«РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
статья по развитию речи

Бойцова Елена Рудольфовна

Игра – ведущий вид деятельности, самое интересное, доступное для ребёнка занятие. В игре ребенок учиться строить высказывания, делать умозаключения, выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya_rech_2.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ  РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                                                           Бураковская Е.А., Бойцова Е.Р..

МБДОУ «Детский сад № 43» г. Усолье-Сибирское  

Игра – ведущий вид деятельности, самое интересное, доступное для ребёнка занятие. В игре ребенок учиться строить высказывания, делать умозаключения, выводы.  В нашей работе с детьми мы стараемся создавать условия   для развития речи  посредством игры

Дидактические и настольно-печатные игры  мы используем для решения всех задач речевого развития. Так, дидактические и настольно-печатные игры  способствуют обогащению и активизации словаря, формированию навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.  А так же в этих играх дошкольники учатся решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

Творческие ролевые, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию  диалогической речи. Положительно влияет на коммуникативную деятельность детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. 

В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ребенку хочется попросить сверстников о чем-либо, сообщить им что-то. Мы всячески побуждаем детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, игровой ситуации. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Подвижные игры помогают нам в решении одной из основных задач -вызвать у детей желание говорить о своих эмоциональных впечатлениях, что способствует обогащению словаря.

Словесные игры мы используем для воспитания правильного звукопроизношения, обогащения и  активизации словаря. Например: игра «Кто в домике живет?» способствует накоплению активного словаря детей о животных, правильному произношению звуков. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать говорящего, соотносить действие, со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Образовательный стандарт ориентирует нас на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игры и игровые упражнения активизируют речь детей.

Таким образом, мы сделали вывод, что работа по развитию речи в игровой деятельности позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но познать окружающий мир.  

Литература:

Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

Развитие игры детей 5-7 лет/Под ред. Е.В.Трифоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 3с. (Истоки).

Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 288 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

http://ped-kopilka.ru - Учебно-методический кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов о развитии словаря старших дошкольников в разных видах деятельности.Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, ...

Отчет "Формирование самостоятельности у старших дошкольников в разных видах деятельности"

Цель: создание условий для успешного формирования самостоятельности у старших дошкольников в разных видах детской деятельности (игровой, трудовой и изобразительной).Для решения этой цели решала следую...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

Развитие речи старших дошкольников в разных видах деятельности

Индивидуальный план профессионального образования за 2021-2022 учебный год.Тема «Развитие речи старших дошкольников в разных видах деятельности»...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности...

Организация разных видов игровой деятельности с дошкольниками в летний период.

Учитывая особенности летнего периода, следует выбирать игры и мероприятия, не требующие серьезной подготовки воспитателя и детей, но все же, несущие развивающую и воспитательную функции....