Описание опыта работы, тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику»
материал по развитию речи (старшая группа)

Тлеушева Ольга Владимировна

В выступлении представлен опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы на методическом объединение воспитателей ДОУ.

Тема: «Развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику»

11.05.2023 г.

Тлеушева О.В.

Если ребенок молчит,

покажите ему картинку,

и он заговорит.

(К.Д. Ушинский)

    Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Главной  отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети моей группы  не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.

        Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      Введение Федерального государственного образовательного стандарта  и ФОП пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.

     Для повышения уровня речевой активности детей было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, а именно применять технологию мнемотаблиц, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.

    Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. В своей работе я пользуюсь методическими разработками О.С. Ушаковой, в которых представлены очень интересные конспекты занятий и речевые дидактические упражнения.

    Новизна опыта, состоит в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы, аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников). Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

     Дошкольный возраст – это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: различные символы и знаки, наглядные модели и формы.  Эффективным средством обучения дошкольников связной речи служат приемы мнемотехники. Мнемотехника – система приёмов, которая облегчает запоминание путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Таким образом, использование мнемотехники в качестве инструмента формирования связной речи становится актуальным.

    Существует много подходов к использованию мнемотехники в детском саду. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов: Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большовой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской, Т.А. Ткаченко. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блокамиквадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.

     Опираясь на опыт этих педагогов, был разработан проект «Страна мнемотехники», который решал следующие задачи:

  • Создать условия для развития связной речи у детей.
  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
  • Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
  • Формировать навыки культурного речевого общения.
  • Развивать связную речь, память, логическое мышление (умение анализировать, систематизировать), образное мышление (кодирование любой информации).
  • Обучать дошкольников кодировать информацию, изготавливать мнемотаблицы.
  • Развивать графо-моторные навыки.
  • Повышать  компетентность родителей в вопросах овладения приемами мнемотехники в формировании связной речи у детей в домашних условиях.

Цель моей работы – внедрение мнемотехники в работу по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста.

     Основная задача моя, как воспитателя применять различные формы, методы и способы развития связной речи, а так же закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной организации.

     Поэтому моя работа с детьми построена на основе мнемотаблиц и игр на развитие связной речи.

     Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Поэтому я подобрала серию дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи. В своей работе я использую такие игры: «Зашифруем слова», «Опиши предмет», «Угадай, что нарисовано», «Что изменилось?», «Волшебные зонтики», «Найди лишнюю картинку», «Назови, что покажу», «Живой мир», «Лото», «Чего не стало?», «Какая сказка спряталась?», «Магазин», «Веселые картинки», «Мемо-игра», «Положи в корзинку», «Кто, что любит, есть?», «Опиши животное», «Когда это бывает», «Назови, что покажу», «Чьи детки», «У кого что?», «Кто, где находится?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Когда это бывает?», «Кто что ест?», «Времена года», «Опиши предмет», «Веселые картинки» и т.д.

    Я использую развивающие игры: «Расскажи-ка», «Сказка на новый лад», «Волшебные превращения». Эти игры помогают детям научиться точно и образно описывать предмет, видоизменять, комбинировать и преобразовывать имеющиеся знания и личный опыт, меняя при этом начало, середину или конец сказки. Что является условием совершенствования связной речи и творческого воображения, а также формирует у них навыки составления сказочного текста на основе знакомого произведения. Развивающие игры способствует повышению уровня познавательных и творческих способностей, а также интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации), созданию мнемотаблиц.

    Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

     Работать с мнемотаблицами я начала со средней группы, а в старшей продолжила.

Таблицы детям в старшей группе даются черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Вначале детям предлагаются готовые схемы, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. Первоначально таблицы составляла я, либо заимствовала в сети Интернет. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов на необходимую тему. Потом к этому процессу подключала и детей, потому что  мнемотехника способствует не только развитию памяти и речи, но фантазии, визуализации образов ребенком. Дети составляли мнемотаблицы к стихотворениям: В. Карасева «Божья коровка», Я. Акима «Апрель», «Много игрушек в нашем саду», «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем во двор гулять…»

     Использование мнемотехники имеет положительные результаты при коррекции речевых нарушений у детей. Заучивание стихотворений вызывает у большинства из них трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Поэтому я решила использовать мнемотехнику для заучивания стихотворений: А. Усачева «Что такое День Победы?», «У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом», «Мишка, мишка, лежебока» В. Берестова.  Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом запоминают слова.

      Опираясь на опыт других педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, ягодах, временах года; о моей семье, мебели, транспорте, защитниках, маме, космосе, рыбах, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

   Предложение придумать рассказ, сказку или загадку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

   Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

   В своей работе я использую проблемные ситуации: что мы знаем об осени (зиме, весне); колобок отправляется в лес; Буратино беседует с детьми о деревьях; посещение животноводческой фермы; герои сказки Дж. Родари рассказывают об овощах и фруктах; приготовление винегрета; Дюймовочка рассказывает об основных правилах посадки комнатных растений; Чипполино помогает выращивать лук; опыты с луком; посещение зоопарка. В процессе проблемной ситуации ребёнок старается думать, вспоминать правильные формы слов и перед ним стоит необходимость употреблять слова правильно. Она способствует развитию самостоятельности, творческого  и логического мышления, обеспечивает более прочное усвоение знаний, воспитывает способность к обобщениям и выводу.

   Так же я использую интеграцию в разных видах деятельности с помощью метода мнемотехники. Например: Дети составили рассказы о игрушки и сделали книгу: «Моя любимая игрушка». К книге они нарисовали иллюстрации. После чтения и пересказа сказок дети инсценируют сказки.

    На всех этапах работы по развитию связной речи требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по развитию связной речи дошкольников. К ним относятся:

  • информирование родителей о задачах и содержании по развитию связной речи детей в детском саду и дома (буклеты);
  • участие родителей в работе по развитию связной речи детей через мнемотехнику в дошкольном учреждении (викторины, квест-игры, сюжетно-ролевая игра);
  • создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

     Свою работу по обучению детей развитию связной речи через мнемотехнику я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство родителей 82% считают занятия по развитию речи в дошкольном возрасте очень важны. Это основа развития человека, как социальной личности; благоприятный возраст; с речью развивается мышление и память; ребенок учится правильной речи, правильному произношению; важно для дальнейшего успешного обучения в школе. К сожалению, есть родители 18%, которые не осознают важности развитию речи в дошкольном возрасте. Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Мною были проведены с родителями: родительское собрание с элементами мастер-класса "Это загадочное слово - мнемотехника", семинар-практикум для родителей: «Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста», «Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники», мастер-класс для родителей: «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми», беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании мнемотехники для развития связной речи в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Родители помогали создавать предметно-развивающую среду, делали дидактические игры по развитию связной речи, мнемотаблицы. Родители приняли участие в итоговом мероприятие: мастер-классе для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».

     Включение в образовательный процесс работы по развитию связной речи помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к речевому воспитанию детей. Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей сплотила коллектив.

     Обязательным условием развития связной речи является самостоятельная деятельность в речевом уголке. Поэтому я в группе создала уголок речевого развития.  В этой зоне есть дидактические игры, развивающие игры, раскраски, кроссворды, картотека мнемотаблиц для пересказывания сказок и рассказов, картотека мнемотаблиц для составления описательного рассказа, картотека мнемотаблиц для составления загадок, разрезные мнемотаблицы,  проблемные ситуации по развитию речи для дошкольников. В группе собрана аудиотека сказок, есть магнитофон, доска для составления мнемотаблиц и придумывание по ним сказок и рассказов. С детьми мы оформили книги: «Моя любимая игрушка», сказки «Волшебные сказки». Чтение художественных произведений, которые представлены в уголке книги, нередко переходит в драматизацию, сюжетную игру, театрализацию, поэтому на оснащение данного уголка тоже уделялось большое внимание.

      Я считаю, что успешное решение задач по развитию связной речи старших дошкольников через мнемотехнику возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применении комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.

          Проведя диагностику в конце года, я убедилась, что после целенаправленной работы по развитию связной речи возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития связной речи.

Группа

Начало года (%)

Конец года (%)

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

2022-2023 уч. г.

Высокий-2 (8%)

Средний-11 (48%)

Низкий-10 (44%)

Высокий-12 (52%)

Средний-10 (44%)

Низкий-1 (4%)

      Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что мнемотехника является эффективным средством развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
    Создание условий, использование мнемотехники и игровая деятельность положительно воздействуют на развитие связной речи, а значит и основ речевой культуры у детей-дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...