«Посуда бабушки Федоры»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

1. Учить образовывать слова с помощью суффиксов.

2. Учить образовывать и употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогом без.

3. Упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных, дать понятие, из чего изготавливается посуда. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Развивать внимание, логическое мышление. Учить классифицировать предметы посуды.

3.  Воспитывать у детей навыки самообслуживания, аккуратность при обращении с предметами посуды, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к художественной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda_babushki_fedory.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект НОД для детей подготовительной группы 

на тему: «Посуда бабушки Федоры»

Воспитатель:

Большакова К.М.

 

Цель: уточнить и закрепить знания детей о посуде.

Задачи: 1. Учить образовывать слова с помощью суффиксов.

2. Учить образовывать и употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогом без.

3. Упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных, дать понятие, из чего изготавливается посуда. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Развивать внимание, логическое мышление. Учить классифицировать предметы посуды.

3.  Воспитывать у детей навыки самообслуживания, аккуратность при обращении с предметами посуды, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к художественной деятельности.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, посуда из различных материалов, разрезные картинки, ножницы, листы картона с изображением тарелки (круг), детская посуда.

1.Оргмомент.

Воспитатель: 

Мы пришли сюда с утра,

Крикнем дружно все: «Ура!»

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля!

Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!

Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!

2. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку об одной сказке, которую вы знаете, а вы попробуйте отгадать:

 От бабушки-грязнули

 Все вещи улизнули,

  Остались у старушки

 Лишь жабы, да лягушки,

 Звала стаканы, блюдца-

  Помоет, коль вернутся,

 И обещала кротко

 Почистить сковородки.

 Воротились все,

  С тех пор,

  Из избы пропал весь сор.

               (Федорино горе)

    Беседа с детьми на тему: «Посуда». 

 Воспитатель: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель: Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: Посуду придумали древние люди.

Воспитатель: Скажите, какая бывает посуда по назначению?

Дети: Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная. К чайной посуде относится чайник, чашки, блюдца.

К столовой – тарелки, ложки, вилки, стаканы, та посуда, из которой мы, как правило, едим.

А к кухонной – сковородки, кастрюли.

Открою вам маленький секрет, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.     

3. Основная часть.

В группу, к детям, плача и проговаривая, заходит Федора.

Федора: Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои…

Воспитатель: Что случилось, бабушка Федора?

Федора: Убежала посуда, даже чай попить не из чего.

Воспитатель: Ребята, а нам сегодня почтальон принес письмо от посуды. Посмотрим, что она нам пишет.

Дети слушают письмо которое зачитывает воспитатель:

 

« Было нам у бабы худо,

    Не любила нас она,

    Била, била нас она.

    Запылила, закоптила,

    Загубила нас она.

    Мы поломаны, побиты,

    Мы помоями облиты,

    От того-то мы от бабы,

    Убежали как от жабы,

     И гуляем по полям,

     По болотам, по лугам,

     А к неряхе - замарахе не воротимся!

Воспитатель: Ах, ты, несчастная Федора.

( Федора плачет)

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?

- Почему убежала посуда?

Дети перемещаются.

Воспитатель: Да, Федора, посуды у тебя почти не осталось. Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Посуда пока пробиралась по лесным тропам, вся сломалась, потеряла свои части. Каких частей нет у посуды? Без чего она? Давайте возьмем каждый по одной картинке, внимательно посмотрим и правильно ответим полным ответом.

Игра « Что без чего?»

Дети отвечают полным ответом.

- На картинке изображена кастрюля без ручки

- На картине изображена чашка без ручки

- На картинке изображен чайник без носика и т. д.

Воспитатель:  Федора обижала посуду, давайте пожалеем ее и назовем ласково.

Дидактическая игра: « Назови ласково»

Дети перемещаются.

Воспитатель:  Посуду можно делать из различных материалов. Давайте посмотрим, из чего сделана посуда. (выставляется посуда различных материалов)

Дети: Стакан из стекла - стеклянный

           Чашка из фарфора  - фарфоровая

           Чайник из железа – железный и т.д.

 Воспитатель: Ребята, расскажите о стеклянных предметах. Какие они?

 (ответы детей)

Воспитатель:  Давайте сравним металлическую и стеклянную посуду. Какая посуда вам нравится больше и почему?

Дети: Стеклянная посуда красивая, нежная и т.д.

Воспитатель:  Если стеклянная посуда такая хрупкая, то она может и разбиться, можно порезаться. Как надо обращаться с такой посудой?

Дети:  Очень бережно, осторожно.

Воспитатель: У Федоры было много посуды.

Федора: Давайте изобразим ее.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник, (дети надувают живот)

Очень важный, как начальник. (рука на поясе, другой делаем «носик»)

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя круг руками)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (вытягиваются, руки слипаются над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (наклон вперед, руки вытягиваются вперед)

Он посуду нам принес.

Федора: Помогите мне, пожалуйста, вот эту посуду склеить.

Звучит музыкальное сопровождение.

Дидактическая игра « Разрезные картинки»

Федора:  Уж не буду, уж не буду, я посуду обижать. Буду, я теперь посуду и любить и уважать.

Дети перемещаются.

Воспитатель: Ребята, расскажите Федоре, какую посуду мы используем для хранения продуктов, чтобы в доме была чистота и порядок.

Дидактическая игра « Где что хранится »

    для хлеба - хлебница

    для супа - супница

    для чая - чайник и т.д.

Воспитатель: Мы должны помочь Федоре и помыть посуду. Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Помощники»

Мы посуду у Федоры вымоем без уговоров,

Моем вилку, чашку, ложку, сковородку, поварешку.

Моем блюдца и стакан

И закроем крепко кран.

Дети перемещаются.

Воспитатель: А теперь давайте поможем Федоре расставить всю посуду по местам: кухонную на плиту, чайную - на стол.

Дети перемещаются.

Федора: Спасибо, вам ребята, научили меня ухаживать за посудой. Мне хочется поиграть с вами, загадать вам загадки о посуде.

Будьте внимательны:

  • Он из стали, и прекрасно режет овощи и мясо.

Только лезвие не трожь, ну, конечно, это …(нож)

  • На кухне ей всегда почет, она и жарит, и печет,

Не приготовить нам еды без кухонной…(сковороды).

  • Для нас она необходима, ведь пищу у нее едим мы.

Глубокая, мелкая, зовут ее…(тарелкою)

  • На кухонке нашей мы варим в ней кашу,

Картошку,бульоны,супы,макароны…(кастрюля)

  • Сел за стол я и капаю маленькой лопаткою

Инструмент я окунаю в борщ, в повидло сладкое,

Что лопатка зачерпнет, отправляю прямо в рот.

Кашу, торт, бульон, окрошку,

Знают все, что это…(ложка).

Федора: Молодцы, все загадки отгадали, будто их уже слыхали!

Воспитатель: Вот мы Федоре и подсказали, как надо обращаться с посудой, чтобы она не убежала. А теперь мы сделаем ей подарок. Я сейчас раздам вам листы картона, а вы вырежете тарелочки, а потом Федора будет за ними ухаживать.

4.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости?

- Почему от Федоры убежала посуда?

- Мы научили Федору ухаживать за посудой?

- Молодцы, хорошо поработали. Старались.

Дидактическая игра « Разрезные картинки» ( 5-6 частей)

Федора:  Уж не буду, уж не буду, я посуду обижать. Буду, я теперь посуду и любить и уважать.

Воспитатель: А теперь давайте поможем Федоре расставить всю посуду по местам: кухонную на плиту, чайную - на стол.

Федора: Спасибо, вам ребята, научили меня ухаживать за посудой.

Воспитатель: приглашает детей за стол.

Посмотрите у нас на доске красивая посуда. А вашу посуду художник раскрасил не до конца. Мы предлагаем побыть вам художниками и раскрасить ее.

Что нужно дорисовать на тарелочке? (цветочек и каемочку).

Что на чайнике? (полоску и цветок).

А на кастрюле? (крышку и цветок).

Давайте вспомним, как мы будем рисовать цветок.

Делаем примакивание вверху, внизу, слева, справа и между ними.

Когда раскрасите посуду, вы должны приклеить ее на свой поднос.

А сейчас дети работают самостоятельно.

Кто раскрасил, то подходим и приклеиваем на свой поднос.

Тарелочку мы поместили на какой поднос? Где находится какая посуда? (столовая).

Чайники приклеили на поднос где находится какая посуда? (чайная).

А кастрюли? (кухонная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность на тему: "Посуда бабушки Федоры"

Для детей дошкольного возраста 4-5 лет, с использованием инновационных технологий: исследовательская деятельность...

Познавательное развитие. Посуда. "Бабушка Федора"

Конспект познавательного развития в средней группе "Посуда"...

Непрерывная образовательная деятельность: " Посуда бабушки Федоры"

Продолжать закреплять интерес к лепке у воспитанников 4-5 лет...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Посуда бабушки Федоры»

Для детей дошкольного возраста 4-5 лет (средний возраст), с использованием инновационных технологий: исследовательская деятельность...

«Посуда бабушки Федоры»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастана тему: «Посуда бабушки Федоры»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе развития «Поможем вернуть посуду бабушке Федоре»

Образовательные области в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическ...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе развития «Поможем вернуть посуду бабушке Федоре»

Образовательные области в соответствии с ФГОС дошкольного образования: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическ...