Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №8»г.Кирова Калужской области
(дошкольные группы)
Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
(для детей подготовительной группы)
Составила:
Мосягина Л.И.
2020г.
Цель: совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи (в соответствии с возрастными особенностями):
- Образовательная: дать представления о том, как нужно составлять план пересказа.
- Развивающая: активизировать речь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения.
- Воспитательная: воспитывать чувство трудолюбия.
Оборудование и материалы: сундучок, яблоки по количеству детей, таз с водой, книга с рассказом В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет», листы бумаги по количеству детей, цветные карандаши, мелки, фломастеры, ватман, ватные палочки, губки, салфетки, фольга, деревянные пробки, колпачки от фломастеров, скорлупа грецких орехов .
Ход занятия:
- Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу сундучок и предлагает детям отгадать загадку.
«Круглое, блестящее.
Сочное, хрустящее.
На ветке висит,
Упасть норовит» (яблоко)
Дети отгадывают загадку. Воспитатель открывает сундучок, там яблоки.
Воспитатель: - Возьмите каждый по яблоку, давайте их рассмотрим. Опишите яблоко по форме, цвету, запаху, твёрдое оно или мягкое, лёгкое или тяжёлое? (дети описывают свои яблоки).
- Ребята, а как вы думаете, если положить яблоко в воду, оно потонет или нет? Хотите проверить? (проводят опыт с яблоками, опускают их в таз с водой). Как вы думаете, почему тяжёлое яблоко не тонет? (дети предлагают свои варианты ответов). Яблоко состоит на 25% из воздуха, поэтому не тонет в воде. Как вы считаете, яблоки полезные или нет? (ответы детей)
- Яблоки - очень полезные фрукты, в них много витаминов, поэтому их очень любят и взрослые и дети. О них написано много стихов, песен, рассказов. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
- Основная часть.
Первичное чтение произведения. Беседа по содержанию прочитанного.
- К кому приходил Миша?
- Что привлекло внимание мальчика в саду?
- Какое условие поставил дедушка Корней, чтобы сорвать яблоко?
- Почему мальчик не смог с первого раза прийти в сад на рассвете?
- Какую работу Миша выполнил в саду рано утром?
- Как выглядело яблоко на рассвете?
- Почему мальчик не взял яблоко?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: - Давайте придумаем описание мальчика: какого цвета у него были волосы, глаза? Во что он был одет? (Дети описывают мальчика)
Воспитатель: - Нарисуйте на своих листах мальчика таким, каким вы хотите его видеть (дети рисуют мальчика).
Повторное чтение текста с установкой на последующий пересказ. Составление плана в виде графических схем.
Воспитатель: - Давайте схематично изобразим основные части рассказа. Вспоминайте, что было в начале? (Мальчик Миша ходил в сад к дедушке). Как это можно изобразить? Что было дальше? (Ему понравилось яблоко). Как это можно изобразить? Что было дальше? (Дедушка поставил условие: налить воды пчёлам, срезать сухие веточки). Как это можно изобразить? Как изобразить лень мальчика? Что было потом? (Налил воды пчёлам, срезал сухие веточки). О чём говорится дальше? (На рассвете Миша залюбовался яблоком). Чем заканчивается рассказ? (Мальчик не стал срывать яблоко, он захотел увидеть рассвет)
Дети (работа в парах) на листах схематично рисуют план: 1 часть - мальчик, сад; 2 часть – яблоко; 3 часть – пчёлы, веточки; 4 часть – лень; 5 часть – пчёлы, веточки; 6 часть – яблоко, рассвет; 7 часть – рассвет.
Воспитатель: - Как вы думаете, что хотел сказать автор в своём рассказе? (Нужно быть трудолюбивым, не лениться, видеть красоту в обычных вещах). Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё раз, запоминайте и потом будете его пересказывать.
Пересказ рассказа с опорой на графический план.
Воспитатель по очереди вызывает несколько детей для пересказа текста (пересказ по частям). Дети пересказывают текст по частям с опорой на план, составленный схематично.
Воспитатель: - А сейчас пришла пора отдохнуть нам, детвора!
Физминутка.
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок, моя яблонька заснёт.
Дети выполняют движения по тексту.
Коллективное рисование «Яблоневый сад».
Воспитатель: - Дети, вспомните и скажите, где растут яблоки? (на яблоне) Как называется место, в котором растёт много яблонь? (яблоневый сад) Предлагаю вам вырастить яблоневый сад в нашей группе. Перед вами ватман с нарисованными яблонями. Чего не хватает на деревьях? (яблок) На столе лежат разные предметы, с помощью которых вы сможете нарисовать яблоки. Возьмите понравившийся вам предмет, краски и нарисуйте яблоки.
(дети подходят к столу, с помощью разных предметов: ватные палочки, губки, салфетки, фольга, деревянные пробки, колпачки от фломастеров, скорлупа грецких орехов рисуют яблоки на деревьях)
- Заключительная часть. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: - Ваши яблочки готовы? Давайте ими полюбуемся (дети любуются работами)
Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали? Что узнали? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, вам всё удалось сделать хорошо? Вы довольны результатом работы на занятии? Вы молодцы, мне было приятно с вами заниматься и поэтому вы заслужили сюрприз – вот эти яблоки из сундучка.
Воспитатель раздаёт детям яблоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"
ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование умения пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...
Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....
Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...
Конспект открытого занятия НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)
Цель: совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи :Образовательная: дать представления о том, как...
Конспект занятия в подготовительной группе. Тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Задачи:1.Образовательн...