конспект занятия по речевому развитию в ст гр ТНР Деревья осенью
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с ТНР Деревья осенью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_v_st_gr_tnr_derevya_osenyu.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 74 присмотра и оздоровления Красногвардейского района
г. Санкт - Петербург
Конспект
занятия по речевому развитию
«Деревья осенью»
для детей старшей группы №4 (5-6 лет) с ТНР
Используемые технологии:
- Технология сотрудничества;
- ИКТ – технология;
- Игровая технология;
- Здоровьесберегающие технологии
Составитель:
Петрова Юлия Германовна
Санкт - Петербург
2024 год
Цель: развитие диалогической речи у дошкольников 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления об осени и её признаках, об изменениях, происходящих в природе в осенний период
- активизировать словарь детей в соответствии с лексической темой;
- обучать различению длинных и коротких слов
Развивающие:
- развивать умения полно отвечать на поставленный вопрос;
- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже);
- развивать общую и тонкую моторику;
- развивать слуховое, зрительное внимание, обоняния. и память
Воспитательные:
- добиваться большей активности детей на занятии, уверенности в себе, инициативности;
- воспитывать культуру общения, умения работать в команде
Предварительная работа: беседа с детьми «Лиственные и хвойные деревья» Просмотр презентации «Деревья осенью». Рассматривание: гербарий «Деревья и кустарники», коллекции «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников». Д/и «С какого дерева листок?». Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы. Сбор листьев деревьев на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья». Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа С. Воронина «Моя береза. Осенью».
Словарная работа: ворох, багряные, разноцветные, кружатся, шуршат, опадают, крылатки, крона.
Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и приёмы реализации:
Методы: словесные (беседа, объяснение, вопросы, подсказки, поощрение);
Наглядные (демонстрация, рассматривание); практические (показ образа действия, подражание, дидактическая игра)
Методические материалы и оборудование: компьютер и экран, колонка, скатерть, ваза с листьями, два бассейна с крупой (нуд), мяч, дыхательный тренажёр, игрушка (кукла Кузя), плед и искусственные листья (ворох листьев), дидактические материалы: цветные конверты с заданиями, листочки пищевой бумаги 10*10 на каждого ребёнка, картинки с изображением деревьев и плодов, плоды деревьев
Примерный ход образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть Педагог приглашает детей пройти в группу, где тихо звучит музыка Фридерика Шопена «Осень». Педагог читает отрывок стихотворения Листопад» Листопад, листопад! Листья по ветру летят! Много на земле опавших Ярких листьев ждёт ребят! В-ль: Так писала об осени русский поэт Светлана Буслова. Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим с вами? Сегодня мы свами поговорим о деревьях осенью. Основная часть (решение поставленных задач). Появление игрушки Кузи (стоит в ворохе листьев под интерактивной доской) В-ль: Ребята, что это? (ворох листьев). У нас, похоже, гости. Здравствуйте! Кто Вы, как Вас зовут? В-ль: Здравствуйте! Меня зовут Кузя. Я хожу в лесную школу. Учитель дала мне несколько заданий, выполнив которые я смогу вернуться домой к родителям. Но я немного запутался и не могу выполнить эти задания. Помоги мне, пожалуйста, я очень хочу вернуться к маме и папе. В-ль: Поможем Кузе выполнить задания и вернуться домой? В-ль: Посмотрите на картинку на экране (Появляется картинка с лиственными и хвойными деревьями осенью). В-ль: Какое время года изображено на картине? Как вы догадались, почему осень? Что такое листопад? Как называются листья тёмно-красного цвета? Все ли листья на деревьях одного цвета? Как называют одним словом листья разных цветов? (разноцветные) В-ль: Ребята, назовите знакомые вам деревья. В-ль выключает экран. В-ль: Вы прекрасно справились с 1-ым заданием. Кузя говорит вам: «Спасибо!» и просит достать из корзинки конверт красного цвета, выполнить следующее задание. 2-ое задание Упражнение «С какого дерева плод?» В-ль: Подойдите к столу с изображением разных деревьев. В-ль: Что есть у всех деревьев? (У всех деревьев есть корни, ствол, кора, ветки, крона) В-ль: Как вы думаете, почему я разделила деревья лентой? (хвойные и лиственные деревья). Как называются деревья, у которых на ветках растут листья? (лиственные деревья) В-ль: Как называются деревья, у которых на ветках иголки? (хвойные деревья) В-ль: Назовите только лиственные деревья. В-ль: Назовите только хвойные деревья. В-ль: Подойдите к бассейну с крупой. Опустите руку в бассейн и найдите на ощупь по одному предмету. Теперь подойдите к столу с карточками (изображения деревьев). Возьмите карточку с изображением того дерева, с которого этот плод. Назовите дерево. Опишите плод, какой он по форме, цвету, гладкий или шершавый? В-ль: Вы были очень внимательны, правильно отвечали на вопросы. В-ль: Кузя, ребята немного устали. Мы сейчас отдохнём и потом поможем тебе дальше выполнять задания. Упражнение «Ветер и листья» (Координация речи с движением) Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый, Вот кленовый. Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил. Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист осинки Ветер кружит над тропинкой. В-ль: Вот мы и немного отдохнули. В-ль: Кузя просит вынуть из корзины конверт зелёного цвета, помочь выполнить 3-е задание Д/и «На каком дереве растёт лист?» с мячом В-ль: Я буду вам по одному бросать мяч и называть дерево. А вы будете ловить мяч и отвечать на каком дереве растёт этот лист. Например, на берёзе – берёзовый и т.д. В-ль: Вы хорошо справились и с этим заданием, все старались.
В-ль: Кузя говорит вам «Спасибо!» и просит вынуть из корзины конверт синего цвета, помочь ему выполнить 4-ое задание: показать как листья летят, кружатся, шуршат. Дыхательное упражнение «Листопад» (формирование направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха) В-ль: Поднимите, пожалуйста, чистый лист бумаги. Посмотрите с какого дерева у вас упал листок? (дети отвечают у кого какой листик). У всех детей разные листья. В-ль: Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте глубокий вдох через нос, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек не раздувая щёк, не поднимая плечи (3 раза) В-ль: Давайте послушаем как шуршат листья под ногами. Возьмите кусочки бумаги (пищевой), скомкайте её и потрите над ухом. В-ль: Что делают листочки под ногами? (шуршат) Ребята, Кузя принёс нам из леса букет осенних листьев (ставит на стол осенний букет) Понюхайте, чем пахнет осень. Д е т и. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой. В-ль: И это задание вы правильно выполнили. Кузя говорит, что вы молодцы! В-ль: Давайте перейдём к 5-ому заданию, Кузя просит достать из корзины конверт оранжевого цвета Упражнение «Топай – хлопай» В-ль: Я буду называть вам слова, а вы будете хлопать 1 раз, если слово короткое. Если слово длинное, то вы будете топать ногами. В-ль: (дуб, рябина, лист, берёза, клён, каштан, лес, ель, сосна) В-ль: Ребята, вы были очень внимательны, молодцы! Кузя говорит вам большое спасибо за помощь! Заключительная часть (рефлексивный этап) В-ль: Вы сегодня сделали большое доброе дело, какое? (помогли Кузе выполнить задания). Вам понравилось делать добрые дела, помогая людям? В-ль: Теперь Кузя может быстро добраться до дома и увидеть своих родителей. Кузя, приходите к нам, наши ребята всегда помогут тебе. До свидания, Кузя! В-ль: Ребята, Кузя благодарит вас за помощь и оставил вам небольшие подарки (раскраски) | Ребята возвращаются с музыкального зала, проходят в группу. Ребята здороваются. Ребята присаживаются на стульчики перед экраном. 1-ый ребёнок вынимает из корзины конверт жёлтого цвета, передаёт его воспитателю Дети рассуждают, отвечают на вопросы воспитателя 2-ой ребёнок вынимает из корзины конверт красного цвета, передаёт его воспитателю Ребята встают у стола с карточками «Деревья», отвечают на вопросы. Подходят к бассейну с крупой, на ощупь вынимают плоды деревьев, выполняют задание, рассуждают. Ребята проговаривают задание, которое им предстоит выполнить Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку Поднимают руки вверх, приседают. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку Кружатся на носочках 3-й ребёнок вынимает из корзины конверт зелёного цвета, передаёт его воспитателю Ребята встают в круг, ловят мяч и отвечают на вопросы 4-ый ребёнок вынимает из корзины конверт синего цвета, передаёт его воспитателю Ребята садятся за столы, выполняют задание на развитие физиологического дыхания Ребята комкают бумагу, трут над ухом, прислушиваются Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. 5-ый ребёнок вынимает из корзины конверт оранжевого цвета, передаёт его воспитателю Ребята выполняют задание (хлопают, топают) Дети рассуждают (отвечают?) Ребята рассуждают Дети говорят «До свидания, Кузя!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.
Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.Цель: совершенствовать устную речь детей.Задачи:Образов...
Конспект занятия по речевому развитию «Деревья осенью».
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме "Деревья осенью"Задачи: закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными4 существитель...
Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе
Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе...
Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему "Наши деревья"
Тема: «Наши деревья»Цель: развитие активной речи детей, обобщение знаний детей о разновидности деревьев.Задачи: Развивающая:1.Развитие умений и навыков – развитие по...
Конспект занятия по речевому развитию "Деревья и кустарники"
Цель: Создать условия для развития связной речи и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ТНРЗадачи:Обучающие:Учить детей соотносить конкретное дерево с той или иной разновидн...
Конспект занятия по речевому развитию с элементами ТРИЗ-технологии"Поздняя осень"
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста ...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"
Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...