Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной к школе группы Тема: «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с целью, формирования представлений о зиме и ее приметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_zimushka-zima.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Кораблик».
Конспект интегрированного занятия
по развитию речи и художественно-эстетическому развитию (аппликация)
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Зимушка-зима»
Воспитатель: Сметанина С.Н.
пгт. Березово, ХМАО-Югра
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: Формирование представлений о зиме и ее приметах, уточнение,
расширение и активизация словаря по теме.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; называть признаки
зимы;
- Закреплять умения детей отвечать на вопросы; развивать навык
словообразования и составления предложений; активизировать словарь по
данной теме; составлять распространенные предложения, закреплять навык
словообразования;
- Продолжать учить детей использовать в аппликации нетрадиционные
материалы.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы (память, внимание, мышление);
- Формировать личностные качества: любознательность, активность,
усидчивость, умение применять полученные знания в самостоятельной
деятельности;
- Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук, через использование нетрадиционных форм аппликации.
Воспитательные:
- Воспитывать художественно-эстетическую культуру через восприятие
красоты родной природы;
- Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем, усидчивость,
умение работать слаженно, получать удовольствие от коллективной работы.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –
коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Форма организации: подгрупповая
Возраст детей: 6 -7 лет (подготовительная к школе группа)
Форма занятия: игровая
Предварительная работа:
- Беседы о зиме;
- наблюдения на прогулках за неживой природой, птицами; за играми и забавами детей на улице;
- рассматривание картин по теме «Времена года» («Зима»), И. Шишкина «Зима», «На севере диком», Н. Крылова «Зимний пейзаж»;
- слушание музыкальных композиций: П. И. Чайковского, Р. Шумана «Дед Мороз», А. Вивальди «Зима»;
- чтение и обсуждение произведений художественной литературы (И. С. Никитин «Встреча зимы», Н. Носов «На горке», А. Введенский «На лыжах» и др.), заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о зиме;
- подготовка фотоколлажей на тему «Зимние забавы», поручение родителям: совместно с детьми составить небольшие рассказы (3-4 предложения) по фотоколлажу;
- познавательно-исследовательская деятельность с водой, снегом и льдом;
- проведение различных игр по теме «Зима» (дидактические, словесные, подвижные, с использованием ТРИЗ-технологии);
- различные виды продуктивной деятельности: лепка снеговиков, рисование Снегурочки, деда Мороза, аппликации; подготовка комочков из салфеток к занятию.
Методы: словесные (беседа-диалог, объяснения, загадывание загадки), наглядные (фотоколлажи «Зимние забавы»), игровые, практические (составление сюжетного рассказа по фотоколлажам «Зимние забавы», аппликация).
Оборудование и материалы: снежок, фотоколлажи «Зимние забавы»; мольберт, ноутбук, флэш-накопитель со звуками природы, интерактивная доска.
Раздаточный материал: заготовки для зимнего пейзажа, цветная бумага, вата, серебристая мишура, комочки из салфеток, клей, салфетки, ножницы, карандаши.
Ход ООД:
1 этап: Организационный момент (звучит музыка - звуки зимнего леса)
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, то увидела возле двери необычную Снежинку. Посмотрите, какая она маленькая и почему-то одна. Как вы думаете, как она здесь оказалась?
Дети: Прилетела к нам в гости или потерялась.
Воспитатель: Ребята, эта Снежинка очень любознательная, еще совсем маленькая и ничего не знает о зиме, а ей так хочется узнать, что же такое зима. Поможем ей? А еще у нее для нас загадка:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, это зима. Как вы думаете, о какой «тройке» и о каких «скакунах» говорится в этой загадке?
Дети: Это зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Верно. Зима удивительно красивое и веселое время года для забав. Давайте подберем «зимние» слова и скажем, какая же она зимушка -зима.
-Если на улице идет снег, то погода….... (снежная)
-Если на дворе мороз, то погода………...(морозная)
-Если дует сильный ветер, то погода….. (ветреная)
-Если на улице холод, то погода……….. (холодная)
-Если сильная стужа, то погода……….... (студеная)
2 этап: Основной
Воспитатель: А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Расскажи о зиме». Я вам буду бросать снежок, а вы в ответ, будете называть признаки зимы.
Дети: Зимой холодно (морозно, дни короткие, ночи длинные, рано темнеет, часто идет снег, все покрыто снегом и сугробами, река покрыта льдом, люди надевают теплую одежду, остались только зимующие птицы, деревья и растения спят, некоторые животные тоже впали в спячку, изменили окраску и т.д.).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о зиме. А за что вы любите зиму? Расскажите Снежинке.
Дети: Зимой можно кататься с горки на санках, коньках, лыжах, играть в снежки, валяться в снегу, получать подарки от Деда Мороза и Снегурочки...
Воспитатель: Некоторые ребята, выполнили домашнее задание - принесли фотоколлажи на тему «Зимние забавы» и дома с родителями составили рассказы, как весело проводят время на улице, в зимнее время года, давайте их послушаем.
Творческое рассказывание детей по фотоколлажам «Зимние забавы» (домашние задания-3-4 рассказа о своих увлечениях зимой).
Даю установку на правильное составление рассказа (начало, середина и конец), четкое проговаривание звуков.
Воспитатель: Какие интересные, замечательные и у всех разные рассказы получились. Вот какое весёлое время года - зимушка-зима, как много зимних игр и забав она нам приготовила. Вы все постарались, спасибо, вам, ребята!
- А сейчас, предлагаю немного отдохнуть, давайте встанем все в круг.
Физкультминутка
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой
Как на сказочной картинке. И делают движения словно летят снежинки
Будем их ловить руками, Хлопают в ладошки
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Правой и левой рукой поочерёдно
Снегом замело дороги. Рисуют в воздухе полукруг.
Не замёрзли, чтобы ножки, Ходьба на месте,
Пошагаем по дорожке. Высоко поднимая колени
Вон лисица в поле скачет Прыжки на месте.
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы, идём, идём Идут на места.
И к себе приходим в дом.
Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску. Для детей подготовлены увлекательные задания по теме «Зима». Звучит отрывок из произведения Р. Шумана «Дед Мороз»
Воспитатель: Дети, а вам знакома эта мелодия? Кого и что вы представляете, слушая это музыкальное произведение?
Дети: Это произведение Роберта Шумана «Дед Мороз». Дед Мороз идет по лесу.
Воспитатель: Возможно, это Дедушка Мороз идет по зимнему лесу, осматривает свои владения. Посмотрите, да вот же он, на экране!
На интерактивной доске появляется Дед Мороз и предлагает выполнить задания.
Задание №1 Игра «Пословицы и поговорки»
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о зиме и расскажем их Дедушке Морозу и Снежинке:
«Мороз не велик... да стоять не велит»;
«Зима не лето…… в шубу одета»;
«Береги нос……… в сильный мороз»;
«Зима лодыря ……. морозит»;
«В зимний холод..... всякий молод»
На интерактивной доске Дед Мороз хлопает в ладоши и появляется слово «Молодцы!»
Воспитатель: Ребята, зимой часто дует ветер, а с неба летят снежинки. Что можно сказать, о снежинках, какие они?
Дети: Белые, кружевные, пушистые, маленькие, холодные, блестящие, легкие.
Воспитатель: Давайте встанем все в круг и представим, что к вам на ладошку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и медленный выдох).
Дыхательное упражнение «Снежинки»:
«Подул зимний ветерок, полетел снежок (все вместе)
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Воспитатель: А теперь представьте, что на вашу ладошку упало несколько снежинок. Как теперь будете их сдувать? (вдох носом и медленный короткий прерывистый выдох). (Повторяют несколько раз)
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Воспитатель: Ребята, как можно сказать ласково о снежинке? А про снег?
Дети: Снежинка — снежиночка, снег — снежок, ветер — ветерок, сугроб —сугробик, холод — холодок, лед — ледок и т.д.
На экране появляются двигающиеся мерцающие снежинки.
Воспитатель: Умницы! А снежинки что делают?
Дети: Падают, вьются, кружатся, блестят, сверкают, искрятся, тают.
Воспитатель: Посмотрите, Дедушка Мороз хочет разложить елочные игрушки в мешки. Поможем? Как нужно будет правильно распределить подарки?
Дети: По цветам. В зеленый мешок только игрушки зеленого цвета, в красный - красные, в синий - синие и т.д.
Задание №2 «Помогите разложить елочные игрушки по цветам»
(Дети выполняют задание на интерактивной доске, называют цвет. После выполнения задания появляется слово «Спасибо!»)
Воспитатель: Молодцы! Вы очень быстро справились и с этим заданием. А теперь следующее задание от Деда Мороза: на волшебном экране нам нужно будет слепить Снеговика. Подумайте с чего нужно будет начать «лепить» Снеговика, что потом. Будьте очень внимательны!
Задание №3 Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
(На экране изображены: 3 снежных кома, руки – веточки, глаза - угольки, нос - морковка, рот, улыбка, метла, ведро, пуговицы. Дети выполняют задание, объясняя последовательность действий). После выполнения задания появляется фейерверк и слово «Молодцы! До свидания!» (Дети прощаются с Дедом Морозом)
Практическая работа:
На мольберте тонированный лист ватмана - фон с заранее нарисованными деревьями и кустами. Снег отсутствует.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная картина появилась. Скажите, эта картина похожа на зимний пейзаж? А почему? Чего не хватает?
Дети: Снега!
Воспитатель: Да, снега. Какой же зимний пейзаж без снега?! Я предлагаю вам укрыть деревья, кусты, землю снегом!
- Посмотрите, что находится у вас на столах?
Дети: Цветная бумага, елочки, вата, комочки из салфеток, серебристая мишура, клей, салфетки, ножницы, клеенки.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли с помощью этих предметов сделать
сказочную картину зимы?
Дети: Из салфетных комочков можно сделать снеговика, из ваты снег.
Воспитатель: А из мишуры, что можно будет сделать?
Дети: Блестящий снег.
Воспитатель: Правильно, можно вату разрывать на тонкие полоски, мишуру мелко нарезать и посыпать на клеевую основу.
- Ребята, давайте вспомним о правилах работы с ножницами и с клеем.
Дети: Ножницами нельзя размахивать, не оставлять их с открытыми лезвиями. Наклеивать аккуратно на клееночке.
Воспитатель: Сначала договоритесь и распределите между собой, кто, что будет делать. По окончании работы не забудьте навести порядок на своих рабочих местах. Работайте дружно! Приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей
Звучит музыкальное произведение. Детям, которые испытывают затруднения, предлагается помощь.
Воспитатель: Какая чудесная картина у нас получается! Давайте сейчас немного отдохнем, сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы»
Лягте, белые снега, руки в замок, вращательные движения,
На леса и на поля, плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, руки – перед собой, плавно покачивать
Ветви опушите. ими вверх – вниз.
На окошках, Дед Мороз, движение рисования кистью
Разбросал хрустальных роз, то левой, то правой
Легкие виденья, выброс пальчиками влево-вправо
Хитрые сплетенья. вверх-вниз
Воспитатель: Скажите, каких птиц мы можем увидеть зимой?
Дети: Воробьи, сороки, синицы, снегири, свиристели.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Правильно. А давайте пригласим несколько птичек в наш зимний лес (дети наклеивают несколько заготовок снегирей, синичек).
3 этап. Итог. Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы ребята, какая красивая зимняя картина у нас получилась! И нашей гостье - Снежиночке она очень понравилась. Как можно ее назвать?
Дети: Зимушка, в зимнем лесу, снеговик в зимнем лесу.
Воспитатель: Что в нашей работе вам понравилось? А что показалось трудным? А что помогло вам получить такую замечательную работу?
Дети: Старание, аккуратность.
Воспитатель: А еще сосредоточенность, внимание, умение договариваться между собой и, конечно же любовь к природе. - - Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили и рассказали Снежинке, какое весёлое время года - зима, как много игр и забав она нам приготовила. Нашей гостье Снежинке уже пора возвращаться в свое снежное царство. Посмотрите, какой сундучок с подарками она вам оставила в знак благодарности (конфеты-снеговички).
Дети наводят порядок на своих рабочих местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Время года - весна» для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии эйдо-рацио-мнемотехника.
Цель: Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления. Задачи: ...
Конспект проведения организованной образовательной деятельности ОО Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему: «Иней покрыл деревья»
Цель: продолжать формировать умение изображать зимний пейзажЗадачи:Образовательные: закреплять навыки рисования деревьев, передавая особенностиих строения, изображать деревья в перспективе....
Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста
Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо речевому развитию (развитие речи) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)на тему: «Теремок»для де...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей в подготовительной к школе группе. Тема: «Аквариум с рыбками»
Цель (для воспитателя): создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности на непосредствен...
Конспект занятия основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) для детей подготовительной к школе группы.
Тема «Пугало огородное» Цель: Познакомить детей с новым способом лепки - на каркасе из трубочек....
Конспект проведения занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Аппликация «Хоровод» в подготовительной к школе группе, для детей 6-7 лет.
Данное занятие закрепляет у детей умение вырезать гирлянды из бумаги, сложенной гармошкой....