Звук [х]
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по воспитанию правильному звукопроизношению

в подготовительной группе

Тема: Звук [х].

Цель: формирование у детей правильного произношения звука [х] посредством подражания и правильного произношения воспитателем.

Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение согласного звука [х], в изолированной позиции: в слогах, словах и фразах.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, в которых есть звук [х].

Воспитательная: воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: книга с картинками артикуляционной гимнастики, презентация с изображением всех необходимых иллюстраций со звуком [х], игрушка хомяка, зеркала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по воспитанию правильному звукопроизношению

в подготовительной группе

Тема: Звук [х].

Цель: формирование у детей правильного произношения звука [х] посредством подражания и правильного произношения воспитателем.

Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение согласного звука [х], в изолированной позиции: в слогах, словах и фразах.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, в которых есть звук [х].

Воспитательная: воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: книга с картинками артикуляционной гимнастики, презентация с изображением всех необходимых иллюстраций со звуком [х], игрушка хомяка, зеркала.

Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационно-мотивационный этап.

Приветствие

Художественное слово-отгадывание загадки

Сообщение темы занятия

Игра на дыхание

Игра на слух

Проблемный вопрос

Здравствуйте дети! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся с вами. Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. Теперь я вижу, что вы готовы заниматься со мной интересной деятельностью.

Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел. Вы хотите узнать, кто пришел к нам в гости? Хорошо, но, чтобы узнать, кто к нам пришел, вам необходимо отгадать загадку. Слушайте внимательно.

«Щеки может вмиг раздуть,

Чтоб провизию впихнуть,

Шустрый, маленький толстяк,

Он — запасливый...»

Вы догадались кто это? Правильно, сегодня к нам в гости пришел хомяк Хома. Посмотрите, а вот и он. Ребята, как выглядит наш гость? Верно, у хомяка овальная мордочка, на которой есть черные глазки, рот и полукруглые ушки. Туловище овальной формы, на котором есть короткие лапки и маленький хвостик. Чем покрыто тело хомяка? Да, шерсткой. Какого цвета шёрстка? Ира, как ты думаешь, какого цвета шёрстка у хомячка? Верно, шёрстка у хомячка коричневого цвета. Ребята, как передвигается хомячок? (Быстро бегает, семенит лапками) Какие звуки ему свойственны? (х-х-х)

Ребята, вы правильно смогли описать нашего гостя. Хома такой хвастунишка, и утверждает, что всё и обо всех знает. Хома, а знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк? (Со звука [к]) Вы согласны с ним? (Нет.) Так какой же первый звук мы слышим в словах х-хомяк, х-хвастун? (Звук [х]). Правильно, ребята, это звук [х]. Сегодня мы с вами научим нашего гостя правильно произносить звук [х]. Но для начала подготовим наш язычок к занятию.

Давайте представим, что мы с вами попали в степь. Здесь очень ветрено, и наши ладошки немного замерзли. Давайте согреем наши ладошки, подуем на них и скажем [х]. Подышите на ладошки: Х-Х-Х.

Теперь, когда мы с вами согрелись, я предлагаю нам поиграть в игру. Игра называется «Поймай звук». Ребята, вы когда-нибудь играли в эту игру? Ира, ты играла в эту игру? Тогда послушайте внимательно правила игры. Я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [х]. Ребята, вы запомнили, на какой звук вы будете хлопать? Тогда давайте попробуем поиграть, слушайте внимательно: п, х, т, с, х, д, х, л, м, н, х.

Теперь если услышите в слогах звук [х], топните. Вы запомнили на какой звук вы будите топать?

Ха, на, ла, хо, ба, ху.

Молодцы, а теперь, если услышите звук [х] в словах присядьте.

Художник, бусы, торт, халат, хвост, платье.

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Ребята, вы хотите дальше поиграть со звуком [х] и научить Хому правильно его произносить? Тогда давайте присядем на стульчики и послушаем сказку, руки на колени, ноги ровной дорожкой.

Дети здороваются друг с другом и с воспитателем с помощью игры приветствие.

Дети слушают воспитателя и отвечают на его вопросы.

Дети дуют на ладошки и говорят[х].

Дети слушают указания воспитателя и играют в игру «Поймай звук».

Дети присаживаются на стульчики.

  1. Основной этап.

Артикуляционная гимнастика

Показ артикуляции звука [х]

Изолированное произношение

Произношение звука [х] в слогах

Произношение звука [х] в словах

Произношение звука [х] в фразах

Физминутка

Ребята, я знаю очень интересную сказку про веселый язычок и предлагаю вам ее послушать, повторяя звуки за мной. Вы согласны? Хорошо.

Сказка.

Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок «х-х-х». Как он стучал? И, наконец, так устал, что незаметно для самого себя задремал. А хвостик у него так и остался опущенным вниз, спинка – поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать и из домика теплый ветерок выпускать: «х-х-х». Как похрапывал Язычок? Похрапим все вместе.

Но скоро Язычок проснулся, наверное, от собственного храпа, и стал хвастаться: «Даже во сне я умею песни петь. Опять я новую песенку придумал – «х-х-х». Эта моя песенка слышится в человеческом смехе. Некоторые люди смеются «ха-ха-ха», а другие «хи-хи-хи». Посмеёмся все вместе: ха-ха-ха, хи-хи-хи.

Ребята, вам понравилась сказка?

Теперь давайте научим Хому правильно произносить звук [х], в этом нам поможет зеркало. Посмотрите, ребята, когда мы произносим звук [х] ротик у нас закрыт или приоткрыт? Верно, рот у нас приоткрыт. Маша, как ты думаешь зубки у нас открыты или закрыты? Верно, открыты. Есть ли у нас преграда? Ира, как ты думаешь? Правильно, есть, преграда наш язычок. Воздух прорывается? Да.

Итак, когда мы произносим звук [х] губы у нас раскрыты. Зубы – разомкнуты. Кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха; горлышко «молчит». Послушайте, как я произнесу звук [х]. Теперь вместе с Хомой произнесем звук [х].

Ребята, давайте скажем звук [х] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко. А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом.

Сейчас я предлагают нам вместе с Хомой произнести звук [х] в слогах. В этом нам поможет чистоговорка. Повторяйте за мной.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Охи-охи-охи, охи-охи-охи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

У вас очень хорошо получилось произносить слога со звуком [х]. Но у Хомы еще плохо получается, чтобы это исправить, мы поиграем в очень интересную игру. Для этого посмотрите на доску и назовите картинки. Маша, какие картинки изображены на доске? Ира, ты согласна с Машей? Что она забыла назвать? Ребята, скажите, какая картинка здесь лишняя? Ира, как ты думаешь, какая картинка лишняя? Почему? Верно, кисточка лишня, потому что в ней нет звука [х].

  1. Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
  2. Художник, сухари, тарелка, холодильник.
  3. Мох, пух, дух, воздух, ветер.
  4. Петух, отдых, смех, запах.

Дети, давайте поможем Хоме подобрать подходящие слова, где есть звук [х].

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох).

На грядках сеют (горох).

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасёт (пастух).

Молодцы, ребята, вот мы с вами научили нашего гостя правильно произносить звук [х]. И он в знак благодарности предлагает нам поиграть в его любимую игру.

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет.

(делаем соответствующие действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать.

(показываем сильный).

Ребята, Хоме очень понравилось у нас в гостях, но ему уже пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с хомячком, скажем: «До свидания, Хома».

Дети слушают сказку про весёлый язычок и повторяют звуки за воспитателем.

Дети отвечают на вопросы воспитателя и произносят звук [х].

Дети произносят звук[х] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко, потом наоборот.

Произносят слога.

Дети отвечают на вопросы воспитателя и находят лишнюю картинку.

Дети подбирают подходящие слова.

Дети выполняют физминутку.

Дети прощаются с Хомой.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов

Ребята, вам понравилось наше занятия? Вы помните, кто к нам сегодня приходил в гости? Какой звук мы с вами научили нашего гостя правильно произносить? Какие слова вы знаете со звуком [х]? Что вам больше сегодня понравилось?

Молодцы, ребята, вы верно ответили на все вопросы. Наше занятие подошло к концу, можете пойти поиграть.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...