Конспект по развитию речи в подготовительной группе: «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу: «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тлеушева Ольга Владимировна

В занятии используются инновационные методы и приёмы, позволяющие обучать детей связному последовательному рассказу с использованием графических схем, отражающих последовательность событий.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_kosmos_mnemotehnika.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу: «Путешествие в космос»

9.04.2024 г.

Тлеушева О.В.

   Программное содержание:  Формировать умение детей составлять рассказ о космосе с опорой на мнемотаблицу, составлять простые и сложные предложения; совершенствовать связную речь; закреплять активный словарь по теме; закреплять умение использовать в речи антонимы;  обогащать речь детей прилагательными; учить образовывать имена прилагательные от имен существительных; воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру; развивать координацию движений, внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки «Космос», мнемотаблица «Космос», мяч, фотография Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос». Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

Ход занятия:

Ребята послушайте загадку и отгадайте загадку:

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.  (Космос)

О чем эта загадка? Правильно о космосе. Сегодня мы будем с вами говорить о космосе.

Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел.

Давным-давно люди смотрели на небо, и думали, как бы им подняться выше облаков, и узнать, что же там... Прошло много - много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Как они называются? (Ракеты)

И первыми полетели в космос на них животные. Кто знает, какие? (собаки) Они полетели и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка.

Ребята, а  как выглядит наша планета Земля в космическом пространстве? (Круглая, шар)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе.  Люди думали, что можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле.  Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.

Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце – вокруг,  которого вращаются девять планет.)

Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу? (Ракета)

Ракета, какая? (Ракета быстрая, красивая, космическая).

- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? (Солнце).

- Солнце, какое? (Солнце яркое, горячее, лучистое).

- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? (Звёзды).

- Звезды, какие? (Звёзды далёкие, мерцающие).

- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? (Планета).

- Планета, какая? (Планета неизвестная, большая, обитаемая).

 - Ребята знаете ли вы, кто это за человек? (Юрий Алексеевич Гагарин)

-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.

В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?

Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.

Игра: «Какой?»

Давайте с вами скажем, каким должен быть космонавт.  «Космонавт должен быть сильным, умным, храбрым, крепким, здоровым»

А теперь сделаем зарядку для ума.

Игра «Скажи наоборот».

Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»:

близкая планета - далёкая планета,

большая звезда - маленькая звезда,

быстрая ракета - медленная ракета,

сильный космонавт - слабый космонавт,

маленькая планета - большая планета.

яркая комета – тусклая комета

храбрый космонавт, горячая звезда

Игра «Составь предложение, используя картинку».

Составить предложение со словом ракета, используя картинку. Например: «ракета» - Ракета летит в космос.

 «созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.

А сейчас, я предлагаю Вам отправиться на космодром.

Физминутка:

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс

Звезды, в гости ждите нас.

Приземляемся на стульчики.
А сейчас, я предлагаю составить рассказ о космосе. А поможет вам в составлении рассказа мнемотаблица: «Космос». Посмотрите, что изображено на картинках этой таблицы.

1. Это что?  (Космос).

2. А это что? ( Солнечная система) Что находиться в центре солнечной системы?
3. Что это? Представления древних людей о Земле.

4. Что изображено? (Земля). Чем покрыта Земля? (Водой и сушей)
5. Что изображено? (Созвездия). Ребята, как вы думаете, какое созвездие изображено?
6. Ракета. Полет в космос.
7. Белка, Стрела.
8. Первый космонавт - Юрий Гагарин.
Примерный рассказ по таблице «Космос»
Космос - это пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космос наполнен бесчисленным множеством звезд и планет. В центре нашей Солнечной системы расположено Солнце, Солнце самая большая звезда. Вокруг Солнца движутся  большие и маленькие планеты. Мы живем на планете Земля. Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета круглая как шар и вращается вокруг Солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь. На небе видны созвездия, созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. (12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю).

Слушаем 3-4 рассказа детей.

Какой рассказ Вам понравился? Чем понравился?

Итог. О чем мы сегодня говорили?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Составление рассказа по картине" «Сюрпризы Снежной королевы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использова...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...

НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»

НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» (Ушакова)...

конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос».

НОД по развитию речи «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос» Цель: Формировать умение детей составлять рассказ о космосе с опорой на мнемотаблицу.З...