Конспект открытого занятия в логопедической группе по теме: " Урок Языка от Бабы-Яги".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кривоченко Ольга Валентиновна

Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.

Задачи:

-         систематизировать представления о символах России;

-         активизировать и актуализировать словарь старорусскими словами;

-         совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);

-         совершенствовать навык фонетического анализа слов;

-         развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;

-         воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная работа:

-        чтение сказок, беседы по знакомым сказкам, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Угадай, из какой сказки» и т.д.;

-        рассматривание глобуса, географического атласа и карты России;

-        чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».

-        прослушивание гимна России (еженедельно утром каждого понедельника).

Оборудование и материалы:

-        карта Российской Федерации;

-        глобус, проектор;

-        инвентарь для игр;

-        мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_baby-yagi.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

 «Урок языка от Бабы Яги»

 

Цель: расширение кругозора обучающихся путем уточнения старославянских слов. Синхронизация старославянской лексики с современной.

Задачи:

         систематизировать представления о символах России;

         активизировать и актуализировать словарь старорусскими словами;

         совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов);

         совершенствовать навык фонетического анализа слов;

         развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох;

         воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная работа:

        чтение сказок, беседы по знакомым сказкам, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Угадай, из какой сказки» и т.д.;

        рассматривание глобуса, географического атласа и карты России;

        чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».

        прослушивание гимна России (еженедельно утром каждого понедельника).

Оборудование и материалы:

        карта Российской Федерации;

        глобус, проектор;

        инвентарь для игр;

        мультимедийная презентация.

Ход организованной образовательной деятельности

Организация начала ОД

Ведущая (воспитатель): Наша Родина - это наша страна Россия, у каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. Давайте теперь прослушаем гимн.

Прослушивание с пропеванием первого куплета Гимна России.

В: Ребята, скажите, а что в нашем гимне означает строка «Славься, отечество»?

В: Отечество - страна предков, т.е. прадедов, дедов, отцов, бабушек и матерей. Именно наши родители, бабушки и дедушки рассказывают нам историю нашей страны, а для того, чтобы вам было  интереснее, они сочиняли сказки. Сказки, которые придумали наши предки и постепенно передали от поколения к поколению вам называются народными. Их придумал не один человек, автор. Их придумывали, изменяли и дополняли многие поколения одного народа. Поэтому их автор целый народ. А так как мы с вами разговариваем на русском языке, то они русские народные. Я сегодня хочу выяснить, знаете ли вы такие сказки.

Систематизация и обобщение изученного материала

(слайд 3).

Это волшебные сказки. В них есть добрые герои и не очень. Несмотря на то, что герои могут перебираться из одной сказки в другую, сказки эти разные. Какой герой объединяет эти две сказки? Расскажите мне про него.

Выход Бабы Яги под музыку. Роль Бабы Яги играет учитель-логопед.

Б.Я: Вы меня узнали? Да, это я - Баба Яга! Я очень вредная и невоспитанная. А вы знаете, какие поступки я совершаю? (ответы детей).

Б.Я.: А я не умею быть доброй и научить меня некому. А может, вы мне поможете. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы я стала доброй?

(Ответы детей).

Упражнение в образовании однокоренных слов.

Б.Я: А мне бы понравилось, если бы вы ласково меня называть стали. Какое у меня может быть ласковое имя?

Дети.: Бабулечка, бабушка, Ягулечка, Ягушенька и т.д.

В.: Баба Яга, а ты где родилась?

Б.Я.: На Руси. Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Русь  -  моя Родина, это страна, где я родилась.

Давайте я вам расскажу и покажу, какая она моя Родина, а вы мне в этом поможете. Физкультминутка про Родину.

Посмотрю на карту я (руки вытянуть вперед)

Вот Российская земля (руками сделать круг)

Есть леса тут (руки ладонями вверх) и озера (руки ладонями вниз)

Горы (руки над головой «домиком»), реки (руки вперед)

И моря (руки в стороны)

Я люблю тебя Россия (обнимаем себя за плечи)

Ты же Родина моя (прижимаем руки к  сердцу).

Работа по обогащению словарного запаса

В.: О, мы все думали, что Баба Яга страшная и злая, а, оказывается, мы ничего про тебя не знаем. Бабушка, а расскажи нам про себя.

Б.Я.: Ой, живу я посередь лядины, за блатом и грязевыми местами. Живу в избе на курьих ногах. Добро живу. В чулане моем - ларь с провиантом, в горнице - печь- кормилица. Подле завсегда рядом кочерга, помело, да хлебная лопата. А как озябну - так лезу на полати. Под один бочок котька лезет, под другой гуська. Вот так и живем!

В: Баба Яга, а на русском языке ты умеешь разговаривать? Я почти ничего не поняла, а вы ребята?

Б..Я.: Дак, я и так вроде на русском, так всегда на древней Руси разговаривали

(Баба Яга с помощью иллюстраций (слайдов) и предметов быта поясняет свой рассказ).

В: Ну вроде бы понятно, что ты нам хотела рассказать, давайте теперь поподробнее познакомимся с новыми, а вернее с хорошо забытыми старорусскими словами, и почувствуем красоту языка, на котором разговаривали наши предки.

Упражнение в звукобуквенном анализе

Начнем со слова горница-это просторная, самая большая в доме, светлая комната.

Предлагаю сделать фонетический анализ этого слова (дети делают анализ слова, каждый индивидуально составляют схему слова).

Подвижная игра (средняя активность)

Следующее словосочетание: ларь с провиантом-это большой сундук для хранения сухих, не портящихся продуктов ( крупа, мука, соль, сахар, сушеные грибы и ягоды).

Давайте соберем продукты для этого ларя.

Подвижная игра «Собери ларь с провиантом для Бабы Яги» (из предложенного набора продуктов собрать в ларь только подходящие, игра проводится в форме эстафеты).

Подвижная игра (высокая активность)

Теперь давайте вспомним, что же стоит у печи Бабы Яги: кочерга, помело и хлебная лопата (пояснить еще раз).

Игра с помелом (Баба Яга ловит детей помелом, дети прыгают из круга и обратно, произнося слова: Баба Яга костяная нога, с печки упала, ногу сломала. Раз-два-три, лови!).

Закрепление

В: Ну вот, ребята, вроде бы рассказ нашей гостьи стал нам понятен, оказывается, она рассказывала на родном для нее языке старорусском.

А наши дети расскажут нам, что же такое родной язык.

Стихи детей:

Язык родной

Он нужен всем

Писать, читать, творить,

Но прежде нужен он затем,

Чтоб просто говорить.

 

Язык наш прекрасный, богатый и звучный

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость и ласка.

Написаны им рассказы и сказки.

Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Итог:

В: после всех наших изучений и приключений давайте попробуем рассказать про Бабу Ягу, используя ее язык и новые для нас слова. ( с помощью подсказок на доске).

Дети составляют рассказ, прощаются с гостьей.

 

Выход

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в логопедической группе «Путешествие в сказочный лес»

Цель: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса по лексической теме "Зима", грамматического строя речи; з...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

Конспект открытого занятия в средней группе "Путешествие по сказкам, или проказы Бабы Яги"

Цель: Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.Задачи:Учить рассказывать о  животном по схеме от первого лица.Учить детей разыгрывать роли: красиво двигаться, управлять инт...

Конспект открытого занятия в логопедической группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”

Конспект занятия в средней  группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”Цель:-закреплять представления о признаках зимы и играх детей зимой.-учить детей отгадывать стихотворения-зага...

Открытое занятие в логопедической группе на тему: "Пожарная безопасность. Спички детям – не игрушка»

Ребенок дома. Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребенка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребенка предметами в домашней обста...

Конспект открытого занятия в логопедической группе на тему "Зима"

Конспект открытого занятия в логопедической группе на тему "Зима"...