Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков «л - р» с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zvukova_kultura_rechi_v_st._gr.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] —[ р].
Цель. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в словах;
- формировать умение слышать звук в слове;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
- формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, со звуками [л] и [ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»
Методы и приемы: отгадывание загадок, беседа, стихотворение, проговаривание чистоговорки, словесные игры, дидактическая игра, презентация, самостоятельная работа со звуковой «решеткой».
Словарная работа: плутон, уран, нептун, юпитер, соломенная, полосатая, грушевое. лунный, серебряные, луговые, фруктовый, смородиновый.
Средства реализации: ноутбук, проектор, звуковые «решетки», фишки, дидактическое пособие «Собери звезды», медаль «Я подружился со звуком «Р» и «Л» (по количеству детей).
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок, стихотворений, скороговорок, просмотр видеофильма о планетах.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, у вас хорошее настроение сегодня?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда именно вы узнаете, отгадав мою загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный.
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые может быть планеты.
Дети: Космос.
- Правильно, мы оправимся с вами в космос.
Дети, кто знает, что за знаменательная дата 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: - А, как называются люди, которые путешествуют в космосе?
Дети: - Космонавты.
Воспитатель: - Правильно. А подскажите мне, на чем можно совершить космическое путешествие?
Дети: - На ракете.
Воспитатель: - Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно завести мотор у ракеты. Чтобы звук ракеты у был сильнее слышен, для этого нужно сделать гимнастику языка.
Артикуляционная гимнастика:
1.Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся, друг дружке.
2. Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
3.Упражнение «Чьи зубы чище?»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней и с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
4.Упражнение «Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
5.«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
- Слегка приоткройте рот, широким передним краем языка облизните верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
Молодцы дети. Теперь мы готовы завести мотор и лететь в космос.
Игра «Полет в космос» Слайд №2 (Дети встают возле стульчиков)
- Как звучит мотор у ракеты? (р-р-р-р…).
- Завели мотор, полетела ракета далеко, ее не видно и только слышен
гул: (л-л-л-л…).
- Что только слышен?
Дети: - Гул (л-л-л…)
Полетели.
Раз, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли,
Улетаем в космос мы,
На Орбите повесим
И к планетам поспешим…
- Вот и прилетели мы на планету. А на какую…мы сейчас узнаем, отгадав загадку:
Это красная планета,
по соседству с нами,
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,
Лед не сверху, а внутри.
Дети: Марс. Слайд №3 (Дети садятся)
Воспитатель: - Правильно. Это Марс.
- Какой звук мы слышим в этом слове «марс», звук «р» или «л»?
Дети: Мы слышим звук «р».
Воспитатель: Полина, ты какой звук слышишь в слове марс?
Полина: Я слышу в слове марс звук «р». (спрашиваю у 2 – 3 детей)
Воспитатель: Смотрите, тут какой-то конвертик на планете. Наверно инопланетяне оставили. Давайте посмотрим, что же в нем? Слайд №4
Нужно выполнить задание, а то не улетим дальше.
(Открываю конверт и читаю задание)
Воспитатель: Тут написано, что нам надо проговорить чистоговорку.
Чистоговорки:
Ра- ра- ра- вот хорошая игра.
Ру-ру-ру- поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро- попади мячом в ведро.
Ры-ры-ры- грустно детям без игры.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - вот высокая скала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - в лодке сломано весло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - я бегом бегу к столу.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы - в доме новые полы.
- Какие вы молодцы и теперь мы сможем отправиться дальше. Заведем опять мотор и полетела ракета далеко, ее не видно и только слышен гул: (л-л-л-л…).
- Что только слышен?
Дети: - Гул (л-л-л…)
Раз, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли,
Улетаем в космос мы,
На Орбите повесим
И к планетам поспешим…
- Вот мы прилетели на другую планету, а на какую, мы узнаем сейчас.
Загадка:
У далекой крохотной планеты
Нет статуса большой планеты,
Что, обидевшись, она,
В телескопы не видна.
Дети: Плутон. Слайд №5
Воспитатель: - Правильно. Это Плутон. Чтобы запомнить нам эту планету, давайте все вместе скажем «плутон».
- Какой звук мы слышите в слове «Плутон», «л» или «р»?
Дети: Мы слышим в слове «плутон» звук «л».
(спрашиваю у 2- 3 детей)
Воспитатель: - Смотрите, и тут какой-то конвертик лежит. Посмотрим что в нем написано? Снова задание. Справимся дети?
Дети: Да. Слайд № 6
Воспитатель: Вот такое задание. Я называю слова, в которых есть звук «р» или звук «л». Если вы услышите в слове звук «р», то пустите рыбку поплавать, если услышите звук «л», то попробуйте позвонить в колокольчик. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: береза.
Воспитатель: - Радмир, почему ты сделал движение как плавает рыбка?
Радмир: - Потому что в слове береза услышал звук «р».
(Слова: стол, рыба, лак, ромашка, торт, лук, рысь, лось, рябина)
(Спрашиваю у 3 – 4 детей, какое движение они сделали)
- Молодцы дети, отлично справились с заданием. Мы можем лететь дальше.
Заведем опять мотор и полетела ракета далеко, ее не видно и только слышен гул: (л-л-л-л…).
- Что только слышен?
Дети: - Гул (л-л-л…)
Раз, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли,
Улетаем в космос мы,
На Орбите повесим
И к планетам поспешим…
- Очутились мы на другой планете. Слайд №7
Посмотрите на экран на какой планете мы очутились?
Дети: Мы очутились на планете Уран.
Воспитатель: - Молодцы! Узнали, это действительно Уран. Здесь тоже нам оставили какой – то конверт. Давайте посмотрим. Слайд №8
Воспитатель: Тут нам предлагают поиграть в игру «Собери звезды».
Дети, на столе лежат звездочки, на которых изображены разные предметы. Внимательно посмотрите, рядом с планетой Марс надо подобрать звездочки с картинками на звук «р», а рядом с планетой Плутон звездочки с картинками на звук «л».
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Аня, ты куда прикрепила свою звездочку?
Аня: Я прикрепила свою звездочку рядом с планетой Марс, потому что здесь нарисован руль, а в слове руль слышится звук «р».
(Спрашиваю у 3- 4 детей).
Воспитатель: - Мы собрали все звезды правильно, а теперь пока продолжить путь на другие планеты.
Заведем опять мотор и полетела ракета далеко, ее не видно и только слышен гул: (л-л-л-л…).
- Что только слышен?
Дети: - Гул (л-л-л…)
Раз, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли,
Улетаем в космос мы,
На Орбите повесим
И к планетам поспешим…
Воспитатель: - Прилетели на другую планету. Слайд №9
Как же называется это планета, кто же угадает?
Дети: Нептун.
Воспитатель: - Чтобы запомнить и эту планету, давайте скажем все вместо «нептун». Посмотрим, что на этой планете нам приготовили?
Дети: Да. Слайд №10
Воспитатель: - На этой планете нам предлагают поиграть в игру «Скажи наоборот».
Воспитатель: Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л]
Дедушка старый, а внук (молодой).
Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).
Зимой снега много, а весной (мало).
Баба Яга злая, а фея (добрая).
Суп горячий, а компот (холодный).
Снег белый, а уголь (черный).
Заяц трусливый, а лев (смелый).
Ручеек мелкий, а река (глубокая).
Воспитатель: Следующая игра называется «Какой? Какая? Какие?»
Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
Шляпа из соломы, какая? - соломенная.
Юбка в полоску, какая? – полосатая.
Варенье из груш какое? – грушевое.
Суп из гороха, какой? – гороховый.
Свет от луны, какой? – лунный.
Серьги из серебра, какие? – серебряные.
Цветы на лугу, какие? – луговые.
Компот из фруктов, какой? – фруктовый.
Сок из смородины, какой? – смородиновый.
Воспитатель: - Полетели дальше?! Заведем опять мотор и полетела ракета далеко, ее не видно и только слышен гул: (л-л-л-л…).
- Что только слышен?
Дети: - Гул (л-л-л…)
Раз, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли,
Улетаем в космос мы,
На Орбите повесим
И к планетам поспешим…
- Какую планету вы видите? Слайд №11
Дети: Юпитер.
Воспитатель: Правильно. Скажем все вместе «юпитер». Посмотрим какое задание здесь нам приготовили. Слайд № 12
(Читаю задание)
Воспитатель: Определите место звука «р» слове: в начале, в середине или в конце и поместите фишку в окошко.
Пройдите все к столам и возьмите себе по одной фишке. Я сейчас буду называть слова, а вы попробуйте определить место звука «р» в слове. Если вы услышите звук «р» в начале слова, то поместите фишку в первое окошко, если услышите в середине слова – во второе окошко, а если в конце слова услышите звук «р» - в последнее окошко.
Слова: рак, горка, забор. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: - Полина, в слове рак на каком месте находится звук «р», в начале, в середине или в конце слова?
(спрашиваю у 2- 3 детей)
Воспитатель: - А теперь определите место звука «л». Слова: лампа, палка, стол. (Спрашиваю у 2 – 3 детей)
Воспитатель: Мы побывали не во всех планетах, но нам пора возвращаться домой. Полетели!
Игра «Космос»
Раз, два, три, четыре, пять,
В космос мы летим опять,
Отрываясь от Земли, долетаем до луны,
На Орбите повесим,
И опять домой спешим.
- Вот мы и прилетели. А на нашу ли планету мы прилетели? Посмотрите на экран, это наша планета? Слайд №13
Дети: Да.
Воспитатель: А как называется наша планета?
Дети: Наша планета называется Земля.
Воспитатель:- Давайте мы с вами вспомним скороговорки.
1.Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.
2. Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
3. Три сороки-тараторки,
Тараторили на горке.
4. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала д не выболтала.
Воспитатель - На этом наше путешествие закончилось.
Рефлексия:
- Понравилось вам наше путешествие?
- Дети, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что было интересного в нем?
- Какое задание было самым трудным?
- Как вы думаете, вы хорошо справились с заданиями?
- Хотели бы вы снова отправиться путешествовать в космос?
-Дети, я горжусь вами. Вы молодцы и мне очень понравилось путешествовать вместе с вами. Я хочу вам всем подарить медаль «Я подружился со звуком «р» и «л».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...