Конспект НОД по развитию речи на тему: "Расскажем Серой Шейке о перелетных птицах"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Екатерина Сергеевна

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Расскажем Серой Шейке о перелетных птицах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr_k-tno_2.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Расскажем Серой Шейке о перелетных птицах».

Программные задачи:

- поддерживать проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

- обогатить положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомого литературного произведения;

- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;

-расширять знания детей об особенностях обитания перелетных птиц;

- подвести детей к понимаю того, какую пользу приносят птицы;

- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;

-учить составлять описательные рассказы с наглядной опорой в виде графических схем; -развивать умение анализировать  содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображениями перелетных птиц;

- загадывание и отгадывание загадок;

- чтение сказки Д.Н. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка» и просмотр одноименного мультфильма.

Материалы и оборудование: книга с текстом сказки Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая Шейка»; подборка загадок о перелетных птицах; тематический альбом «перелетные птицы»; карточки- схемы для составления описательных рассказов про птиц.

Ход ситуации:

Дети находятся в игровой комнате, педагог подзывает их к себе и начинает беседу.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Маргариты Ивенсен.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет в дали.

О каком времени года в нем говорится?

Дети: об осени.

Воспитатель: Назовите признаки осени, которые встретились в этом стихотворении.

Дети: ( по очереди). На деревьях пожелтели листья. Начался листопад. Птицы улетают на юг.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Дети: Зяблик, дрозд, ласточка, чибис, жаворонок, иволга, кукушка, аист, соловей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему трудно приходится птицам холодной осенью?

Дети: Осенью становится холодно. Насекомые прячутся или погибают. Птицам не хватает еды.

Воспитатель: Еще раз расскажите, почему одних птиц называют перелетными, а других – зимующими?

Дети: Птиц, которые улетают от нас зимой в теплые края, называют перелетными. Птицы, которые никуда зимой не улетают, а остаются зимовать, называются зимующими.

Воспитатель: Почему птиц называют пернатыми друзьями человека?

Дети: (по очереди). Птицы приносят пользу, они поедают вредителей- насекомых, которые уничтожают урожай. Птицы своим пением и веселым щебетом дарят людям хорошее настроение. Птицы покрыты перьями, поэтому их называют пернатыми.

Воспитатель: Как человек должен заботиться о птицах?

Дети: (по очереди). Зимой делать для них кормушки. Не забывать насыпать в эти кормушки корм. Весной мастерить скворечники. Не разорять гнезда и не обижать птенцов.

Воспитатель: Вспомните, как называется сказка Д.Н. Мамина- Сибиряка, в которой он рассказывал о подготовке птиц к отлету на юг.

Дети: «Серая Шейка»

Воспитатель: Кто такая Серая Шейка?

Дети: Это уточка.

Воспитатель: Почему Серая Шейка не смогла подготовиться к отлету в теплые страны так же, как все ее родные?

Дети: У нее было ранено крылышко, и  она не смогла подготовиться к долгому полету- научиться хорошо летать.

Воспитатель: Кто ее научил летать?

Педагог внимательно выслушивает ответы детей, если есть необходимость что-то уточнить, задает им вопросы. Взрослый поощряет желание детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

Воспитатель: Все перелетные птицы улетели на юг, Серая Шейка осталась одна и не успела узнать, как живут перелетные птицы, почему их называют перелетными, чего они боятся, для чего они собираются лететь на юг, чем  питаются. Мы с вами можем рассказать обо всем этом Серой Шейке. Но сначала давайте поиграем, подвигаемся.

Игра «Озорные гномы». Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров, посередине, между шеренгами (на одинаковом расстоянии от них), стоит ведущий -«волшебник». Дети , к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Дети, к которым «волшебник» поворачивается лицом, замирают, дети из другой шеренги в это время начинают двигаться.

Игра проводится 2-3 минуты.

Воспитатель: Я приготовила для вас волшебное зеркало.

Педагог предлагает детям сесть вокруг стола, ставит на него зеркало.

Воспитатель: Это зеркало не простое, а волшебное, только скажешь:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пойдем гулять опять,

Но не в парке и не в сквере,

В сказку мы откроем двери.

Зеркало волшебное, ты нам помоги,

К сказочным героям в гости нас веди.

Сказочных героев из сказки покажи»,-

Сразу в нашем зеркале появляется тот сказочный герой, которого мы хотели увидеть. Давайте попробуем?

Дети вместе с педагогом повторяют слова, и на экране появляется картинка с изображением Серой Шейки.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Серой Шейке все, что мы знаем о перелетных птицах. Для начала предлагаю вам выполнить одно задание. Я приготовила для вас картинки с изображениями перелетных птиц, а окно раскрылось… От ветра картинки разлетелись и рассыпались. Предлагаю вам их собрать , и тогда мы узнаем, какие птицы на них были изображены.

Дети собирают рассыпанные на полу картинки (кукушка, уточка, ласточка), которые разрезаны на четыре части. Каждый ребенок берет себе четвертинку картинки, а потом ищет другие части у своих сверстников. Дети складывают общую картинку из четырех частей, а потом работают в группах- четверках.

Воспитатель: Вы послушайте, ребятки, загадаю вам загадки.

Дети по очереди в своих четверках отгадывают загадки. Если одна четверка не отгадала загадку, предлагается отгадать ее другим. За каждый правильный ответ команда- четверка получает фишку.

Воспитатель:

Холода их так пугают!

К теплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Ждать зимы им не годится.

Дети: Птицы.

Воспитатель:

Всех перелетных птиц черней,

Он чистит поле от червей.

Целый день по полю вскачь!

А зовется птица..?

Дети: Грач.

Воспитатель:

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной.

Дети: Соловей.

Воспитатель:

На одной ноге в болоте

Замираю на охоте

И ловлю в кругу подружек

Зазевавшихся лягушек.

Дети: Цапля.

Воспитатель:

На шесте -веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец,

Он и летчик, и певец.

Дети: Скворец.

Воспитатель:

Угадайте, что за птичка:

Тоненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста?

Дети: Ласточка.

Воспитатель:

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети: Кукушка.

Воспитатель:

Пестрая крякуша

Ловит лягушек

Дети: Утка.

Воспитатель:

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет,

Догадайтесь сами.

Дети: Трясогузка.

Воспитатель:

В воде купался,

Сухим остался,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки!

Дети: Гусь.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть.

Игра «Опустел скворечник» Дети стоят в кругу, проговаривают слова и выполняют движения согласно тексту.

Опустел скворечник,                             Дети машут руками, как крыльями.

Улетели птицы.

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.                                    Приседают.

Целый день сегодня                               Встают, идут по кругу и машут руками.

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.                                         Бегут по кругу.

 Воспитатель: Я хочу вам предложить одну игру, она называется «Четвертый лишний». Я буду называть птиц, а вы среди них должны найти лишнюю и объяснить, почему вы так считаете, например: ласточка, стриж, лебедь, иволга.

Дети: Лебедь- водоплавающая птица.

Воспитатель: Цапля, лебедь, соловей, журавль.

Дети: Соловей обитает в лесу, а остальные птицы – на воде.

Воспитатель: Грач, дятел, кукушка, трясогузка.

Дети: Дятел- зимующая птица.

Воспитатель: Ласточка, лебедь, кукушка, жаворонок.

Дети: Кукушка не высиживает птенцов.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам игру «Добавь слово». Я буду произносить начало предложения, а вы – продолжать.

Дети работают в четверках, за каждое законченное предложение команда- четверка получает фишку.

Воспитатель: Воробей маленький, а журавль…

Дети: Большой.

Воспитатель: Ворона большая, а синичка….

Дети: Маленькая

Воспитатель: Утка серая, а лебедь…

Дети: Белый.

Воспитатель: У человека квартира, а у птицы…

Дети: Гнездо

Воспитатель: У зверей шерсть, а у птиц…

Дети: Перья.

Воспитатель: У человека нос, а у птиц…

Дети: Клюв.

Воспитатель: У человека ребенок, а у птиц…

Дети: птенец.

Воспитатель: Дом из кирпичей, а у птиц…

Дети: из веток.

Воспитатель: У человека ноги, а у птиц..

Дети: лапы

Воспитатель: У людей ногти, а у птиц…

Дети: когти

Воспитатель: А теперь давайте не только поиграем, но и подвигаемся.

Игра «Отлет птиц» Дети встают в круг, все вместе произносят слова и выполняют движения согласно тексту (автор В. Орлова).

 Осень дивная пришла,                                    Дети хлопают в ладоши.

Птиц в дорогу позвала.                              Машут сплетенными крест-накрест пальчиками

Трудно будет птицам нашим.                         Грозят указательным пальцем.

Давайте дружно им помашем.                        Машут обеими руками.

Ласточки, летят, кукушки,                          Загибают по одному пальчику на обеих руках

Кружат гуси над опушкой.

Цапли, лебеди и утки

В стаи собираются.

С их отлетом на земле

Все тепло кончается.

Воспитатель: Ребята, теперь снова соберитесь в команды- четверки, сядьте за столы, на которых для вас приготовлены схемы для составления описательных рассказов про птиц.

Предлагаю вам составить рассказ о птичке, которая изображена на вашей картинке. Вы должны постараться так описать свою птичку, чтобы Серая Шейка догадалась, о ком вы рассказывали. Посмотрите на ваши схемы и давайте составим план рассказ- описания:

1) цвет;

2) характерные особенности (части тела);

3) где живет (болото, река, суша), когда и где высиживает  птенцов;

4) отлет и возвращение ( весна, осень);

5) чем питается ( насекомые, растения, ягода, червяки, лягушки и головастики);

6) какую пользу приносит человеку.

Главное условие: нельзя называть птичку, о которой будете рассказывать.

 Дети сначала в своих четверках придумывают рассказ, например: «Эта птичка- маленькая, сама она черненькая, а грудка у нее беленькая. У нее есть голова, тело, крылья, хвост на конце раздваивается. У птички тело покрыто перьями. Целыми днями она летает и ловит комаров и маленьких мошек, а еще она строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Осенью. Когда становится холодно, эти птички собираются в стаи и улетают в теплые края, а когда наступает весна, возвращаются домой».

Потом одни дети рассказывают, а другие отгадывают, о какой птице был составлен рассказ.

После того как все команды- четверки расскажут о своих птицах (дети получают четыре фишки за рассказ- по количеству участников), команды подсчитывают свои фишки. Та четверка, которая набрала больше всех фишек, получает в подарок аплодисменты.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня очень много рассказали Серой Шейке о перелетных птицах. Я думаю,  что после нашей беседы вы станете настоящими знатоками наших пернатых друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа по серии картинок "Раненая птица""

Материал и д/игры для обучения связной речи у детей 6-7 лет....

конспект по развитию речи во второй младшей группе на тему "Перелетные птицы"

конспект по развитию речи во второй младшей группе на тему "Перелетные птицы"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: "Зимующие и перелетные птицы"

                   Тема: "Зимующие и перелетные птицы".Конспект НОД по развитию речи в средней группеЦель: формировать первоначальные...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Расскажем сказки руками» для младшего дошкольного возраста

Программное содержание:Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетая их с движением пальцев рук.Развивать мелкую моторику, речь, воображение, внимание, память.Упражнять в образовании ...

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной компенсирующей группе по теме "Перелетные птицы".

Обобщения представлений об осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелёт...

Конспект по речевому развитию для детей 6 – 7 лет на тему: «Перелетные птицы».

Конспект по речевому развитию для детей 6 – 7 лет на тему: «Перелетные птицы».  Цель: расширить, уточнить и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщени...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Перелетные птицы»

Продолжение знакомства детей с характерными признаками осени. Закрепление знаний детей о птицах, об их жизни. Воспитываем чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к пернаты...