конспект по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
НОД по развитию речи «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос»
Цель: Формировать умение детей составлять рассказ о космосе с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
совершенствовать связную речь;
закрепить активный словарь по теме;
формировать умение использовать в речи антонимы;
обогащать речь детей прилагательными; учить образовывать имена прилагательные от имен существительных;
формировать умение составлять простые и сложные предложения;
расширить кругозор детей по теме «Космос»;
воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к
окружающему миру;
развивать координацию движений (физминутка);
развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки «Космос», мнемотаблица «Космос», мяч, фотография Ю.А. Гагарина.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».
Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
Разучивание стихотворений и загадок по теме.
Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
Воспитатель: Дети стоят в кругу. Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
2. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте её:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
О чем эта загадка? Правильно о космосе. Сегодня мы будем с вами говорить о космосе.
Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел.
Воспитатель: Давным - давно люди смотрели на небо, и думали, как бы им подняться выше облаков, и узнать, что же там... Прошло много - много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Как они называются? (Ракеты)
И первыми полетели в космос на них животные. Кто знает, какие? ( собаки) Они полетели и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)
В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле. Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.
Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)
А какие планеты вы знаете?
(Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?
Ракета какая?
- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое?
- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?
- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?
- Ну вот, вы и увидели портрет человека, который был спрятан за картинками. Ребята знаете ли вы, что это за человек? (Ю.А. Гагарин)
-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.
В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?
Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.
Игра «Какой?»
Давайте с вами определим, каким должен быть космонавт. Я буду называть различные человеческие качества, а вы должны определить подходят ли они будущему космонавту или нет. Если подходят, хлопать в ладоши, если нет - топать правой ногой.
«Космонавт должен быть слабым, сильным, умным, трусливым, храбрым, глупым, крепким, здоровым?»
Так, давайте еще раз скажем, каким должен быть космонавт? ( Ответы детей)
Молодцы! Всё знаете о космонавтах.
А теперь сделаем зарядку для ума. Поиграем в игры.
Игра «Скажи наоборот».
Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»: близкая планета, большая звезда, быстрая ракета, сильный космонавт, маленькая планета, яркая комета и т.д..
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».
Нам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда - звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь - ночной, холод - холодный, кислород - кислородный…).
Игра «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
«Солнце, кометы, остероид, метеориты.»
Игра «Образуй множественное число».
Например: ракета -…ракеты;
комета -…кометы;
планета -…планеты;
космонавт -…космонавты,
созвездие -… созвездия.
Молодцы, со всеми справились заданиями.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам составить рассказ о космосе. А поможет вам в составлении рассказа табличка - помощница: «Космос». Но сначала предлагаю немного размяться.
Физминутка:
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас.
Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
1. Космос.
2. Как устроена Солнечная система?
3. Представления древних людей о Земле.
4. Созвездия.
5. Ракета. Полет в космос.
7. Белка, Стрела.
8. Первый космонавт - Юрий Гагарин.
9. 12 апреля 1961г. День Космонавтики.
Примерный рассказ по таблице «Космос»
Космос - это пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. В центре нашей Солнечной системы расположено Солнце, самая большая звезда. Вокруг Солнца движутся 9 больших и маленьких планет. Мы живем на планете Земля. Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета круглая как шар и вращается вокруг Солнца. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь. На небе видны созвездия, мы можем увидеть созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.
Слушаем 3-4 рассказа детей.
Воспитатель: Молодцы, красивые у вас получились рассказы.
Итог. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
И в конце нашего занятия мне бы хотелось прочитать для вас стихотворение Якова Акима «Есть одна планета-сад…».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 717.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида
Невского района Санкт- Петербурга
НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос».
Подготовила: воспитатель Шкуратова О.Р.
Санкт – Петербург
2021
НОД по развитию речи «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу «Путешествие в космос»
Цель: Формировать умение детей составлять рассказ о космосе с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
совершенствовать связную речь;
закрепить активный словарь по теме;
формировать умение использовать в речи антонимы;
обогащать речь детей прилагательными; учить образовывать имена прилагательные от имен существительных;
формировать умение составлять простые и сложные предложения;
расширить кругозор детей по теме «Космос»;
воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к
окружающему миру;
развивать координацию движений (физминутка);
развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки «Космос», мнемотаблица «Космос», мяч, фотография Ю.А. Гагарина.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».
Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
Разучивание стихотворений и загадок по теме.
Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
Воспитатель: Дети стоят в кругу. Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
2. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте её:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
О чем эта загадка? Правильно о космосе. Сегодня мы будем с вами говорить о космосе.
Космос - это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел.
Воспитатель: Давным - давно люди смотрели на небо, и думали, как бы им подняться выше облаков, и узнать, что же там... Прошло много - много времени пока люди научились строить летательные аппараты. Как они называются? (Ракеты)
И первыми полетели в космос на них животные. Кто знает, какие? ( собаки) Они полетели и вернулись обратно. Их звали Белка и Стрелка.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про нашу планету Земля. Как выглядит наша планета в космическом пространстве? (Ответы детей)
В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Они отправлялись в путь пешком или на корабле. Но поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь.
Воспитатель: Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? (Это Солнце - вокруг которого вращаются девять планет.)
А какие планеты вы знаете?
(Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, на ней четыре картинки, а за картинками спрятан портрет человека, чтобы узнать, чей это портрет, скажите, что изображено на картинке, которая находится в правом верхнем углу?
Ракета какая?
- Что изображено на картинке в нижнем левом углу? Солнце какое?
- Что изображено на картинке в верхнем левом углу? Звёзды какие?
- Что изображено на картинке в правом нижнем углу? Планета какая?
- Ну вот, вы и увидели портрет человека, который был спрятан за картинками. Ребята знаете ли вы, что это за человек? (Ю.А. Гагарин)
-Ю.А. Гагарин - первый космонавт планеты, который 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.
В мире существует большое количество профессий, но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете почему?
Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.
Игра «Какой?»
Давайте с вами определим, каким должен быть космонавт. Я буду называть различные человеческие качества, а вы должны определить подходят ли они будущему космонавту или нет. Если подходят, хлопать в ладоши, если нет - топать правой ногой.
«Космонавт должен быть слабым, сильным, умным, трусливым, храбрым, глупым, крепким, здоровым?»
Так, давайте еще раз скажем, каким должен быть космонавт? ( Ответы детей)
Молодцы! Всё знаете о космонавтах.
А теперь сделаем зарядку для ума. Поиграем в игры.
Игра «Скажи наоборот».
Я буду называть словосочетание, и бросать вам каждому по очереди мяч, а вы, поймав его должны назвать словосочетание «наоборот»: близкая планета, большая звезда, быстрая ракета, сильный космонавт, маленькая планета, яркая комета и т.д..
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».
Нам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда - звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь - ночной, холод - холодный, кислород - кислородный…).
Игра «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
«Солнце, кометы, остероид, метеориты.»
Игра «Образуй множественное число».
Например: ракета -…ракеты;
комета -…кометы;
планета -…планеты;
космонавт -…космонавты,
созвездие -… созвездия.
Молодцы, со всеми справились заданиями.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам составить рассказ о космосе. А поможет вам в составлении рассказа табличка - помощница: «Космос». Но сначала предлагаю немного размяться.
Физминутка:
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас.
Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.
1. Космос.
2. Как устроена Солнечная система?
3. Представления древних людей о Земле.
4. Созвездия.
5. Ракета. Полет в космос.
7. Белка, Стрела.
8. Первый космонавт - Юрий Гагарин.
9. 12 апреля 1961г. День Космонавтики.
Примерный рассказ по таблице «Космос»
Космос - это пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля. Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. В центре нашей Солнечной системы расположено Солнце, самая большая звезда. Вокруг Солнца движутся 9 больших и маленьких планет. Мы живем на планете Земля. Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета круглая как шар и вращается вокруг Солнца. Земля третья планета от солнца. Большая часть Земли покрыта водой. На нашей планете есть суша. Земля единственная планета, на которой есть жизнь. На небе видны созвездия, мы можем увидеть созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года совершил полет в космос и благополучно вернулся на Землю. С тех пор в нашей стране 12 апреля отмечают День космонавтики.
Слушаем 3-4 рассказа детей.
Воспитатель: Молодцы, красивые у вас получились рассказы.
Итог. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
И в конце нашего занятия мне бы хотелось прочитать для вас стихотворение Якова Акима «Есть одна планета-сад…».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Составление рассказа по картине" «Сюрпризы Снежной королевы»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использова...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.
Составление рассказов по серии сюжетных картин...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.
Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...
НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»
НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» (Ушакова)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) в подготовительной группе. Составление рассказа. "Мой друг"
НОД по развитию речи по теме "Мой друг". Тема недели: "День народного единтсва". Мнемотаблица прилагается....
Конспект по развитию речи в подготовительной группе: «Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу: «Путешествие в космос»
В занятии используются инновационные методы и приёмы, позволяющие обучать детей связному последовательному рассказу с использованием графических схем, отражающих последовательность событий....