Организационно -образовательная деятельность по речевому развитию речи «Сказка о глупом мышонке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тараскина Оксана Ивановна

Конспект учебного занятия для старших дошкольников «Сказка о глупом мышонке»

Описание работы: данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, педагогов дополнительного образования, занимающихся речевым развитием детей 5-7 лет.

Тема: «Сказка о глупом мышонке».

Тип занятия: повторение пройденного материала.

Форма проведения: групповая, театрализация

Цель: развитие речевой активности детей в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- повторить основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики;

- продолжать разучивать роли героев сказки с пониманием их характера и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_shkol7.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1636 «Ника»

Организационно -образовательная деятельность

по речевому развитию «Сказка о глупом мышонке»

Воспитатель:

Тараскина Оксана Ивановна

Москва 2022-2023

Конспект учебного занятия для старших дошкольников «Сказка о глупом мышонке»

Описание работы: данный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, педагогов дополнительного образования, занимающихся речевым развитием детей

Тема: «Сказка о глупом мышонке».

Тип занятия: повторение пройденного материала.

Форма проведения: групповая, театрализация

Цель: развитие речевой активности детей в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- повторить основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики;

- продолжать разучивать роли героев сказки с пониманием их характера и поведения.

Развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат, речь;

- развивать артистические способности, интерес детей к театрализованной деятельности.

Воспитательные:

- формировать ролевые взаимодействия детей, воспитывать дружелюбие.

Демонстрационный материал: карточки с картинками-упражнениями, чемоданчик с героями кукольного театра: мама Мышь, Мышонок, Утка, Лошадка, Наседка, Кошка, Жаба, Щука, Свинка.

Ход

1. Организационный момент.

Приветствие. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика с влажной салфеткой «Семья»: Этот пальчик – дедушка, протираем пальчики

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – это я.

Вот и вся моя семья. Сжимаем и разжимаем пальцы

- Ребята, к нам на занятие пришли ваши мамы, папы, бабушки – вся ваша дружная семья. Мы покажем им, чему научились за этот учебный год. Поэтому будьте внимательны, меня слушайте и выполняйте все задания.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим разучивать по ролям сказку Самуила Яковлевича Маршака про одного очень капризного мальчика. Про кого? Про мышонка

Сказка так и называется «Сказка о глупом мышонке». Но сначала я расскажу вам сказку про веселого Язычка. Показываю карточки.

3. Артикуляционная гимнастика.

- «Домик язычка». Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. (Улыбнуться, рот широко открыть, сильно высунуть язык и затем спрятать его).

- "Бегемотики». Захотел Язычок пойти в зоопарк. И первого он увидел Бегемота. Он широко открывал рот. Вот так: Рот пошире открываем, в бегемотиков играем. Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

А потом закроем рот – отдыхает бегемот. (Открыть рот как можно шире, удерживать до счета 5. Потом закрыть).

- "Лягушка». Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а, ква-а. Кто это? Давайте изобразим, как улыбаются лягушки.

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам. (Улыбнуться, тянуть губы, затем вернуть в исходное положение).

- «Заборчик». А теперь лягушка спряталась за заборчик.

Вы сейчас тяните губки-

я увижу ваши зубки.

Дуем в заборчик: са, со, су

А теперь упражнение «Улыбка-трубочка-заборчик-трубочка». (Улыбнуться, показать сомкнутые зубки).

- «Качели». Пошел Язычок дальше гулять. Увидел качели и как давай качаться!

Сели дети на качели

и взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом опять вернулись! (Улыбнуться, открыть широко рот, кончик языка за верхними резцами, потом за нижними).

- «Индюк». Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Он стоял посреди двора и страшно ругался.

Я – индюк «балды-балда»-

разбегайтесь кто куда.

Прибежали индюшата: бла-бла-бла, язычок в стороны. (Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать вперед-назад, произнося «бла-бла-бла»).

- «Лошадка». Испугался Язычок, вскочил на лошадку и поскакал.

Скачет по полю лошадка,

Темная, как шоколадка.

Не сиди на ней молчком,

Громко щелкай язычком! (Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать язычком).

- «Часики». Слез Язычок с лошадки, посмотрел на часы, а время-то уже много! Домой пора. Покажите, как работают часики.

Тик-так, тик-так,

язычок качался в такт

словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому).

- «Месим тесто». Прибежал Язычок домой, а там мама приготовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Вот так.

Тесто мнем, мнём, мнём.

Тесто жмём, жмём, жмём.

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять – не пора ли вынимать?

(Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та, пошлепать губами – пя-пя-пя; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием).

- «Блинчики». Стали блины печь.

Испекли блинов немножко,

остудили на окошке.

Есть их будем мы с вареньем-

распрекрасным угощеньем! Покажите, какие у нас блинчики получились? (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно).

- «Вкусное варенье». Блин мы ели с наслажденьем-

перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

(Улыбнуться, открыть рот, облизать верхнюю губу по кругу)

- «Чашка». Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю попить.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Покажем, какая у нас красивая чашечка. (Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык в виде чашечки и тянуть его к носу).

- «Чистим зубки». Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, перед сном пошёл умываться и чистить зубки. Давайте и мы это сделаем.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый. (Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами, поднять язычок вверх – за верхними).

Молодцы! Размяли наш язычок, переходим к театрализации сказки.

4. Театрализованная деятельность.

4.1. Характеристика героев: голос, поведение, характер.

- В моем кукольном чемоданчике живут герои «Сказки о глупом мышонке». Отгадайте, кто это?

1. У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?... (Лошадка) раздаю куклы детям

- Давид, как кричит Лошадка? Мышонок даже испугается. А как скачет? Покажи.

2. Пёстрая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка)

- Оля, как кричит Утка? Громко крякает. А как ходит?

3. Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щёлкает зубами...(Щука)

- Тимофей, покажи, как щука открывает рот? Она не произносит ни звука – это рыба.

4. Вот забился в уголочек

Теплый маленький комочек

С длинным сереньким хвостом,

Не играет он с котом.

«Пи-пи-пи» — пищит с пеленок

Серый маленький … (Мышонок)!

- Артём, какой наш герой Мышонок из сказки? Капризный, глупый, непослушный Он то ложится в кроватку, то снова вскакивает с нее.

5. Потянулась не спеша,

Посмотрите, хороша.

Лапкой мордочку помыла,

Глазки сонные прикрыла,

Мол, посплю-ка я немножко.

Вот она какая …(Кошка)

- Оля, как кошка мяукает? Какой у нее голосок? Как она ходит?

6. В бородавках вся спина,

Пучеглазые глаза,

Человеку не опасна,

Но полезна – это ясно … (Жаба)

- Тимофей, как разговаривает жаба? Она прыгает. Покажи как.

7. Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица)

- Давид, как квохчет курица? Как она клюет зернышки, покажи!

8. Смешные бусинками глазки,

Как будто к нам пришла из сказки.

Панически боится кошек,

Большой любитель хлебных крошек. (Мышка)

- Ева, какая Мышка-мать? Добрая, очень любит своего мышонка, балует его.

9. Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

На спине растет щетинка.

Кто же это? Это …(Свинка)

- Оля, как разговаривает свинка? Какой у нее голос?

- Все герои на месте. Переходим к правилам игры куклой.

4.2. Повторение правил игры куклой – героем сказки.

- Какие пальчики нам нужны? Указательный на голову, средний и большой – руки. Мизинчик и безымянный подогнуты. Дети надевают куклу

- Как держим руку? Вертикально, на локотке или подняв вверх.

- Кукла должна на вашей руке «ожить»: она умеет кивать головой показывают,

мотать головой, хлопать в ладоши, обниматься с другой куклой, спрятаться и многое другое.

- Следите, чтобы ваш герой не заваливался в сторону, не падал. Смотрел прямо на своего собеседника-героя.

- Войдите в образ своего героя сказки, разговаривайте, как герой, двигайтесь, как герой, покажите его повадки и интонацию: ласковую, грубую, хриплую или громкую.

Итак, приготовились, мы начинаем наш спектакль «Сказка о глупом мышонке»! Включается музыка. Дети пересаживаются в круг.

4.3. Спектакль.

5. Подведение итогов занятия. Анализ.

- Для вас, ребята, эти аплодисменты. Гости хлопают

- Сегодня мы с вами продолжили разучивать сказку Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». И не зря. Потому что в школе вы будете на уроках чтения читать эту сказку. А вы её уже будете знать.

Вы уже знаете все упражнения для язычка. Назовите, какие упражнения мы сегодня не делали.

Дома выполняйте, пожалуйста, гимнастику для язычка ежедневно и ваша речь будет чистой и понятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе по области « Развитие речи»: «Сказка о глупом мышонке»

Знакомство детей с новой сказкой;  учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать ответы других детей, активизировать в речи название животных; развивать слуховое и зрительн...

Открытое занятие по развитию речи "Сказка о глупом мышонке"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19956009","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19956013","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект организационной образовательной деятельности Речевое развитие на тему: Сказка В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка» для воспитанников (6-7 лет)

Цель: Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя   на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....

Конспект к открытому занятию по развитию речи "Сказка о глупом мышонке"

В этом конспекте представлены поставлены мною цели и задачи. Одной и самой главной целью было познакомить детей со сказкой С.Я. Маршака "Сказка о глупом мышонке"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Мешок историй" по «Сказке о глупом мышонке» С.Я.Маршака (средняя группа)

Данная разработка представляет собой конспект непрерывной образовательной деятельности детей по речевому развитию с использованием технологии "Сторисек" (мешок историй)....