Конспект по речевому развитию для детей 6 – 7 лет на тему: «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект по речевому развитию для детей 6 – 7 лет на тему: «Перелетные птицы».

 

 

Цель: расширить, уточнить и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

 

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

2. Упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.

3. Совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

4. Закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).

5. Развивать умение строить причинно-следственные связи

6. Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений.

 7. Активизировать словарь: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

8. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_-_ptitsy.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию для детей 6 – 7 лет на тему: «Перелетные птицы».

Цель: расширить, уточнить и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.

2. Упражнять в различении и назывании некоторых видов перелетных птиц.

3. Совершенствовать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов.

4. Закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т. д.).

5. Развивать умение строить причинно-следственные связи

6. Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений.

7. Активизировать словарь: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

8. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столе лежат конверты. Интересно узнать, что в них?

Тогда давайте откроем их. (в конвертах лежат разрезные картинки перелетных птиц).

Ребята, давай соберем пазлы и посмотрим, что получиться.

(Дети собирают картинки)

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Птицы

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелетные

Воспитатель: Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

Воспитатель: Ребята, в какое время года улетают птицы?

Воспитатель: А все ли птицы улетают в теплые края?

Воспитатель: Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Сегодня мы с вами поговорим про наших пернатых друзей.

Первыми покидают ласточки, дрозды, скворцы, кукушки, жаворонки.

Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Как можно, одним словом, назвать птиц, которые едят насекомых?

Дети: Насекомоядные.

Воспитатель: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра) направляются к югу – гуси и утки. Как вы думаете, с чем это связано?

Воспитатель: Как называют таких птиц? (водоплавающие).

Воспитатель: Послушайте внимательно и скажите какие два слова прячутся в слове -водоплавающие.

Дети: плавать в воде.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие птицы должны осенью улетать в теплые края? Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

Игра «Остаюсь - улетаю».

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам : перелетные – зимующие.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети: Лебедь, стриж, грач, ласточка, утки, гуси, скворцы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему перелетных птиц так называют?

Дети: Потому что птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Птицы не просто улетают в теплые края. Они перелетают с севера на юг осенью и с юга на север весной.

А сейчас мы с вами поиграем и проверим, как хорошо вы знаете про наших пернатых друзей.

Игра «Из двух – одно» Образование сложных прилагательных.

Если у цапли длинный клюв, то это …(длинноклювая цапля).

У цапли длинные ноги, то она – ………………………………

У аиста красный клюв – ………………………………………

У скворца короткий хвост, то это … …………………….......

У ласточки острые крылья, то это ……………………………

У соловья звонкий голос, то это ………………………….….

У утки плоский клюв. Она какая? ……………………………

У грача острый клюв. Какой грач? …………………………..

У грача чёрное крыло? Значит, он……………………………

Воспитатель: Отлично! А справитесь ли вы с еще одним заданием.

Я предлагаю составить слова по разным заданиям.

Игра "Составь слово"

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову

Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

- Первый звук [С], а последний [Й] (Соловей)

- Первый звук [Л], а последний [А] (Ласточка)

- Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

- Первый звук [С], последний [Ж] (Стриж)

Составьте название перелетных птиц по первым звукам слов, которые я назову:

- грабли, рак, автобус, часы (грач)

- кот, улитка, компот, утка, шар, корабль, арбуз (кукушка)

- апельсин, игла, слон, таз (аист)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а, вы знаете, как птицы летят в теплые края?

Дети: Птицы летят стаями.

Воспитатель: Правильно, стаями, но еще птицы могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (На экране появляются соответствующие картинки).

Как летят перелетные птицы?

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Гуси чаще всего летят косяком.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы с вами будем описывать птиц.

На экране появляются изображения птиц: аист, скворец, гусь, грач, утка, ласточка, журавль.

Игра «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.)

Прогнулись над водой,

Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

(Присели.)

Белые лебеди,

Лебеди летели И на воду сели.

Сели, посидели, Снова полетели.

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним и закрепим все, что мы знаем о перелетных птицах.

Блиц - игра «Ответь на вопросы»

1. Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)

2. Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные:

скворцы, соловьи, ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли;

ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами.

Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)

3. А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не

замерзают)

4. Как называется большая группа птиц? (стая)

5. Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и

другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).

6. Как улетают цапли, утки? (шеренгой)

7. Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)

8. Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)

9. Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)

10. Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили

летать)

11. У каких птиц на лапках перепонки?

12. У каких птиц длинные ноги?

13. У каких птиц длинный клюв?

14. Какие птицы питаются лягушками?

15. Какая птица живет в скворечнике?

16. У какой птицы хвостик похож на ножницы?

17. У какой птицы длинная шея?

Воспитатель: Отлично! Вы хорошо знаете о птицах. А сейчас нам пора прощаться с птицами. Вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах (Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы".

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы"....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы".

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы"....

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)

конспект занятия будет полезен логопедам и воспитателям, позволит рассказать детям о перелетных птицах и формированию лексико - грамматического строя по этой теме....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы".

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы"....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Перелетные птицы".

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему Перелетные птицы....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему Перелетные птицы.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему Перелетные птицы....

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР Тема: "Зимующие птицы"

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи...