Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe._kursy.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «детский сад №16 «скворушка»
Конспект НОД по развитию речи
на тему пересказ рассказа
Л.Толстого «Котенок»
в старшей логопедической группе
Воспитатель I кв.категории
Ахметшина Назиля Фагимовна
Тема | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» |
Программа | «От рождения до школы» |
Возраст | Старшая логопедическая |
Направление | Познавательно-речевое |
Основная образовательная область | Коммуникация |
Интеграция образ.областей | Коммуникация, социализация, познание, физическая культура |
Форма проведения | Фронтально. Образовательные ситуации с элементами игры. |
Цель | Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности |
Воспитательные | Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом |
Развивающие | Расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. |
Образовательные | Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст. |
Планируемый результат | Ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного. |
Методы и приемы | Методы: игровые, словесные, наглядные Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение |
Наглядные средства обучения | Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей |
Организация детей | 1-3. Свободная на ковре 4-6. За столами 7.В кругу 8.За столами |
Индивидуальная работа | Исправлять ошибки в речи детей, работать над звуковкой. |
Словарная работа | Обогащение: амбар, щавель Активизация: охотник, котенок, … |
Предварительная работа | Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?», К.Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего животного. |
структура | 1.Вводный организационный момент Игра «Назови детеныша», «Кто как голос подает?» -2 мин. 2. Объявление темы -1 мин. 3. Словарная работа -2 мин. 4. Чтение рассказа - 2 мин. 5. Вопросы детям – 3 мин. 6. Создание проблемы – 1 мин. 7. Физкультминутка «Котик» -1 мин. 8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. -2 мин. 9. Составление плана пересказа – 1 мин. 10. Пересказ рассказа детьми - 9 мин. 11. Итог. Высказывания детей. Самооценка – 1. |
Ход образовательной деятельности:
- Вводный организационный момент.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Назови детеныша». (дети называют и показывают на картинках животных)
У овцы – ягненок
У лошади – жеребенок
У коровы – теленок
У козы – козленок
У кролика – крольчонок
У свиньи – поросенок
У собаки – щенок
У кошки – котенок.
Игра «Кто как голос подаёт?».
Гусь – гогочет
Кошка - мяукает
Собака – лает
Корова - мычит
Утка – крякает
Ворона - каркает
Лошадь – ржёт
Свинья - хрюкает
Овца – блеет
Мышь - пищит
Основная часть.
2.Объявление темы.
- Сегодня мы узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой.
3. Предварительно воспитатель объясняет детям значения слов амбар, щавель.
Амбар -строение в селе для хранения зерна и других видов продуктов .
Щавель – луговое или садовое растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса. (Показ изображения)
4. Чтение рассказа Л.Толстого «Котенок» с последующим обсуждением.
«Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.»
5. Закончив чтение рассказу, воспитатель интересуется, понравился ли он детям, кому какой эпизод особенно запомнился, задает вопросы детям:
(вопросы задаются на выбор, в зависимости от ответов детей)
- О ком этот рассказ?
- Что случилось весной?
- Что услышали дети, когда играли возле амбара?
- Что сделал Вася?
- Что он там увидел?
- Куда побежала Катя? Что она принесла?
- Что сделали дети, когда котята подросли?
- Как обращались дети с котенком?
- Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
- Почему они оставили котенка одного?
- Кого увидели дети?
- Какая опасность грозила котенку?
- Как поступила Катя? А Вася?
- Чем заканчивается рассказ?
6. Создание проблемы. Воспитатель:
-Это интересный рассказ. Но в другом детском саду, где я бываю, нет такой книги, и дети этот рассказ не знают. Давайте напишем им письмо. Вы будете рассказывать мне, а я записывать. Дети получат письмо и увидят, как вы научились рассказывать. Согласны?
Для этого еще раз прочитаем рассказ, вы внимательно слушайте, чтобы ничего не пропустить. А перед этим поиграем – сделаем упражнение «Котик».
7. физкультминутка «Котик»
Вот какой коташка
Круглая мордашка
А на каждой лапке
Коготки-царапки
Все ему игрушки-
Кубик и катушка.
Котик, словно мячик,
По квартире скачет.
8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
9. Составление плана вместе с детьми.
- О чем сначала расскажем? /о том как потерялась и нашлась кошка у детей/
- А потом? /про котенка и как дети обращались с ним/
- О чем после этого можно рассказать?/дети пошли гулять вместе с котенком и забыли про него/
- Что потом случилось?/на котенка напали охотничьи собаки/
- Как заканчивается рассказ? /Вася спас котенка/
10. Пересказ рассказа детьми. Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ по частям. Затем один ребенок еще раз рассказывает целый рассказ.
11. Итог занятия.
- Молодцы, ребята. Вот наше письмо и готово. Мы его отправим и дети из другого сада узнают эту историю про котенка.
- Ребята, вам понравилась заниматься?
- В какие игры мы играли?
- Что было трудно выполнять?
- А что легко?
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
Похлопаем себе за внимание и старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. Сл...
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"
Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...
Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)
Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста...