Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старается разнообразить педагогический процесс, удержать интерес ребенка как можно дольше. Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 815.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Учитель-логопед Ткаченко Я.А.
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организованных условий не обойтись. Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старается разнообразить педагогический процесс, удержать интерес ребенка как можно дольше. Необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой, мотивацию, требуется чаще сглаживать эмоциональную лабильность.
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
• Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
• Упражнять в ориентировке на плоскости листа
• Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
• Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
• Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
• Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
• Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
• Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца
На занятиях можно использовать разнообразные камешки, которые размещаются в вазы, банки, либо контейнеры: круглые большие и маленькие, квадратные, разноцветные. При первой встрече с ними дети оживают, трогают, хотят поиграть. Стучат, звенят ими.
Когда происходит знакомство с камешками, обращаем внимание детей на цвет, размер, текстуру. Предлагаем опустить руки в вазу и набрать полный кулак, затем сразу двумя ладонями. Можно выложить на внутренней стороне рук до локтя, на тыльной стороне ладони. Поупражняться захватом «кулачковый», «щепотью», «пинцетный».
Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:
- Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);
- Дыхательная гимнастика;
- Автоматизация поставленных звуков;
- Формирование слоговой структуры слова;
- Развитие лексики, грамматики;
- Развитие связной речи;
- Подготовка к обучению грамоте;
- Развитие пространственных представлений.
Варианты игр с использованием камешков марблс.
Артикуляционная гимнастика (проводится индивидуально и с подгруппой детей).
После правильного выполнения артикуляционного упражнения, ребенок закрывает картинку камешком.
Также можно использовать не только органы артикуляционного аппарата, но и задействовать руки детей.
- Упражнение «Трубочка» (вытягиваем губы вперед и удерживаем камешек, зажатый двумя ладонями).
- Упражнение «Лопатка» (удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе, одновременно держим камешки на открытой ладошке).
- Упражнение «Часики» (просим детей выполнить упражнение, одновременно дотрагиваясь камешком до левой и правой щеки, содружественно с языком) и т.д
Дыхательная гимнастика.
Для упражнений по формированию правильного речевого дыхания дети самостоятельно выкладывают на столе дорожку и выполнять упражнение.
Автоматизация поставленных звуков.
Ходилка. Автоматизация звука в слогах.
Ребенок должен произнести слог, и положить камешек соответствующего цвета
Укрась Улитку.
Ребенок должен правильно произнести слово с автоматизируемым звуком. За каждое слово, ребенок выкладывает камешек, заполняя всю карточку.
Работа над слоговой структурой слова.
Выложить столько камешков, сколько слогов в слове.
Для отработки слоговой структуры слова . Ребенок по слогам произносит слова, по очереди выкладывая камешки из двух, трех, четырех слогов.
Лексический стой речи.
«Слова-противоположности». При закреплении слов-антонимов используются наглядный материал. Учим сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки. Например, даем ребенку задания для выкладывания длинного и короткого карандаша. Рядом на карточке выкладываем длинную и короткую дорожку из камешков.
Грамматический строй речи.
Игры на усвоение предлогов.
Дети с ТНР имеют трудности в использовании предлогов в речи, поэтому закрепление проходит по специально изготовленным карточкам. На ней изображена картинка, схема предлогов. Ребенок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога. Тут же уточняется правильное произношение и словарный запас.
Игра на усвоение существительных в уменьшительной форме. Детям предлагается назвать каждую игрушку ласково и после произнесения положить камешек
Игра «Согласование числительных с существительными». Одна лиса, две лисы, пять лис. Формируем у ребенка навык согласования количественных числительных с существительными.
Многофункциональная дидактическая игра с камешками марблс. «Чей поезд быстрее поедет». Логопед дает задание, дети по очереди его выполняют, получают камешек и кладут его на вагоны. Чей поезд быстрее всех будет заполнен камешками, тот поедет быстрее и победит.
Задания можно давать на развитие грамматического строя речи, например: «Назови ласково», «Один-много», «Назови какой, какая?» на согласование существительных с глаголом (машина едет-машины едут) и т.д.
«Интеллектуальная карта». Работая над связной речью применяется технология «Интеллект-карта». Удобное пособие для групповой и индивидуальной работы. В данном случае представлена лексическая тема «Осень». Задание заключается в том, чтобы закрепить тему, составить предложения по картинкам, закрывая их камешками марблс.
Подготовка к обучению грамоте.
Специально разработанные пособия помогают в работе на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах. Логопед читает слоги или слова, либо дети самостоятельно выполняют задание, где слышится звук мягко, кладется зеленый камешек, где твердо-синий.
Игры на развитие ориентировки в пространстве.
«Выложи по контуру». Дети выкладывают камешками геометрические фигуры (цифры, буквы) по контуру.
Благодаря данному материалу у детей с тяжелыми нарушениями речи стабилизируется эмоциональный фон, коррекционная работа проходит динамично, разнообразно, в интересной для них форме, а самое главное, эффективно.
Важно! Не стоит забывать, что применение камешков марблс нельзя рассматривать как самодеятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое помогает стимулировать ребенка.
Выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого
Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
том возрастных и индивидуальных возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Камешки Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
Цель: - рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми; Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией испол...
Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников c ТНР
методические рекомендации по использованию марблс в работе логопеда. Эти разноцветные камешки разнообразят занятие и доставят радость детям...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....
Использование камешков "Марблс" в коррекционной работе учителя - логопеда
Методическая разработка по использованию камешков "марблс" в коррекционной работе логопеда. Артикуляционная гимнастика с использованием камешков....
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...