Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда ДОУ.
материал по развитию речи (старшая группа)
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Камешки марбалс в детском саду | 745.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи.
У детей с нарушением речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому данное направление является одним из важнейших вкоррекционно – развивающей образовательной деятельности учителя – логопеда.
Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи учителями – логопедами используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. У детей снижается возбудимость, возрастает интерес к образовательному процессу, активизируется внимание, память, восприятие.
С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель – логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в коррекционно – развивающей образовательной деятельности, является — камешки МАРБЛС.
Шарики Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает«мраморный». Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Ведущим видом деятельности в детском саду является игра, в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам в игре. Навык красивой, правильной, грамотнойречи легче формировать в игровых ситуациях.
В своей работе я использую замечательные камешки Марблс. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:
1. Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.
2. Развивается ориентировка на плоскости листа.
3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.
4. Формируется звуковой анализ и синтез.
5. Формируется анализ слогового состава слова.
5. Проводится профилактика дисграфии у детей.
6. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.
7. Обогащается словарный состав.
8. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
Формы работы с камешками МАРБЛС:
— Индивидуальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность(как часть занятия);
— Фронтальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).
Требования к организации проведения упражнений с камешками МАРБЛС:
— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
— Наличие познавательной направленности упражнений.
— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
Перечень игр с Марблс и их описание.
- Развитие пространственных представлений
Игра «Выложи по контуру»
Использование камешков Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т.д.
- Выложить по контуру картинки.
- Заполнить картинку камешками.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
- Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; оранжевый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль.
- Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
2. Работа по коррекции дисграфии.
Игра «Зеркало».
- Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Знакомство с буквой».
- Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Строители».
- Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.
3. Грамматические задания
Игра «Назови ласково»
- Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.
Игра «Волшебный мешочек»
- Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
- зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
- жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Игра «Жадина»
- Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра « Мягкий или твердый? »
Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).
Игра «Услышь звук»
- Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка -звук ш слышим в середине слова и т. д.
Игра «Волшебный мешочек».
- Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
5. Звуко-буквенный анализ слов.
Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.
- С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
- Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
- На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)
- Сколько в слове гласных, сколько согласных?
6. Анализ слогового состава слова.
Игра « Сосчитай, не ошибись»
- Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
- Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
7. Развитие связной речи.
Игра «Составь предложение».
- Составление предложения с заданным словом, или по картине.
- Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
- Составление предложений с предлогами.
- Сосчитать сколько слов в предложении
8. Автоматизация звука в слогах, словах.
Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»
- Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.
Игра «Помоги двум друзьям встретиться».
- Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться.
Игра «Лабиринты на автоматизацию звуков».
- Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.
Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
И хочется вспомнить великие слова известнейшего педагога В.А.Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников c ТНР
методические рекомендации по использованию марблс в работе логопеда. Эти разноцветные камешки разнообразят занятие и доставят радость детям...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....
Использование камешков "Марблс" в коррекционной работе учителя - логопеда
Методическая разработка по использованию камешков "марблс" в коррекционной работе логопеда. Артикуляционная гимнастика с использованием камешков....
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...