Конспект открытого занятия в логопедической группе по теме: " Урок Языка от Бабы-Яги".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.
Задачи:
- систематизировать представления о символах России;
- активизировать и актуализировать словарь старорусскими словами;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);
- совершенствовать навык фонетического анализа слов;
- развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;
- воспитывать любовь к родному языку.
Предварительная работа:
- чтение сказок, беседы по знакомым сказкам, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Угадай, из какой сказки» и т.д.;
- рассматривание глобуса, географического атласа и карты России;
- чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
- прослушивание гимна России (еженедельно утром каждого понедельника).
Оборудование и материалы:
- карта Российской Федерации;
- глобус, проектор;
- инвентарь для игр;
- мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_baby-yagi.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Урок языка от Бабы Яги»
Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.
Задачи:
− систематизировать представления о символах России;
− активизировать и актуализировать словарь старорусскими словами;
− совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);
− совершенствовать навык фонетического анализа слов;
− развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;
− воспитывать любовь к родному языку.
Предварительная работа:
− чтение сказок, беседы по знакомым сказкам, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Угадай, из какой сказки» и т.д.;
− рассматривание глобуса, географического атласа и карты России;
− чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
− прослушивание гимна России (еженедельно утром каждого понедельника).
Оборудование и материалы:
− карта Российской Федерации;
− глобус, проектор;
− инвентарь для игр;
− мультимедийная презентация.
Ход организованной образовательной деятельности
Организация начала ОД
Ведущая (воспитатель): Наша Родина - это наша страна Россия, у каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. Давайте теперь прослушаем гимн.
Прослушивание с пропеванием первого куплета Гимна России.
В: Ребята, скажите, а что в нашем гимне означает строка «Славься, отечество»?
В: Отечество - страна предков, т.е. прадедов, дедов, отцов, бабушек и матерей. Именно наши родители, бабушки и дедушки рассказывают нам историю нашей страны, а для того, чтобы вам было интереснее, они сочиняли сказки. Сказки, которые придумали наши предки и постепенно передали от поколения к поколению вам называются народными. Их придумал не один человек, автор. Их придумывали, изменяли и дополняли многие поколения одного народа. Поэтому их автор целый народ. А так как мы с вами разговариваем на русском языке, то они русские народные. Я сегодня хочу выяснить, знаете ли вы такие сказки.
Систематизация и обобщение изученного материала
(слайд 3).
Это волшебные сказки. В них есть добрые герои и не очень. Несмотря на то, что герои могут перебираться из одной сказки в другую, сказки эти разные. Какой герой объединяет эти две сказки? Расскажите мне про него.
Выход Бабы Яги под музыку. Роль Бабы Яги играет учитель-логопед.
Б.Я: Вы меня узнали? Да, это я - Баба Яга! Я очень вредная и невоспитанная. А вы знаете, какие поступки я совершаю? (ответы детей).
Б.Я.: А я не умею быть доброй и научить меня некому. А может, вы мне поможете. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы я стала доброй?
(Ответы детей).
Упражнение в образовании однокоренных слов.
Б.Я: А мне бы понравилось, если бы вы ласково меня называть стали. Какое у меня может быть ласковое имя?
Дети.: Бабулечка, бабушка, Ягулечка, Ягушенька и т.д.
В.: Баба Яга, а ты где родилась?
Б.Я.: На Руси. Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Русь - моя Родина, это страна, где я родилась.
Давайте я вам расскажу и покажу, какая она моя Родина, а вы мне в этом поможете. Физкультминутка про Родину.
Посмотрю на карту я (руки вытянуть вперед)
Вот Российская земля (руками сделать круг)
Есть леса тут (руки ладонями вверх) и озера (руки ладонями вниз)
Горы (руки над головой «домиком»), реки (руки вперед)
И моря (руки в стороны)
Я люблю тебя Россия (обнимаем себя за плечи)
Ты же Родина моя (прижимаем руки к сердцу).
Работа по обогащению словарного запаса
В.: О, мы все думали, что Баба Яга страшная и злая, а, оказывается, мы ничего про тебя не знаем. Бабушка, а расскажи нам про себя.
Б.Я.: Ой, живу я посередь лядины, за блатом и грязевыми местами. Живу в избе на курьих ногах. Добро живу. В чулане моем - ларь с провиантом, в горнице - печь- кормилица. Подле завсегда рядом кочерга, помело, да хлебная лопата. А как озябну - так лезу на полати. Под один бочок котька лезет, под другой гуська. Вот так и живем!
В: Баба Яга, а на русском языке ты умеешь разговаривать? Я почти ничего не поняла, а вы ребята?
Б..Я.: Дак, я и так вроде на русском, так всегда на древней Руси разговаривали
(Баба Яга с помощью иллюстраций (слайдов) и предметов быта поясняет свой рассказ).
В: Ну вроде бы понятно, что ты нам хотела рассказать, давайте теперь поподробнее познакомимся с новыми, а вернее с хорошо забытыми старорусскими словами, и почувствуем красоту языка, на котором разговаривали наши предки.
Упражнение в звукобуквенном анализе
Начнем со слова горница-это просторная, самая большая в доме, светлая комната.
Предлагаю сделать фонетический анализ этого слова (дети делают анализ слова, каждый индивидуально составляют схему слова).
Подвижная игра (средняя активность)
Следующее словосочетание: ларь с провиантом-это большой сундук для хранения сухих, не портящихся продуктов ( крупа, мука, соль, сахар, сушеные грибы и ягоды).
Давайте соберем продукты для этого ларя.
Подвижная игра «Собери ларь с провиантом для Бабы Яги» (из предложенного набора продуктов собрать в ларь только подходящие, игра проводится в форме эстафеты).
Подвижная игра (высокая активность)
Теперь давайте вспомним, что же стоит у печи Бабы Яги: кочерга, помело и хлебная лопата (пояснить еще раз).
Игра с помелом (Баба Яга ловит детей помелом, дети прыгают из круга и обратно, произнося слова: Баба Яга костяная нога, с печки упала, ногу сломала. Раз-два-три, лови!).
Закрепление
В: Ну вот, ребята, вроде бы рассказ нашей гостьи стал нам понятен, оказывается, она рассказывала на родном для нее языке старорусском.
А наши дети расскажут нам, что же такое родной язык.
Стихи детей:
Язык родной
Он нужен всем
Писать, читать, творить,
Но прежде нужен он затем,
Чтоб просто говорить.
Язык наш прекрасный, богатый и звучный
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость и ласка.
Написаны им рассказы и сказки.
Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Итог:
В: после всех наших изучений и приключений давайте попробуем рассказать про Бабу Ягу, используя ее язык и новые для нас слова. ( с помощью подсказок на доске).
Дети составляют рассказ, прощаются с гостьей.
Выход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в логопедической группе «Путешествие в сказочный лес»
Цель: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса по лексической теме "Зима", грамматического строя речи; з...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»
Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...
Конспект открытого занятия в средней группе "Путешествие по сказкам, или проказы Бабы Яги"
Цель: Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.Задачи:Учить рассказывать о животном по схеме от первого лица.Учить детей разыгрывать роли: красиво двигаться, управлять инт...
Конспект открытого занятия в логопедической группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”
Конспект занятия в средней группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”Цель:-закреплять представления о признаках зимы и играх детей зимой.-учить детей отгадывать стихотворения-зага...
Открытое занятие в логопедической группе на тему: "Пожарная безопасность. Спички детям – не игрушка»
Ребенок дома. Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребенка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребенка предметами в домашней обста...
Конспект открытого занятия в логопедической группе на тему "Зима"
Конспект открытого занятия в логопедической группе на тему "Зима"...