Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Литературный калейдоскоп
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.
Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление; Воспитывать умение слушать своего товарища. Активизировать речь по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_literaturnyy_kaleydoskop.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.
Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление; Воспитывать умение слушать своего товарища. Активизировать речь по теме.
Дети сидят на стульчиках.
Загадать детям загадку:
«Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)
Правильно, это - книга.
Ребята! Наша группа сегодня необычна. Она сегодня очень напоминает… Что она напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)
В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…
Говорят, книга-это наш друг. А почему?
-Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.
В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги). Что в этих книгах?
Дети: сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.
А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.
А почему сказки называются народными?
Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».
Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)
Вокруг нас там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки.
Отгадайте без подсказки.
Назовите посмелей этих сказочных друзей!
Загадываю загадки, а дети отгадывают.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка.)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси – лебеди).
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла – старушкин самолёт.
(Баба Яга.)
Это герои народных сказок.
Показываю детям книги о животных.
Кто нарисован на обложках? (Звери: кот, лиса, заяц,петух).
Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные: они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)
В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):
Хитёр как….(лиса).
Голоден как (волк).
Труслив как… (заяц).
Болтлив как… (сорока).
Беру с полки книгу и начинаю читать: «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)
Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными. Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.
Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.
Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите, но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.
Муха, муха, цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Из какой это сказки? А написал её кто?
А теперь давайте поиграем. Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будите говорить название сказки и кто её написал.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по морю идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане»).
Посуду никогда не мыла,
Совсем не подметала пол,
И вся посуда убежала –
Тарелки, ложки, чашки, стол.
(К. И. ЧУКОВСКИЙ «Федорино горе»).
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
- Оказалось, это брюки…
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный»).
Это мы с вами говорили о жанре авторских сказок, написанных в стихах.
Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку).
Я мячик в речку уроню,
Я шерстку причешу коню;
Качаясь по доске пройду,
А я… я заблужусь в саду.
В любимой книжке мы живём,
Но мы её не назовём!
Ответьте нам, друзья – подружки,
Как книжку эту звать?.
(«Игрушки»)
Кто написал эту книгу? Да, верно, детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?
Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.
У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.
А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов».
Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.
Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.
Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам.
В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!
Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.
А есть ещё один литературный жанр – загадки. Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки. Загадываю загадки, а дети отгадывают.
У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии. Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)
А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.
В заключении прочитать стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово».
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают,что значит поэт.
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».
Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость....
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».
Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость....
Занятия по развитию речи в старшей группе "Литературный калейдоскоп"
Занятия по развитию речи в старшей группе "Литературный калейдоскоп"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Конспект занятия по развитию речи в старшей группеЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОПЦель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогичес...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».
Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературнымпроизведениям. Доставить детям радость....
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. «Литературный калейдоскоп».
Цель:Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.Задачи:Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.Способствовать развитию, поло...
Занятие по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»
Занятие по развитию речи в старшей группе«Литературный калейдоскоп»Цель: выявление знаний воспитанников о литературных произведениях, обучение воспитанников составлению интересны...