Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.
картотека по развитию речи

Гададова Мадина Фикретовна

Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.

 

Игра «Сделай, как я делаю».

Цель игры: научить ребенка подражать движениям головы, рук, ног.

 «Давай полетаем как птички. Наши руки — это крылья, помашем крыльями, полетим по комнатам»; «Постоим на одной ножке» и т.д.

Сначала учим подражать движениям взрослого (рук, ног, пальчиков, кистей рук), а потом уже следует учить его подражанию речи взрослого.

Лучше сопровождать действия словами или стихотворениями.

 

Игра «Ладушки-ладошки» (пальчиковые игры).

Цель: учить ребенка класть ладошки так, как это делает взрослый.

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним движения пальцев и кистей рук. Сначала нужно выполнять только одно движение обеими кистями рук. Например, взрослый говорит:

«Положи руки ладошками вверх. Теперь убери руки со стола. А теперь поставь ладошки на ребро, а теперь сожми руку в кулачок» и т.д. Далее выполняем уже серию движений, проговаривая слова в стихотворной форме:

Поверни ладошки вверх,

Поверни ладошки вниз,

И поставь их на бочок,

И зажми их в кулачок.

 

Игра «Выполни задание».

Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выполнять действия из стихотворения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (взрослый и ребенок берутся за руки)

И бегаем кругом.

 

Игра «Угадай, какая игрушка появилась?»

Взрослый раскладывает перед ребенком 2-3 игрушки. Потом предлагает ребенку запомнить игрушки. Затем ребенок закрывает глазки, а взрослый подкладывает еще одну игрушку и просит ребенка: «Назови, какая игрушка тут появилась?».

 

Игра «Угадай, какой игрушки нет?»

Перед ребенком лежат 3-4 игрушки, которые он рассматривает и называет. Взрослый говорит: «Ой, наступила ночь, давай закроем глазки и поспим». Вместе с ребенком взрослый «спит», закрывает глаза и кладет ладошки под голову. Затем взрослый незаметно убирает одну игрушку и говорит: «Вот и утро наступило, откроем глазки. Посмотри-ка на наши игрушки, кажется, что-то пропало». Ребенок называет пропавшую игрушку. Игра

повторяется 2-3 раза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechevogo_vnimaniya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.

Игра «Сделай, как я делаю».

Цель игры: научить ребенка подражать движениям головы, рук, ног.

 «Давай полетаем как птички. Наши руки — это крылья, помашем крыльями, полетим по комнатам»; «Постоим на одной ножке» и т.д.

Сначала учим подражать движениям взрослого (рук, ног, пальчиков, кистей рук), а потом уже следует учить его подражанию речи взрослого.

Лучше сопровождать действия словами или стихотворениями.

Игра «Ладушки-ладошки» (пальчиковые игры).

Цель: учить ребенка класть ладошки так, как это делает взрослый.

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним движения пальцев и кистей рук. Сначала нужно выполнять только одно движение обеими кистями рук. Например, взрослый говорит:

«Положи руки ладошками вверх. Теперь убери руки со стола. А теперь поставь ладошки на ребро, а теперь сожми руку в кулачок» и т.д. Далее выполняем уже серию движений, проговаривая слова в стихотворной форме:

Поверни ладошки вверх,

Поверни ладошки вниз,

И поставь их на бочок,

И зажми их в кулачок.

Игра «Выполни задание».

Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выполнять действия из стихотворения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (взрослый и ребенок берутся за руки)

И бегаем кругом.

Игра «Угадай, какая игрушка появилась?»

Взрослый раскладывает перед ребенком 2-3 игрушки. Потом предлагает ребенку запомнить игрушки. Затем ребенок закрывает глазки, а взрослый подкладывает еще одну игрушку и просит ребенка: «Назови, какая игрушка тут появилась?».

Игра «Угадай, какой игрушки нет?»

Перед ребенком лежат 3-4 игрушки, которые он рассматривает и называет. Взрослый говорит: «Ой, наступила ночь, давай закроем глазки и поспим». Вместе с ребенком взрослый «спит», закрывает глаза и кладет ладошки под голову. Затем взрослый незаметно убирает одну игрушку и говорит: «Вот и утро наступило, откроем глазки. Посмотри-ка на наши игрушки, кажется, что-то пропало». Ребенок называет пропавшую игрушку. Игра

повторяется 2-3 раза.

Игра «Знакомые игрушки» (для самых маленьких).

Взрослый раскладывает перед ребенком 5-6 игрушек и предлагает рассмотреть игрушки, затем обращается с просьбой: — Дай мне куклу (пирамидку, козлика, рыбку и т.д.). Если ребенок правильно выполнил задание, эмоционально похвалите его, если ошибся – тоже поблагодарите и с грустным выражением лица скажите:

-Спасибо, только это рыбка, а мне нужна пирамидка, где же она?

Если ребенок снова не может справиться с заданием, помогите ему сами (с радостью): -А-а, вот же она где спряталась от нас!

Цель игры – не только пополнять пассивный словарь, но и развивать слуховое внимание, двигательную активность, вызвать желание выполнять ваши просьбы.

Игра «Покажи, где».

Для неговорящего ребенка важно расширять количество понятий, которые он знает. Называйте предметы в доме по несколько раз в день, повторяйте на следующий день уже усвоенное (предлагая ребенку показать названный предмет) и добавляйте 1-2 новых названия.

Рассматривайте картинки (в первое время картинки должны быть несложными предметными). Просите ребенка показать пальчиком называемый вами предмет на картинке.

Игры-шутки с названиями предметов.

Если вы регулярно показываете и называете ребенку новые предметы и объекты, то ребенок обязательно скоро начнет сам задавать вам вопрос «Что это?», либо просто показывать пальчиком на предмет, ожидая, что вы его назовете.

Предлагаем вам поиграть в такую игру: ребенок, показывая на настольную лампу в комнате, спрашивает: «Что это?».

Взрослый отвечает: «Стульчик». Ребенок не соглашается. Взрослый опять отвечает неправильно: «Кровать». Ребенок снова не соглашается. Только в третий раз взрослый говорит правильное название предмета.

2-ой вариант игры:

Взрослый сам первым задает вопрос: «Это стул?» (показывает на кровать). Ребенок отвечает отрицательно. Затем взрослый показывает на лампу и спрашивает: «Это стул?». Ребенок отрицает. И только в третий раз взрослый показывает нужный предмет.

Игра «Командир».

Взрослый дает ребенку разные задания (если ребенок не понимает, что нужно сделать, можно попросить выполнить это задание кого-то другого, например, старшего брата или папу, а затем снова малыша). Если ребенок уже может говорить несколько слов, то дальше пусть ребенок «отдает команды» всем членам семьи, мягким игрушкам. Примерные

команды: «Покружись. Присядь. Помаши руками. Подпрыгни.» В командах можно использовать слова: дай, принеси, отнеси, найди, положи, открой, закрой, подойди, садись, ложись.

Игра «Подскажи словечко» (развиваем речевое подражание).

Взрослый читает ребенку потешки (которые ему уже хорошо знакомы), останавливается перед последним словом, чтобы ребенок сам попробовал закончить фразу.

Например:

Наши уточки с утра –…

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –…

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –…

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –…

Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно-…

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет …ку-ка-ре-ку!

Ребенок договаривает выделенные жирным шрифтом слова-звукоподражания.

«Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Наших детушек…

Мочить!

Кап-кап, кап-кап

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Ребенок вместе со взрослым произносит звукосочетание «кап-кап, кап-кап» и имитирует,

что раскрывает зонт).

«Сорока-белобока»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашу варила,

Детки прилетели,

За столик сели,

Всю кашку …съели.

«Выйдет котя в огород»

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки …белые.

«Дружный хоровод»

Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мышки, не шумите,

Кота Ваську не …будите.

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

За малыми ребятами,

За малыми девчатами.

Ножками …топ-топ,

Глазками …хлоп-хлоп.

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,-

Забодает, забодает, забодает.

А кто мамочку слушает,

Кашку кто кушает –

С тем …поиграет, поиграет, поиграет!

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:

«Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не …открывай».

Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp

Интернет-магазин: https://yavosp.ru/

Эксклюзивные материалы для работы воспитателей: https://vk.com/donut/yavosp

-Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

-Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне …приснится!

Ой, люли-люлюшеньки,

Баиньки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам

Да расти …по часам.

Игра «Игрушки разговаривают» (2-4 года).

Во время игр с куклами, мягкими игрушками, машинками задавайте от лица «своей» игрушки разные вопросы игрушке, которой управляет ребенок:

-Слушай, куда мы теперь пойдем?

-А что мы там будем делать?

-Я возьму с собой …, а ты что возьмешь?

-Давай одеваться. Кажется, на улице холодный ветер, ты что оденешь?

-Мы пришли на кухню. Я буду есть …, а ты что будешь есть?

В своих вопросах желательно употреблять разные слова-действия: Что мама варит? Чем вытирает руки (режет хлеб, протирает стол, подметает пол)? Вопросы побуждают ребенка думать, развивается мышление. Задав вопрос, сделайте небольшую паузу, чтобы ребенок подумал, как ответить, а потом дайте свой вариант ответа. (Можно отправиться с любимыми игрушками путешествовать по квартире):

-О-о-о! Мы с тобой на кухне! Интересно, а где тут стоят кастрюли и сковородки? (Если ребенок отвечает своей игрушкой просто «здесь», вы своим героем очень «раздражаетесь»:

«Да где здесь? А-а-а, в шкафу! Так бы сразу и сказал «в шкафу»).

-А что мама варит в этих сковородках? Наверное, макароны… или мясо.

-А где мама хранит молоко и сметану? Думаю, что в этом холодильнике, ведь там всегда холодно и ничего не испортится.

Игра «Нужные вещи».

Раскладываем перед ребенком предметы, которыми он пользуется в быту (5-6 предметов) и предлагаем показать:

-Чем мама расчесывает волосы?

-Чем ты кушаешь кашу?

-Чем ты копаешь песок?

-Чем папа пишет?

-Чем ты режешь бумагу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие слуха, внимания, памяти

Дидактические игры на развитие слуха, внимания, памяти...

Закрепление знаний детей в домашних условиях. Игры на развитие логики, внимания, памяти.

Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов....

Игры на развитие речевого внимания и памяти

Предлагаются игры на развитие речевого внимания и памяти для использования на логопедических занятиях....

Игры для развития речи, внимания, памяти детей 3 года жизни.

Игры для развития речи, внимания, памяти детей 3 лет. Рекомендации для занятий дома....

буклет "Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания"

Взрослому нужно создавать такие ситуации, в которых у малыша появилось бы желание повторять одни и те же звукосочетания много раз. Предлагаю игры на создание таких ситуаций....