конспект занятия по речевому развитию в ст гр ТНР Деревья осенью
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юлия Германовна Петрова

конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с ТНР Деревья осенью

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 74 присмотра и оздоровления Красногвардейского района

г. Санкт - Петербург

 

Конспект

занятия по речевому развитию

«Деревья осенью»

для детей старшей группы №4 (5-6 лет) с ТНР

Используемые технологии:

  • Технология сотрудничества;
  • ИКТ – технология;
  • Игровая технология;
  • Здоровьесберегающие технологии

Составитель:

Петрова Юлия Германовна

Санкт - Петербург

2024 год

Цель: развитие диалогической речи у дошкольников 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи

       

 Задачи:

Образовательные:

- расширять представления об осени и её признаках, об изменениях, происходящих в природе в осенний период

- активизировать словарь детей в соответствии с лексической темой;

- обучать различению длинных и коротких слов

 Развивающие:

- развивать умения полно отвечать на поставленный вопрос;

- развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже);

- развивать общую и тонкую моторику;

- развивать слуховое, зрительное внимание, обоняния.  и память

Воспитательные:

- добиваться большей активности детей на занятии, уверенности в себе, инициативности;

- воспитывать культуру общения, умения работать в команде

Предварительная работа: беседа с детьми «Лиственные и хвойные деревья» Просмотр презентации «Деревья осенью». Рассматривание: гербарий «Деревья и кустарники», коллекции «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников».  Д/и «С какого дерева листок?». Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы. Сбор листьев деревьев на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья». Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа С. Воронина «Моя береза. Осенью».

Словарная работа: ворох, багряные, разноцветные, кружатся, шуршат, опадают, крылатки, крона.

 

Формы организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Методы и приёмы реализации:

Методы: словесные (беседа, объяснение, вопросы, подсказки, поощрение);

Наглядные (демонстрация, рассматривание); практические (показ образа действия, подражание, дидактическая игра)

Методические материалы и оборудование: компьютер и экран, колонка, скатерть, ваза с листьями, два бассейна с крупой (нуд), мяч,  дыхательный тренажёр, игрушка (кукла Кузя), плед и искусственные листья (ворох листьев), дидактические материалы: цветные конверты с заданиями, листочки пищевой бумаги 10*10 на каждого ребёнка, картинки с изображением деревьев и плодов, плоды деревьев

Примерный ход образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть 
Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия).

Педагог приглашает детей пройти в группу, где тихо звучит музыка Фридерика Шопена «Осень». Педагог читает отрывок стихотворения Листопад»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят!

Много на земле опавших

Ярких листьев ждёт ребят!

В-ль: Так писала об осени русский поэт Светлана Буслова. Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим с вами? Сегодня мы свами поговорим о деревьях осенью.

Основная часть (решение поставленных задач).

Появление игрушки Кузи (стоит в ворохе листьев под интерактивной доской)

В-ль: Ребята, что это? (ворох листьев). У нас, похоже, гости. Здравствуйте! Кто Вы, как Вас зовут?

В-ль: Здравствуйте! Меня зовут Кузя. Я хожу в лесную школу. Учитель дала мне несколько заданий, выполнив которые я смогу вернуться домой к родителям. Но я немного запутался и не могу выполнить эти задания. Помоги мне, пожалуйста, я очень хочу вернуться к маме и папе.

В-ль: Поможем Кузе выполнить задания и вернуться домой?
В-ль: Ребята, Кузя принёс в корзине конверты с заданиями. Он просит достать конверт жёлтого цвета. Я помогу прочитать 1-ое задание «Назовите знакомые деревья». 

В-ль: Посмотрите на картинку на экране

(Появляется картинка с лиственными и хвойными деревьями осенью).

В-ль: Какое время года изображено на картине? Как вы догадались, почему осень?

Что такое листопад? Как называются листья тёмно-красного цвета? Все ли листья на деревьях одного цвета? Как называют одним словом листья разных цветов? (разноцветные)

В-ль: Ребята, назовите знакомые вам деревья.

В-ль выключает экран.

В-ль: Вы прекрасно справились с 1-ым заданием. Кузя говорит вам: «Спасибо!» и просит достать из корзинки конверт красного цвета, выполнить следующее задание.

2-ое задание Упражнение «С какого дерева плод?»

В-ль: Подойдите к столу с изображением разных деревьев.  

В-ль: Что есть у всех деревьев? (У всех деревьев есть корни, ствол, кора, ветки, крона)

В-ль: Как вы думаете, почему я разделила деревья лентой? (хвойные и лиственные деревья). Как называются деревья, у которых на ветках растут листья? (лиственные деревья)

В-ль: Как называются деревья, у которых на ветках иголки? (хвойные деревья)

В-ль: Назовите только лиственные деревья.

В-ль: Назовите только хвойные деревья.

В-ль: Подойдите к бассейну с крупой. Опустите руку в бассейн и найдите на ощупь по одному предмету. Теперь подойдите к столу с карточками (изображения деревьев). Возьмите карточку с изображением того дерева, с которого этот плод. Назовите дерево. Опишите плод, какой он по форме, цвету, гладкий или шершавый?

В-ль: Вы были очень внимательны, правильно отвечали на вопросы.

В-ль: Кузя, ребята немного устали. Мы сейчас отдохнём и потом поможем тебе дальше выполнять задания.

Упражнение «Ветер и листья»

(Координация речи с движением)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил.

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист осинки

Ветер кружит над тропинкой.

В-ль: Вот мы и немного отдохнули.

В-ль: Кузя просит вынуть из корзины конверт зелёного цвета, помочь выполнить 3-е задание

Д/и «На каком дереве растёт лист?» с мячом

В-ль: Я буду вам по одному бросать мяч и  называть дерево. А вы будете ловить мяч и отвечать на каком дереве растёт этот лист. Например, на берёзе – берёзовый и т.д.

В-ль: Вы хорошо справились и с этим заданием, все старались.

 

В-ль: Кузя говорит вам «Спасибо!» и просит вынуть из корзины конверт синего цвета, помочь ему выполнить 4-ое задание: показать как листья летят, кружатся, шуршат.

Дыхательное упражнение «Листопад» (формирование направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха)

В-ль: Поднимите, пожалуйста, чистый лист бумаги. Посмотрите с какого дерева у вас упал листок? (дети отвечают у кого какой листик). У всех детей разные листья.

В-ль: Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте глубокий вдох через нос, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек не раздувая щёк, не поднимая плечи (3 раза)

В-ль: Давайте послушаем как шуршат листья под ногами. Возьмите кусочки бумаги (пищевой), скомкайте её и потрите над ухом. В-ль: Что делают листочки под ногами? (шуршат)

Ребята, Кузя принёс нам из леса букет осенних листьев (ставит на стол осенний букет)

Понюхайте, чем пахнет осень.

Д е т и. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью

и прохладой.

В-ль: И это задание вы правильно выполнили. Кузя говорит, что вы молодцы!

В-ль: Давайте перейдём к 5-ому заданию, Кузя просит достать из корзины конверт оранжевого цвета

Упражнение «Топай – хлопай»

В-ль: Я буду называть вам слова, а вы будете хлопать 1 раз, если слово короткое. Если слово длинное, то вы будете топать ногами.

В-ль: (дуб, рябина, лист, берёза, клён, каштан, лес, ель, сосна)

В-ль: Ребята, вы были очень внимательны, молодцы! Кузя говорит вам большое спасибо за помощь!

Заключительная часть (рефлексивный этап)

В-ль: Вы сегодня сделали большое доброе дело, какое? (помогли Кузе выполнить задания). Вам понравилось делать добрые дела, помогая людям?
В-ль: Что вам понравилось делать больше всего? Какое задание вам было трудно выполнять? Вы готовы и дальше помогать людям, делать добрые дела? Сегодня очень старался (лась) помочь Кузе (оценка воспитанников)

В-ль: Теперь Кузя может быстро добраться до дома и увидеть своих родителей. Кузя, приходите к нам, наши ребята всегда помогут тебе. До свидания, Кузя!

В-ль: Ребята, Кузя благодарит вас за помощь и оставил вам небольшие подарки (раскраски)

Ребята возвращаются с музыкального зала, проходят в группу.

Ребята здороваются.

Ребята присаживаются на стульчики перед экраном.

1-ый ребёнок вынимает из корзины конверт жёлтого цвета, передаёт его воспитателю

Дети рассуждают, отвечают на вопросы воспитателя

2-ой ребёнок вынимает из корзины конверт красного цвета, передаёт его воспитателю

Ребята встают у стола с карточками «Деревья», отвечают на вопросы.

Подходят к бассейну с крупой, на ощупь вынимают плоды деревьев, выполняют задание, рассуждают.

Ребята проговаривают задание, которое им предстоит выполнить

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку

Поднимают руки вверх, приседают.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку

Кружатся на носочках

3-й ребёнок вынимает из корзины конверт зелёного цвета, передаёт его воспитателю

Ребята встают в круг, ловят мяч и отвечают на вопросы

4-ый ребёнок вынимает из корзины конверт синего цвета, передаёт его воспитателю

Ребята садятся за столы, выполняют задание на развитие физиологического дыхания

Ребята комкают бумагу, трут над ухом, прислушиваются

Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи.

5-ый ребёнок вынимает из корзины конверт оранжевого цвета, передаёт его воспитателю

Ребята выполняют задание (хлопают, топают)

Дети рассуждают (отвечают?)

Ребята рассуждают

Дети говорят «До свидания, Кузя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.Цель: совершенствовать устную речь детей.Задачи:Образов...

Конспект занятия по речевому развитию «Деревья осенью».

Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме "Деревья осенью"Задачи: закрепить навыки словообразования и  словоизменения: согласование существительных с прилагательными4 существитель...

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в подготовительной группе...

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему "Наши деревья"

Тема:  «Наши деревья»Цель: развитие активной речи детей, обобщение знаний детей о разновидности деревьев.Задачи: Развивающая:1.Развитие  умений и навыков – развитие по...

Конспект занятия по речевому развитию "Деревья и кустарники"

Цель: Создать условия для развития связной речи и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ТНРЗадачи:Обучающие:Учить детей соотносить конкретное дерево с той или иной разновидн...

Конспект занятия по речевому развитию с элементами ТРИЗ-технологии"Поздняя осень"

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста ...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Приметы осени"

Конспект занятия с детьми выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей:1.Познавательное развитие2.Речевое развитие3.Социально- коммуникативное развитиеВ ходе мероприятия используются...