Использование камешков "Марблс" в коррекционной работе учителя - логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Методическая разработка по использованию камешков "марблс" в коррекционной работе логопеда. Артикуляционная гимнастика с использованием камешков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka_marbls.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование камешков марблс с коррекционной работе учителя – логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Автор: учитель – логопед
Савина Надежда Александровна
МБДОУ «Центр развития ребенка Детский сад №1»
Основная задача учителя – логопеда - воспитание у детей правильной, четкой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелым нарушением речи, встает вопрос об организации специальных условий. Специалист находится в поиске новых идей, технологий, приемов. Старается разнообразить технологический процесс, удержать интерес ребенка как можно дольше.Необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой, мотивацию, требуется чаще сглаживать эмоциональную лабильность.
Ища такие пути работы, мною были разработана интересная нетрадиционная методика с использованием камешков Марблс.
На занятиях можно использовать камешки, которые помещаются в контейнеры разных размеров и цветов (синие, зеленые, красные) При первой встречи с ими дети оживают, трогают, гремят ими.
Когда происходит знакомство с камешками, обращаем внимание на цвет, размер, текстуру, форму. Предлагаем опустить руки в контейнер и набрать полный кулак, затем сразу двумя ладонями. Можно выложить на внутренней стороне рук до локтя, не тыльной стороне ладони. Поупражняться захватом «кулачковый», «щепотью», «пинцетный»
Камешки Марблс используются в различных блоках коррекции речи у дошкольников:
- артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей)
-дыхательная гимнастика
- автоматизация поставленных звуков
- формировании слоговой структуры слова
- развитие лексики и грамматики
- подготовка к обучению грамоте
- развитие пространственных представлений
Артикуляционная гимнастика
При проведении упражнений используется самостоятельное разработанное пособие для камешков марблс. После правильного выполнения упражнения, ребенок закрывает картинку камешком (пособие многофункциональное, можно использовать так же и с липучками)
Так же можно использовать не только органы артикуляционного аппарата, но и задействовать руки детей.
- Упражнение «Трубочка» (вытягиваем руки вперед и удерживаем камешек, зажатый двумя ладонями)
- Упражнение «Лопатка» (удерживаем широкий расслабленный язык на нижней губе, одновременно держим камешки на открытой ладошке)
- Упражнение «Часики» (просим детей, выполнять упражнения одновременно дотрагиваясь камешком до левой и правой щеки, одновременно с языком) и т.д
Дыхательная гимнастика
Для упражнений по формированию правильного речевого дыхания, дети самостоятельно выкладывают на столе дорожку и выполняют упражнения
Используют такие как «Футбол», «Прожорливые фрукты»
Автоматизация поставленных звуков
Ребенок должен правильно произнести слово до 3 -6 раз подряд. За каждое слово, ребенок выкладывает камешек, заполняя всю карточку.
Работа над слоговой структурой слова.
Для отработки слоговой структуры слова используется готовый наглядный вариант с подсказками. Ребенок по логам произносит слова, по очереди выкладывая камешки из двух, трех, четырех слогов, в зависимости от уровня нарушения, картинки меняются по мере усложнения. Либо выкладываются камешки без зрительной опоры опираясь на память.
Лексический строй речи.
«Слова - противоположности» при закреплении слов антонимов используется наглядный материал. Учим сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки. Например: даем ребенку задания дл выкладывания длинного и короткого карандаша. Рядом на карточке выкладываем длинную и короткую дорожку из камешков
Грамматический строй речи.
Дети с тяжёлым нарушением речи имеют трудности с использованием в речи предлогов. Поэтому закрепление предлогов в речи происходит по специально изготовленным карточкам. На ней изображена картинка, схема предлогов. Ребенок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога. Тут уточняется правильное произношение и словарный запас. Перед заданиями необходима предварительная работа.
Игра на усвоение существительных в уменьшительной форме. «Поможем дюймовочке выбраться из болота» Детям предлагается назвать каждый предмет ласково и после произнесения положить камешек.
Игра «Согласование числительных с существительными» Одна лиса. Две лисы, пять лис. Формируем у ребенка навык согласования количественных числительных с существительными.
Многофункциональная дидактическая игра «Чей поезд быстрее поедет» Логопед дает задание, дети по очереди его выполняют, получают камешек и кладут его на вагоны. Чей поезд быстрее всех будет заполнен камешками, тот поезд быстрее и поедет. Задание можно давать и на развитие грамматического строя речи, например «Назови ласково», «Один - много», «Назови какой, какая» на согласование существительных с глаголами (машина едет, машины едут) и т.д
«Интеллектуальная карта» Работа над связной речью применяется технология «Интеллект-карта». Удобное пособие для групповой и индивидуальной работы. В данном случае представлена лексическая тема «Осень». Задание заключается в том, чтобы закрепить тему, составить предложения по картинкам, закрывая их камешками марблс.
Подготовка к обучению грамоте.
Специально разработанные пособия помогаю в работе на дифференциацию твердых и мягхих согласных звуков в слогах, словах. Логопед читает слоги или слова, либо дети, где слышится звук мягко, кладется зеленый камешек, где твердый – синий.
Игры на развитие ориентировки в пространстве.
«Выложи по контуру» Дети выкладывают камешками геометрические фигуры по контуру, либо буквы.
Благодаря этому материалу у детей с нарушениями речи стабилизируется эмоциональный фон, коррекционная работа происходит динамично, разнообразно, в интересной для них форме. А самое главное эффективно. Важно! Не стоит забывать, что применение камешков марблс, нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое помогает стимулировать ребенка.
Выполнение упражнений с камешками не предполагает использование их детьми, только под присмотром взрослого.
Подбор заданий и упражнений выполняется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...