Отчет "Формирование самостоятельности у старших дошкольников в разных видах деятельности"
учебно-методический материал (старшая группа)

Цель: создание условий для успешного формирования самостоятельности у старших дошкольников в разных видах детской деятельности (игровой, трудовой и изобразительной).

Для решения этой цели решала следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по выделенной проблеме.

2.   Создать условия, обеспечивающие формирование самостоятельности у старших дошкольников в разных видах детской деятельности.

3.  Подбор диагностического материала, отражающего результативность педагогической работы по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_raboty.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Отчёт

по теме самообразования:

Тема работы: Формирование самостоятельности у старших дошкольников в разных видах деятельности

                 

Воспитатель:

Михнева Ю.В.

г. Советский

2019 год

 

Формирование самостоятельности у старших дошкольников в разных видах деятельности

 

                   Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность –   помогающее человеку проявить себя в различных жизненных ситуациях, лучше адаптироваться в социуме, сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности.

Для ребенка дошкольного возраста самостоятельность является важным качеством, так как она служит основой активного и инициативного взаимодействия с окружающей действительностью, развития самостоятельности мышления, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, быстро принимать решения.

Актуальность темы 

Необходимость формирования самостоятельности у дошкольников обозначена в нормативных и программных документах. В Законе об образовании Российской Федерации от 29.12.2013 № 273-ФЗ  записано, что одна из задач системы дошкольного образования – «формирование инициативности и самостоятельности  ребенка в разных видах детской деятельности» . Согласно ФГОС, один из целевых ориентиров дошкольного образования – «проявление ребенком самостоятельности в разных видах деятельности и способности выбирать себе род занятий по интересам».  

Цель: создание условий для успешного формирования самостоятельности у старших дошкольников в разных видах детской деятельности (игровой, трудовой и изобразительной).

Для решения этой цели решала следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по выделенной проблеме.

2.   Создать условия, обеспечивающие формирование самостоятельности у старших дошкольников в разных видах детской деятельности.

3.  Подбор диагностического материала, отражающего результативность педагогической работы по данной проблеме.

Новизна представленного педагогического опыта заключается в создании комплекса педагогических условий для формирования самостоятельности старших дошкольников в игровой, трудовой и изобразительной видах деятельности.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены особенности воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования различных видов деятельности в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что данный опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе разнообразной деятельности.

Предложенные методические разработки могут быть реализованы родителями и педагогами в воспитательно-образовательном процессе по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность –   помогающее человеку проявить себя в различных жизненных ситуациях, лучше адаптироваться в социуме, сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности.

Для ребенка дошкольного возраста самостоятельность является важным качеством, так как она служит основой активного и инициативного взаимодействия с окружающей действительностью, развития самостоятельности мышления, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, быстро принимать решения.

Необходимость формирования самостоятельности у дошкольников обозначена в нормативных и программных документах. В Законе об образовании Российской Федерации  записано, что одна из задач системы дошкольного образования – «формирование инициативности и самостоятельности  ребенка в разных видах детской деятельности» . Согласно ФГОС, один из целевых ориентиров дошкольного образования – «проявление ребенком самостоятельности в разных видах деятельности и способности выбирать себе род занятий по интересам». В настоящее время большинство исследований, посвященных становлению самостоятельности, относится к подростковому и младшему школьному возрасту. Имеется ряд работ, авторы которых (Т.А. Власова, Г.Н. Година, Л.В. Жарова, М.В. Харланова, Г. Юсупова и др.) рассматривают процесс формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности и в семье. Анализ практики работы воспитателей дошкольных организаций показывает, что в основном самостоятельность у детей формируют в одной или двух видах деятельности – например, в самообслуживании, в трудовой деятельности. Между тем, проблема состоит в том, что такое половинчатое решение не дает хороших результатов. 

В ходе анализа педагогической деятельности по воспитанию самостоятельности у дошкольников выявились противоречия:

современными потребностями общества в воспитании самостоятельного и инициативного человека и недостаточным использованием возможностей разных видов детской деятельности для осуществления этого процесса;

 необходимостью формирования самостоятельности у старших дошкольников  и отсутствием педагогических условий для этого процесса в дошкольной образовательной организации.

Данные противоречия позволили определить цель моего педагогического опыта и задачи для ее решения. Самостоятельность дошкольника это способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Для воспитания самостоятельности у старших дошкольников в группе созданы организационно – педагогические и дидактические условия. При  формировании самостоятельности в разных видах  деятельности я старалась учитывать индивидуальные особенности, так как в одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален (кто-то испытывает неуверенность в себе, долго не может определиться с выбором деятельности или поставить перед собой цель, а кто-то быстро ставит цель, но не способен самостоятельно осуществить свой замысел, просит помощи). Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она закрепляется, как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Для развития самостоятельности и инициатива удобна и интересна в применении методики Проховой «Выбор деятельности». Детям предлагается «Доска выбора» на которой представлены различные виды деятельности ( количество деятельности зависит от возраста). Под нужным изображением ребенок, по своему выбору, размешает свою фотографию или карточку. Если ребенок не может себя занять, скучает, на помощь приходит такой прием как «Коробочка выбора деятельности». Ребенку предполагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности. Данная методика позволяет воспитателю увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми.

Во взаимодействии с родителями были поставлены цели:

1. Повысить активность родителей.

2. Расширить и углубить знания и умения родителей по формированию самостоятельности детей в разных видах детской деятельности.

Формы работы с родителями были разнообразными: анкетирование, групповые и индивидуальные консультации, родительское собрание, разработка информационных материалов стенда «Для вас, родители», совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по оформлению развивающей предметно-пространственной среды группы, открытые виды самостоятельной детской деятельности для родителей.

В педагогической работе со старшими дошкольниками по формированию самостоятельности выделяются три этапа, которые реализуются последовательно в каждой из трех видов деятельности (игровой, изобразительной и трудовой) и имеют свои задачи.

На первом этапе сюжетно-ролевая игра, трудовые задания и коллективные творческие задания по ИЗО осуществляются небольшими группами детей, складывающимися  стихийно. Дети сами должны выбрать ответственного. В следующий раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы – так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. Для закрепления самостоятельной формы поведения, достижения детей регулярно отмечаются воспитателем: он хвалит детей, при остальных детях и взрослых, рассказывает о хорошей работе ребенка или группы детей, подчеркивает, что работа сделана без чьей-либо помощи и т.д.

 На втором этапе формирования самостоятельности особое внимание уделяется созданию условий для коллективной общественно полезной деятельности детей. Здесь самостоятельная деятельность воспитанников имеет общественно полезную направленность, о которой дети должны обязательно знать: например, дети расчищают участок от снега, окучивают деревья снегом, лепят снежные фигуры на участке к празднику «Русской зимы», делают закладки для книг в подарок школьникам, выращивают для школы цветы и пр. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей трудолюбия, инициативы, активности, чувства ответственности.

На третьем заключительном этапе происходит закрепление умений и навыков самостоятельности. Здесь особое внимание уделяется изобразительной деятельности и  выполнении трудовых поручений, темпу и организации деятельности, качеству выполняемой работы. Инструкции взрослого способствуют мобилизации сил и умений детей, проявлению активности, инициативы, ответственности. Уверенность в том, что дети хорошо справятся с заданием, помогает им за время занятия успеть многое сделать и отнестись ответственно к заданию.

В своей работе по поддержке инициативы у детей старшего дошкольного возраста придерживаясь ряд принципов: обогащения детского развития; дифференцированного подхода учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его  интересы; сотрудничества детей и взрослого;  психологического комфорта каждого ребенка; интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Для определения результативности педагогического опыта по формированию самостоятельности у старших дошкольников в разных видах деятельности проводилась диагностическое обследование детей в начале и в конце учебного года.

Для выявления уровней сформированности самостоятельности у детей использовались критерии и показатели, рекомендованные Т.В. Власовой

1. Инициатива – стремление и желание осуществить деятельность по собственному  желанию.

2. Активность при выполнении заданий.

3. Ответственность – стремление довести дело до конца, не прибегая к помощи взрослого, самоконтроль – ребенок интересуется все ли правильно и хорошо он сделал.

Метод диагностики – наблюдение за игровой, изобразительной и трудовой деятельностью детей. Детям давали задания, соответствующие программным требованиям и не представляющие для них особой трудности.

Сравнение результатов диагностики детей, полученных в начале и в конце учебного года показало положительную динамику в формировании самостоятельности у детей. Дети стали более самостоятельными. В игровой, трудовой и продуктивных видах деятельности они стали постоянно проявлять стремление и желание осуществить деятельность по собственной инициативе, стали более активными, научились ставить цели своей деятельности, реализовывать задуманное с помощью самостоятельного выбора средств и способов, доводить начатое дело до конца без помощи взрослого, проводить самоконтроль и получать результата, адекватный поставленным целям.

Позитивная динамика в формировании самостоятельности у старших дошкольников  положительно.  

Заключение

Из опыта моей работы могу сделать следующие выводы о способах развития и поддержки детской инициативы:

  1. Принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка;
  2. Давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли;
  3. Давать ребенку возможность сделать и попробовать самому и сделать соответствующие выводы (не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»);
  4. Позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению действия;
  5. Формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать);
  6. Предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы;
  7. Занимать позицию «партнера»;
  8. Вести работу с родителями по поддержке детской инициативы.

Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т.е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу.

К тому же такая деятельность позволяет ребенку соответствовать тем требованиям, необходимым ему в школе: быть самостоятельным и активным в принятии решений и выполнении действий. Моя задача зажечь в детях искорку уверенности в себе, желание стать более целеустремленными, активными, самостоятельными – что является необходимым для достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

                                 

Перспективы дальнейшей педагогической деятельности по данной проблеме состоят в разработке и внедрении в образовательную деятельность детского сада технологии формирования самостоятельности старших дошкольников в игровой, трудовой и изобразительной видах деятельности. Цель организации самостоятельной деятельности в детском саду — развитие в ребёнке независимого творца и исследователя.

Перспективный план взаимодействия  с родителями
по формированию самостоятельности у старших дошкольников
в разных видах детской деятельности

Месяц

Мероприятия

сентябрь

Анкетирование и беседы с родителями с целью выяснения, как в семье организуется работа по формированию самостоятельности детей в     изобразительной деятельности, какие имеются проблемы.

октябрь

Родительское собрание на тему «Как научить ребенка быть самостоятельным».

Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по  оформлению группы и помещений детского сада к календарным праздникам.

ноябрь

Групповая консультация « Влияние изобразительной деятельности на формирование самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста».

декабрь

Изготовление информационных материалов стенда «Для родителей».

Индивидуальные консультации.

январь

Совместная подготовка к новогоднему празднику и спектаклю.

Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по изготовлению подарков для детей младших групп.

февраль

Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по  оформлению группы и помещений детского сада к календарным праздникам.

Выставка детских работ.

март

Самостоятельное изготовление детьми подарков на праздник 8 Марта.

Индивидуальные консультации.

апрель

Проведение воспитателями открытых видов самостоятельной художественно-изобразительной деятельности для родителей

май

Родительское собрание. Подведение итогов совместной работы.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде  [Текст] : дис …. канд. пед. наук / Т.А. Власова. – Екатеринбург : УГПУ, 2000. – 260 с.
  2. Година, Г.Н.  Самостоятельность  дошкольников  и  ее  влияние  на развитие детских взаимоотношений [Текст] / Г.Н. Година // Нравственное воспитание дошкольников ; под ред. В.Г Нечаевой. – М.: Педагогика, 1999. – С. 83-111.
  3. Голованова, Н.Ф. Педагогика [Текст] / Н.Ф. Голованова. – М. : Academia, 2017. – 240 c.
  4. Закон об образовании Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изм. от 13.07.2015). – URL::  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  5. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т.С. Комарова  – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 132 с.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
  7. Практикум по возрастной психологии [Текст] ; под ред. Л.А. Головей,
    Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности (статья из опыта работы)

ФГОС дошкольного образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности  детей в различных  видах деятельности, в том числе продуктивной....

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов о развитии словаря старших дошкольников в разных видах деятельности.Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, ...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

Развитие речи старших дошкольников в разных видах деятельности

Индивидуальный план профессионального образования за 2021-2022 учебный год.Тема «Развитие речи старших дошкольников в разных видах деятельности»...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  учреждения. Ч...