоки).

- Ребята, а как вы думаете, если положить яблоко в воду, оно потонет или нет? Хотите проверить? (проводят опыт с яблоками, опускают их в таз с водой). Как вы думаете, почему тяжёлое яблоко не тонет? (дети предлагают свои варианты ответов). Яблоко состоит на 25% из воздуха, поэтому не тонет в воде. Как вы считаете, яблоки полезные или нет? (ответы детей)

- Яблоки -  очень полезные фрукты, в них много витаминов, поэтому их очень любят и взрослые и дети.  О них написано много стихов, песен, рассказов. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

  1. Основная часть.

Первичное чтение произведения. Беседа по содержанию прочитанного.

- К кому приходил Миша?

- Что привлекло внимание мальчика в саду?

- Какое условие поставил дедушка Корней, чтобы сорвать яблоко?

- Почему мальчик не смог с первого раза прийти в сад на рассвете?

- Какую работу Миша выполнил в саду рано утром?

- Как выглядело яблоко на рассвете?

- Почему мальчик не взял яблоко?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: - Давайте придумаем описание мальчика: какого цвета у него были волосы, глаза? Во что он был одет? (Дети описывают мальчика)

Воспитатель: - Нарисуйте на своих листах мальчика таким, каким вы хотите его видеть (дети рисуют мальчика).

Повторное чтение текста с установкой на последующий пересказ. Составление плана в виде графических схем.

Воспитатель: -  Давайте схематично изобразим основные части рассказа. Вспоминайте, что было в начале? (Мальчик Миша ходил в сад к дедушке). Как это можно изобразить? Что было дальше? (Ему понравилось яблоко). Как это можно изобразить? Что было дальше? (Дедушка поставил условие: налить воды пчёлам, срезать сухие веточки). Как это можно изобразить? Как изобразить лень мальчика? Что было потом? (Налил воды пчёлам, срезал сухие веточки). О чём говорится дальше? (На рассвете Миша залюбовался яблоком). Чем заканчивается рассказ? (Мальчик не стал срывать яблоко, он захотел увидеть рассвет) 

Дети (работа в парах) на  листах схематично рисуют план: 1 часть - мальчик, сад; 2 часть – яблоко; 3 часть – пчёлы, веточки; 4 часть – лень; 5 часть – пчёлы, веточки; 6 часть – яблоко, рассвет; 7 часть – рассвет.

Воспитатель: - Как вы думаете, что хотел сказать автор в своём рассказе? (Нужно быть трудолюбивым, не лениться, видеть красоту в обычных вещах). Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё раз, запоминайте и потом будете его пересказывать.

Пересказ рассказа с опорой на графический план.

Воспитатель по очереди вызывает несколько детей для пересказа текста (пересказ по частям). Дети пересказывают текст по частям с опорой на план, составленный схематично.

Воспитатель: - А сейчас пришла пора отдохнуть нам, детвора!

Физминутка.

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево –

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок, моя яблонька заснёт.

Дети выполняют движения по тексту.

Коллективное рисование «Яблоневый сад».

Воспитатель: - Дети, вспомните и скажите, где растут яблоки? (на яблоне) Как называется место, в котором растёт много яблонь? (яблоневый сад) Предлагаю вам вырастить яблоневый сад в нашей группе. Перед вами ватман с нарисованными яблонями. Чего не хватает на деревьях?  (яблок) На столе лежат разные предметы, с помощью которых вы сможете нарисовать яблоки. Возьмите понравившийся вам предмет, краски и нарисуйте яблоки.

(дети подходят к столу, с помощью разных предметов: ватные палочки, губки, салфетки, фольга, деревянные пробки, колпачки от фломастеров, скорлупа грецких орехов рисуют яблоки на деревьях)

  1. Заключительная часть. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: - Ваши яблочки готовы?         Давайте ими полюбуемся (дети любуются работами)

Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали? Что узнали? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, вам всё удалось сделать хорошо? Вы довольны результатом работы на занятии? Вы молодцы, мне было приятно с вами заниматься и поэтому вы заслужили сюрприз – вот эти яблоки из сундучка.

Воспитатель раздаёт детям яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование  умения  пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...

Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Цель:  совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи :Образовательная: дать представления о том, как...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Задачи:1.Образовательн...