Конспект занятия по речевому развитию с элементами ТРИЗ-технологии"Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кучерова Дина Владимировна
Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pozdnyaya_osen.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности с элементами ТРИЗ-технологии

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Поздняя осень»

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-  активизация словаря по теме «Осень»;

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); 

- учить составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на алгоритм;

- обучать умению придумывать название картине;

- упражнять в отгадывании загадок;

- развивать воображение и творческие способности;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Оборудование: сюжетная картинка по теме «Поздняя осень», картинки об осени, осенний листочек, шкатулка, алгоритм по составлению рассказа.

Предварительная работа: наблюдения осенних явлений во время прогулки, беседы об осенних забавах, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу

  1. Организационно-мотивационный этап, объявление темы.

 Ребята, посмотрите на доску, нас снова ждет паровозик,   на котором мы каждый день путешествуем в страну знаний.

 И чем сейчас мы будем заниматься, расскажет нам ... . (дети по-очереди выбирают символ и располагают в вагончики.....):

1.Будем рассматривать картину

2.Составлять рассказ

3.Думать, размышлять

4.В конце занятия – кто будет самым активным, любознательным получит сюрприз.

Игра «Волшебная шкатулочка».

Что там лежит вы узнаете когда отгадаете мою загадку. Загадка (ТРИЗ)

Желтый, но не блинчик

Лёгкий, но не перышко

Летает, кружится, но не бабочка.

Что это?    (Листик)

Лексико-грамматическая работа

Игра «Слова осени» (работа с копилкой слов)

-Ребята, передавая листик друг другу, вы будете называть слова осени (это и осенние забавы, и явления природы, одежда, все что касается времени года осень), и все эти слова мы соберем в нашу шкатулочку. Воспитатель берет последний в руки листик и называет слово заморозки, объясняет значение слова (слабый мороз,  понижение температуры воздуха вечером или ночью).  «Кладет» это слово в шкатулку и закрывает.

2. Практический этап. Составление рассказа по картине.

Рассматривание картины «Поздняя осень» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу. Даёт  возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит  придумать название картине. Воспитатель называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.

«А художник назвал свою картину – «Поздняя осень!»

Беседа по картине:

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?

- Кого вы видите на картине? Что они делают? Какая у людей одежда, обувь?

- Расскажите о том, что происходит вокруг взрослых и детей?

- Понравился ли вам картина? Почему?

Затем воспитатель обобщает:

- Наступила поздняя осень. Пошел дождик, начался сильный ветер. Последние листочки опали с деревьев. Взрослые и дети вышли на улицу, надев тёплые куртки и непромокаемую обувь. В руках у них зонтики. Все куда-то торопятся.

  Физминутка

Мы листики осенние (руки вверху над головой)

На ветках мы сидим

Дунул ветер - полетели (руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели)

Воспитатель рассказывает еще раз,  и предлагает детям алгоритм составления рассказа. 

Составление рассказа детьми

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ (задание выполняют 2-3 ребенка).

-Молодцы ребята у вас получились хорошие рассказы, а теперь давайте продолжим рассказ (ТРИЗ) (воспитатель показывет грустное лицо сгнеговика,  и просит придумать и рассказ, почему вдруг собачка загрустила?) (ТРИЗ).

Затем меняет мордочку  собачки на веселую, и просит придумать и рассказать, почему собачка стала такой веселой? (ТРИЗ)

3.Рефлексивно-оценочный этап.

Итак, ребята чем мы сегодня занимались? (вернуться к паровозику)

  • Вам все удалось? Или с чем то было трудно справиться?
  • Какое задание было самым интересным?
  • С каким новым словом осени вы познакомились?
  • Вы  хорошо поработали, были активны, составили очень интересные рассказы, и для вас  у меня сюрприз.

Воспитатель раздает детям раскраски «Поздняя осень».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с элементами драматизации

Конспект занятия по речевому развитию с элементами драматизации                                 ...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»

Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе Игра «Что? Где? Когда?»

Данное занятие проводится с группой детей дошкольного подготовительного возраста....

конспект занятия по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик"

Цель: Развивать у детей связную речь.Задачи:Образовательные: Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составл...

Конспект занятия по речевому развитию (с использованием ТРИЗ- технологий) На тему: «Путешествие по сказкам»

Образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»Цель: создать условия для закрепления знаний детьми сказок и их названий.Задачи:• формировать умение называть героев сказок по ил...