Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда ДОУ.
материал по развитию речи (старшая группа)

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Камешки марбалс в детском саду745.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи.

У детей с нарушением речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому данное направление является одним из важнейших вкоррекционно – развивающей образовательной деятельности учителя – логопеда.

Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи учителями – логопедами используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. У детей снижается возбудимость, возрастает интерес к образовательному процессу, активизируется внимание, память, восприятие.

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель – логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в коррекционно – развивающей образовательной деятельности, является — камешки МАРБЛС.

Шарики Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает«мраморный». Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Ведущим видом деятельности в детском саду является игра, в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам в игре. Навык красивой, правильной, грамотнойречи легче формировать в игровых ситуациях.

В своей работе я использую замечательные камешки Марблс. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:

1. Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.

2. Развивается ориентировка на плоскости листа.

3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.

4. Формируется звуковой анализ и синтез.

5. Формируется анализ слогового состава слова.

5. Проводится профилактика дисграфии у детей.

6. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.

7. Обогащается словарный состав.

8. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.

Формы работы с камешками МАРБЛС:

— Индивидуальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность(как часть занятия);

— Фронтальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).

Требования к организации проведения упражнений с камешками МАРБЛС:

— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

— Наличие познавательной направленности упражнений.

— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Перечень игр с Марблс и их описание.

  1. Развитие пространственных представлений

Игра «Выложи по контуру»

Использование камешков Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т.д.

  • Выложить по контуру картинки.
  • Заполнить картинку камешками.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

  • Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; оранжевый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль.
  • Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

2. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало».

  • Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой».

  • Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители».

  • Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.

3. Грамматические задания

Игра «Назови ласково»

  • Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

  • Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
  • зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

  • Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.

4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра « Мягкий или твердый? »

Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).

Игра «Услышь звук»

  • Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка -звук ш слышим в середине слова и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».

  • Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

5. Звуко-буквенный анализ слов.

Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.

  • С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
  • Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
  • На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)
  • Сколько в слове гласных, сколько согласных?

6. Анализ слогового состава слова.

Игра « Сосчитай, не ошибись»

  • Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
  • Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

7. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение».

  • Составление предложения с заданным словом, или по картине.
  • Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
  • Составление предложений с предлогами.
  • Сосчитать сколько слов в предложении

8. Автоматизация звука в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

  • Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.

Игра «Помоги двум друзьям встретиться».

  • Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться.

Игра «Лабиринты на автоматизацию звуков».

  • Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.


Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

И хочется вспомнить великие слова известнейшего педагога В.А.Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

C:\Users\Детский сад Аленький\Desktop\20190520_091724.jpg

C:\Users\Детский сад Аленький\Desktop\20190520_091526.jpg

C:\Users\Детский сад Аленький\Desktop\20190520_091345.jpg

C:\Users\Детский сад Аленький\Desktop\20190520_091036.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников c ТНР

методические рекомендации по использованию марблс в работе логопеда. Эти разноцветные камешки разнообразят занятие и доставят радость детям...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....

Использование камешков "Марблс" в коррекционной работе учителя - логопеда

Методическая разработка по использованию камешков "марблс" в коррекционной работе логопеда. Артикуляционная гимнастика с использованием камешков....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...