Закрепление знаний детей в домашних условиях. Игры на развитие логики, внимания, памяти.
консультация (младшая группа)

Тагирова Рамиля Раисовна

Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_detey_3-4_let.docx397.88 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/29/65/41/29654158aa427de69bba42a5332e005b--borders-free-clipart.jpg

Игры на развитие логики, внимания,

 памяти у детей 2-3лет».

Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. Одино из них - внимание. Это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей 2,5-3,5 лет идет практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

Основные свойства

Чтобы развитие внимания у детей 2,5-3,5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 2-3 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более - удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
  3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 2,5 до 4 лет соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения.

Особенности

Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 2,5-4 лет таковы.

Общие

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.

2-3 года

  • Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
  • распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  • малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  • внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.

4 года

  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.

Диагностика

Родители дома могут самостоятельно дать малышу несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
  3. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  4. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
  5. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если ребенок затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени.

Методики развития

Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

  • Интересная прогулка

Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.

  • Комментатор

Чем бы малыш ни занимался, предлагайте ему комментировать то, что он делает. Пусть он в подробностях рассказывает вам, что он делает пальчиками при лепке или как вырисовывает штрихи и линии на рисунке.

  • Маленький сыщик

Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.

  • Посмотри на меня

Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.

  • Мешай мне

Эта игра на развитие внимания достаточно сложная, но обычно очень веселит детей. Она учит не отвлекаться от своего основного занятия. Дошкольник рассказывает стихотворение (можно просто считать), а взрослый пытается всеми способами помешать ему, отвлечь.

Похоже – не похоже

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться - кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например, у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем - чем отличаются друг от друга (мишка - большой, ушки маленькие, коричневый; зайка - маленький, беленький, ушки длинные).

Наряжаем елку

◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.

Изменялки

Игра помогает формировать произвольное внимание, память

◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?

Играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

 Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Звучащие предметы

Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.

◈ Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки - шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.

◈ Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

◈ Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

Зеркало

◈ Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.

◈ Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.

◈ Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

◈ А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!

Где ошибся Буратино?

Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора.

Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.

◈ Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.

Подобного рода игры на развитие внимания у детей 2,5-3,5 лет позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в школьном обучении, придаст уверенности в собственных способностях.

                                                               КОНСУЛЬТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА:

                                                                ВОСПИТАТЕЛЬ ТАГИРОВА Р.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие логики, внимания, мышления "Чего не хватает?"

Перед ребенком карточка с расположенными в определенной последовательности кружочками разного цвета. Но в этой цепочке один кружок не раскрашен. Задание: подобрать необходимый кружок, соблюдая законом...

Дидактические игры на развитие слуха, внимания, памяти

Дидактические игры на развитие слуха, внимания, памяти...

Игры на развитие логики, внимания и памяти у дошкольников с ОВЗ.

Уровень развития внимания и памяти дошкольников с ограниченными возможностями весьма низок. Дошкольники с ОВЗ смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элемен...

Игры для развития речи, внимания, памяти детей 3 года жизни.

Игры для развития речи, внимания, памяти детей 3 лет. Рекомендации для занятий дома....

буклет "Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания"

Взрослому нужно создавать такие ситуации, в которых у малыша появилось бы желание повторять одни и те же звукосочетания много раз. Предлагаю игры на создание таких ситуаций....

Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.

Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания. Игра «Сделай, как я делаю». Цель игры: научить ребенка подражать движениям головы, рук, н...