Занятие по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Литературный калей­доскоп»

Цель: выявление знаний воспитанников о литературных произведениях, обучение воспитанников составлению интересных описаний героев.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить у детей, какие литературные произве­дения они помнят;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Развивающие: развивать связную речь, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Литературный калейдоскоп»

Цель: выявление знаний воспитанников о литературных произведениях, обучение воспитанников составлению интересных описаний героев.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Развивающие: развивать связную речь, мышление, память.

Воспитательные: воспитывать умение не перебивать взрослых и детей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: настольный театр «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», книги.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята! Давайте  поздороваемся друг с другом и улыбнёмся.

От наших улыбок стало сразу светлее.

- Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

2.Основная часть

Методические приемы

         Дети садятся полукругом вокруг воспитателя. Перед воспитателем стоит небольшой стол, на нем книги – народные и авторские сказки.

Воспитатель:  Сегодня мы с вами вспомним, какие сказки и загадки мы знаем. Много всего интересного написано в наших волшебных книгах. Книги  наши верные и мудрые друзья, наши помощники, наши добрые советчики.
Книга – учитель. Книга – наставник.
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Воспитатель:  Сказаны удивительные, очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться стать ей хорошим хозяином и внимательным читателем.
А сегодня мы поговорим о самых любимых, самых дорогих литературных произведениях, о сказках. Я уверена, что вы, дети старшей группы , знаете очень много сказок и сумеете порадовать меня и своих товарищей.

Воспитатель:  Почему сказки называются «народными»?
Воспитатель:  Какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель:  Воспитатель выслушивает всех детей, принявших участие в беседе.
Воспитатель при ответах детей следит, чтобы правильно были названы главные герои сказки, краткое описание характера главного героя, сюжета, окончание сказки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?  
(Баба – Яга)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался. . .   
(Колобок)

По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра  
(«По щучьему велению»)

Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то  («Семеро козлят»)
Красна девица грустна ,
Ей не нравится весна!
Ей на солнце тяжко –
Слезы льет бедняжка.  (Снегурочка)
 

Разбойники белые
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. (Гуси – Лебеди)

        Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору».

        На одном конце зала проводится черта – это опушка леса. За чертой – место для медведя. На противоположном конце зала – дом детей. Воспитатель предлагает считалкой выбрать медведя: «За грибами мы пойдем, ты медведь, так выйди вон!» Выбран «медведь». Остальные играющие – дети, они дома. Воспитатель говорит «Идите гулять!».

        Дети направляются к опушке леса: собирают грибы, ягоды, т. е. имитируя движения говорят:
                «У медведя во бору,
                Грибы, ягоды беру,
                А медведь не спит
                Он на нас рычит».
        Медведь с рычание догоняет детей. Дети убегают в свой дом. Игра повторяется.

        Воспитатель предлагает детям вернуться в театральный уголок.

Воспитатель загадывает загадку: 

Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушк»а)

Настольный театр «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Воспитатель следит за интонационной выразительностью речи детей.

 Воспитатель:  Кроме русских народных мы читали с вами много авторских сказок русских и зарубежных писателей. Буду рада, если вы их вспомните. Я вам загадаю загадки и мы посмотрим, сможете ли вы угадать героев сказок:

Он опаснейший злодей,
Ловит маленьких детей,
В жаркой Африке живет,
Непослушных деток ждет.  («Бармалей», К.Чуковский)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это доктор . . .   («Айболит», К.Чуковский)

Убежали от грязнули
Чашки , ложки и кастрюли.
Ищет их она , зовет
И в дороге слезы льет.  («Бабушка Федора», К. Чуковский)

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?  («Буратино», А. Толстой)

В этой книжке именины!
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Комар голову срубил  («Муха – Цокотуха», К.Чуковский)

Рыбка не простая
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.  («Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.  («Красная Шапочка», Шарль Перро)
Воспитатель хвалит детей за активное участие в литературном калейдоскопе

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Что делали на занятии?

О каких произведениях мы беседовали?
Какие бывают сказки?

 В какую игру играли?
Какую сказку разыгрывали?

Что нового узнали?

Рефлексия.

Вам понравилось занятие?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Что было сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».

Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».

Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Литературный калейдоскоп

Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышл...

Занятия по развитию речи в старшей группе "Литературный калейдоскоп"

Занятия по развитию речи в старшей группе "Литературный калейдоскоп"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОПЦель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогичес...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».

Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературнымпроизведениям. Доставить детям радость....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».

Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.Задачи:Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.Способствовать развитию, поло...