Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной к школе группы Тема: «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с целью, формирования представлений о зиме и ее приметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_zimushka-zima.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Кораблик».

Конспект интегрированного занятия

по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация)

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Зимушка-зима»

                                                                               Воспитатель: Сметанина С.Н.

пгт. Березово, ХМАО-Югра

Тема: «Зимушка-зима»

Цель: Формирование представлений о зиме и ее приметах, уточнение,

расширение и активизация словаря по теме.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; называть признаки

зимы;

  • Закреплять умения детей отвечать на вопросы; развивать навык

словообразования и составления предложений; активизировать словарь по

данной теме; составлять распространенные предложения, закреплять навык

словообразования;

  • Продолжать учить детей использовать в аппликации нетрадиционные

материалы.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы (память, внимание, мышление);
  • Формировать личностные качества: любознательность, активность,

усидчивость, умение применять полученные знания в самостоятельной

деятельности;

  • Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук, через использование нетрадиционных форм аппликации.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественно-эстетическую культуру через восприятие

красоты родной природы;

  • Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем, усидчивость,

умение работать слаженно, получать удовольствие от коллективной работы.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –

коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Форма организации: подгрупповая

Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная к школе группа)

Форма занятия: игровая

Предварительная работа:

  • Беседы о зиме;
  • наблюдения на прогулках за неживой природой, птицами; за играми и забавами детей на улице;
  • рассматривание картин по теме «Времена года» («Зима»), И. Шишкина «Зима», «На севере диком», Н. Крылова «Зимний пейзаж»;
  • слушание музыкальных композиций: П. И. Чайковского, Р. Шумана «Дед Мороз», А. Вивальди «Зима»;
  • чтение и обсуждение произведений художественной литературы (И. С. Никитин «Встреча зимы», Н. Носов «На горке», А. Введенский «На лыжах» и др.), заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о зиме;
  • подготовка фотоколлажей на тему «Зимние забавы», поручение родителям: совместно с детьми составить небольшие рассказы (3-4 предложения) по фотоколлажу;
  • познавательно-исследовательская деятельность с водой, снегом и льдом;
  • проведение различных игр по теме «Зима» (дидактические, словесные, подвижные, с использованием ТРИЗ-технологии);
  • различные виды продуктивной деятельности: лепка снеговиков, рисование Снегурочки, деда Мороза, аппликации; подготовка комочков из салфеток к занятию.

Методы: словесные (беседа-диалог, объяснения, загадывание загадки), наглядные (фотоколлажи «Зимние забавы»), игровые, практические (составление сюжетного рассказа по фотоколлажам «Зимние забавы», аппликация).

Оборудование и материалы: снежок, фотоколлажи «Зимние забавы»; мольберт, ноутбук, флэш-накопитель со звуками природы, интерактивная доска.

Раздаточный материал: заготовки для зимнего пейзажа, цветная бумага, вата, серебристая мишура, комочки из салфеток, клей, салфетки, ножницы, карандаши.

Ход ООД:

1 этап: Организационный момент (звучит музыка - звуки зимнего леса)

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, то увидела возле двери необычную Снежинку. Посмотрите, какая она маленькая и почему-то одна. Как вы думаете, как она здесь оказалась?

Дети: Прилетела к нам в гости или потерялась.

Воспитатель: Ребята, эта Снежинка очень любознательная, еще совсем маленькая и ничего не знает о зиме, а ей так хочется узнать, что же такое зима. Поможем ей? А еще у нее для нас загадка:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, это зима. Как вы думаете, о какой «тройке» и о каких «скакунах» говорится в этой загадке?

Дети: Это зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Верно. Зима удивительно красивое и веселое время года для забав. Давайте подберем «зимние» слова и скажем, какая же она зимушка -зима.

-Если на улице идет снег, то погода….... (снежная)

-Если на дворе мороз, то погода………...(морозная)

-Если дует сильный ветер, то погода….. (ветреная)

-Если на улице холод, то погода……….. (холодная)

-Если сильная стужа, то погода……….... (студеная)

2 этап: Основной

Воспитатель: А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Расскажи о зиме». Я вам буду бросать снежок, а вы в ответ, будете называть признаки зимы.                                                                                                                    

Дети: Зимой холодно (морозно, дни короткие, ночи длинные, рано темнеет, часто идет снег, все покрыто снегом и сугробами, река покрыта льдом, люди надевают теплую одежду, остались только зимующие птицы, деревья и растения спят, некоторые животные тоже впали в спячку, изменили окраску и т.д.).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о зиме. А за что вы любите зиму? Расскажите Снежинке.

Дети: Зимой можно кататься с горки на санках, коньках, лыжах, играть в снежки, валяться в снегу, получать подарки от Деда Мороза и Снегурочки...

Воспитатель: Некоторые ребята, выполнили домашнее задание - принесли фотоколлажи на тему «Зимние забавы» и дома с родителями составили рассказы, как весело проводят время на улице, в зимнее время года, давайте их послушаем.

Творческое рассказывание детей по фотоколлажам «Зимние забавы» (домашние задания-3-4 рассказа о своих увлечениях зимой).

Даю установку на правильное составление рассказа (начало, середина и конец), четкое проговаривание звуков. 

Воспитатель: Какие интересные, замечательные и у всех разные рассказы получились. Вот какое весёлое время года - зимушка-зима, как много зимних игр и забав она нам приготовила. Вы все постарались, спасибо, вам, ребята!

- А сейчас, предлагаю немного отдохнуть, давайте встанем все в круг.

Физкультминутка

С неба падают снежинки,            Дети поднимают руки над головой

Как на сказочной картинке.         И делают движения словно летят снежинки

Будем их ловить руками,             Хлопают в ладошки

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,              Правой и левой рукой поочерёдно

Снегом замело дороги.                 Рисуют в воздухе полукруг.

Не замёрзли, чтобы ножки,          Ходьба на месте,

Пошагаем по дорожке.                  Высоко поднимая колени

Вон лисица в поле скачет              Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.      

Ну а мы, идём, идём                        Идут на места.

И к себе приходим в дом.

Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску. Для детей подготовлены увлекательные задания по теме «Зима». Звучит отрывок из произведения Р. Шумана «Дед Мороз»

Воспитатель: Дети, а вам знакома эта мелодия? Кого и что вы представляете, слушая это музыкальное произведение?

Дети: Это произведение Роберта Шумана «Дед Мороз». Дед Мороз идет по лесу.

Воспитатель: Возможно, это Дедушка Мороз идет по зимнему лесу, осматривает свои владения. Посмотрите, да вот же он, на экране!

На интерактивной доске появляется Дед Мороз и предлагает выполнить задания.

Задание №1 Игра «Пословицы и поговорки»

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о зиме и расскажем их Дедушке Морозу и Снежинке:

«Мороз не велик...  да стоять не велит»;

«Зима не лето……  в шубу одета»;

«Береги нос………  в сильный мороз»;

«Зима лодыря ……. морозит»;

«В зимний холод..... всякий молод»

На интерактивной доске Дед Мороз хлопает в ладоши и появляется слово «Молодцы!»

Воспитатель: Ребята, зимой часто дует ветер, а с неба летят снежинки. Что можно сказать, о снежинках, какие они?

Дети: Белые, кружевные, пушистые, маленькие, холодные, блестящие, легкие.

Воспитатель: Давайте встанем все в круг и представим, что к вам на ладошку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и медленный выдох).

Дыхательное упражнение «Снежинки»:

«Подул зимний ветерок, полетел снежок (все вместе)

 Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Воспитатель: А теперь представьте, что на вашу ладошку упало несколько снежинок. Как теперь будете их сдувать? (вдох носом и медленный короткий прерывистый выдох). (Повторяют несколько раз)

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Воспитатель: Ребята, как можно сказать ласково о снежинке? А про снег?

Дети: Снежинка — снежиночка, снег — снежок, ветер — ветерок, сугроб —сугробик, холод — холодок, лед — ледок и т.д.

На экране появляются двигающиеся мерцающие снежинки. 

Воспитатель: Умницы! А снежинки что делают?

Дети: Падают, вьются, кружатся, блестят, сверкают, искрятся, тают.

Воспитатель: Посмотрите, Дедушка Мороз хочет разложить елочные игрушки в мешки. Поможем? Как нужно будет правильно распределить подарки?

Дети: По цветам. В зеленый мешок только игрушки зеленого цвета, в красный - красные, в синий - синие и т.д.

Задание №2 «Помогите разложить елочные игрушки по цветам»

(Дети выполняют задание на интерактивной доске, называют цвет. После выполнения задания появляется слово «Спасибо!»)

Воспитатель: Молодцы! Вы очень быстро справились и с этим заданием. А теперь следующее задание от Деда Мороза: на волшебном экране нам нужно будет слепить Снеговика. Подумайте с чего нужно будет начать «лепить» Снеговика, что потом. Будьте очень внимательны!

Задание №3 Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

(На экране изображены: 3 снежных кома, руки – веточки, глаза - угольки, нос - морковка, рот, улыбка, метла, ведро, пуговицы. Дети выполняют задание, объясняя последовательность действий). После выполнения задания появляется фейерверк и слово «Молодцы! До свидания!» (Дети прощаются с Дедом Морозом)

Практическая работа:

На мольберте тонированный лист ватмана - фон с заранее нарисованными деревьями и кустами. Снег отсутствует.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная картина появилась. Скажите, эта картина похожа на зимний пейзаж? А почему? Чего не хватает?

Дети: Снега!

Воспитатель: Да, снега. Какой же зимний пейзаж без снега?! Я предлагаю вам укрыть деревья, кусты, землю снегом!

- Посмотрите, что находится у вас на столах?

Дети: Цветная бумага, елочки, вата, комочки из салфеток, серебристая мишура, клей, салфетки, ножницы, клеенки.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли с помощью этих предметов сделать

сказочную картину зимы?

Дети: Из салфетных комочков можно сделать снеговика, из ваты снег.

Воспитатель: А из мишуры, что можно будет сделать?

Дети: Блестящий снег.

Воспитатель: Правильно, можно вату разрывать на тонкие полоски, мишуру мелко нарезать и посыпать на клеевую основу.

- Ребята, давайте вспомним о правилах работы с ножницами и с клеем.

Дети: Ножницами нельзя размахивать, не оставлять их с открытыми лезвиями. Наклеивать аккуратно на клееночке.

Воспитатель: Сначала договоритесь и распределите между собой, кто, что будет делать. По окончании работы не забудьте навести порядок на своих рабочих местах. Работайте дружно! Приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей

Звучит музыкальное произведение. Детям, которые испытывают затруднения, предлагается помощь.

Воспитатель: Какая чудесная картина у нас получается! Давайте сейчас немного отдохнем, сделаем гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы»

Лягте, белые снега,                   руки в замок, вращательные движения,

На леса и на поля,                     плавно опустить их через стороны вниз

Тропы застелите,                       руки – перед собой, плавно покачивать

Ветви опушите.                         ими вверх – вниз.

На окошках, Дед Мороз,          движение рисования кистью

Разбросал хрустальных роз,     то левой, то правой

Легкие виденья,                          выброс пальчиками влево-вправо

Хитрые сплетенья.                      вверх-вниз

Воспитатель: Скажите, каких птиц мы можем увидеть зимой?

Дети: Воробьи, сороки, синицы, снегири, свиристели.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Правильно. А давайте пригласим несколько птичек в наш зимний лес (дети наклеивают несколько заготовок снегирей, синичек).

3 этап. Итог. Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы ребята, какая красивая зимняя картина у нас получилась! И нашей гостье - Снежиночке она очень понравилась. Как можно ее назвать?

Дети: Зимушка, в зимнем лесу, снеговик в зимнем лесу.

Воспитатель: Что в нашей работе вам понравилось? А что показалось трудным? А что помогло вам получить такую замечательную работу?

Дети: Старание, аккуратность.

Воспитатель: А еще сосредоточенность, внимание, умение договариваться между собой и, конечно же любовь к природе.                                                                 - - Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили и рассказали Снежинке, какое весёлое время года - зима, как много игр и забав она нам приготовила. Нашей гостье Снежинке уже пора возвращаться в свое снежное царство. Посмотрите, какой сундучок с подарками она вам оставила в знак благодарности (конфеты-снеговички).  

Дети наводят порядок на своих рабочих местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»

Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Аквариум с рыбками»

Цель (для воспитателя): создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности на непосредствен...

Конспект занятия основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) для детей подготовительной к школе группы.

Тема «Пугало огородное»     Цель: Познакомить детей с новым способом лепки - на каркасе из трубочек....