Индивидуальная тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»
материал (старшая, подготовительная группа)
Индивидуальная тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_plan_samoobrazovaniya_pedagoga_1.doc | 57 КБ |
prilozheniya_k_planu_po_samoobrazovaniyu_mek.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования педагога
МДОУ детский сад №7 «Колосок» на 2021 – 2023 гг.
Индивидуальная тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники»
Цель: Повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования наглядного моделирования методом мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-методическую литературу по теме самообразования
- Организовать и провести мониторинг развития речи детей дошкольного возраста.
- Создать условия для развития связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники,
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный
материал по данной теме.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники в процессе различных видов детской деятельности.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.
Изучение методической литературы:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой
- Изучение дидактического пособия Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
- Методическое пособие Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста:
- Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам.
- Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
- Изучение мониторинга по программе «От рождения до школы» автор составитель В.И. Лободина.
- Интернет ресурсы
Актуальность
Наблюдая за детьми во время их общения с взрослыми и сверстниками, во время образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развитие связной речи касается почти всех моих воспитанников.
Данная проблема определила необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Одним из таких средств является мнемотехника.
Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Содержание деятельности | Результат/форма отчета |
1 этап: Информационно-аналитический (сентябрь-март 2021 – 2022гг.) Изучение методической литературы по теме самообразования | |
1 Постановка проблемы | 1 Анализ литературы |
2 Изучение литературы по проблеме | 2 Подбор диагностического материала. Карты наблюдения |
3 Изучение дидактического пособия | 3 Создание комплекта материалов: «Метод моделирования в образовательном процессе» |
4 Разработка и составление тематического планирования. | 4 Перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами (Приложение 1) |
5 Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ. | 5 Разработка проекта: «Формирование связной речи у дошкольников, посредством использования приёмов мнемотехники» |
II. ЭТАП — внедрение в практику (Апрель 2021г - Август 2023 г.) Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |
1 Обогащение предметно- пространственной среды для занятий | 1 Мастер-класс для родителей: «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми». Картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников с использование приѐмов мнемотехники – моделирование. Картотека стихов и мнемотаблиц к ним. |
2 Размещение стендовой информации для педагогов ДОО и родителей. | 2 Создание папки- передвижки для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребенок?». Оформление информационных материалов для родителей о педагогических развивающих технологиях. |
3 Распространение опыта работы в педагогическом сообществе. | 3 Выступление на педагогическом совете: презентация проекта для педагогов «Формирование связной речи у дошкольников посредством использования приёмов мнемотехники» |
4 Участие в конкурсах и выставках различного уровня. Обучение на курсах повышения квалификации | 1 «Новые подходы в организации и планировании образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС». 2.«Индивидуализация и тьюторское сопровождение в дошкольном образовании». |
5.Проведение ОД с детьми | 5 Пополнение методической копилки конспектами занятий. Показ открытого занятия на семинар ДОУ «Колосок» Тема: Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саксонская (с использованием мнемотаблиц). |
III.ЭТАП — представление опыта работы по теме (Апрель- август 2023г) | |
1 Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. | 1 Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения. |
2 Анализ работы по плану самообразования. | 2 Выступление на итоговом педсовете Доклад для педагогов «Использование мнемотехники в развитие связной речи детей» (презентация) |
3 Планирование деятельности и перспектив развития на новый учебный год. | 3 Выступление на родительском собрании «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». |
4 Презентация опыта работы по теме самообразования | 4 Выступление на МО на тему: «Мнемотехника - один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей». |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективное планирование
деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Рассматривание игрушки (котенок) | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. |
Рассматривание картины «Кошка с котятами» | Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д) | |
Октябрь | Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье». | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Осень Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы. | Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени | |
Ноябрь | Рассказывание об игрушках(собака) | Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы; Развивать навыки диалогической речи. |
Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» | А. Саконская (с использованием мнемотаблицы). | |
Декабрь | Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Любимые сказки | Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность | |
Январь | Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Красавица зима | Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. | |
Февраль | Рассказывание по набору предметов. | Упражнять: в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы; упражнять в образовании названий посуды. |
Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». | Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. | |
Март | Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить:представление о транспорте; понимание общественной значимости труда шофера, водителя. Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы. |
«Правила движения для ребят и зверят» | Закреплять представление детей об улице, перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники. | |
Апрель | Составление описательного рассказа по картине «Весна». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. |
Составление описательного рассказа об игрушках. | Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы. | |
Май | Беседа о птицах, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц; Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы. |
Составление описательного рассказа по картине «Лето». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Взаимодействие с родителями воспитанников
Месяц | Содержание работы | Форма проведения |
Сентябрь | Развитие детей. | Родительское собрание |
Октябрь | Развиваем речь. | Папка-передвижка |
Ноябрь | «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 4-6лет». | Консультация для родителей |
Декабрь | Что такое мнемотехника? | Папка-передвижка |
Январь | «Развитие речи у детей 4-6 лет. Метод мнемотехники». | Консультация |
Февраль | « Мнемотехника в разучивании стихотворений». | Семинар-практикум |
Март | Составляем и используем мнемотаблицы дома . | Папка передвижка |
Апрель | «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». | Индивидуальные консультации |
Май | «Наши успехи». | Родительское собрания |
В течение года | Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Технологическая карта
по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
с использованием мнемотаблицы.
Тема: Грибы.
Цель: Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием мнемотаблицы при пересказе рассказа «Грибок».
Задачи:
Образовательные:
- Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
- Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.
- Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями
- Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:
- Продолжать развивать умение составлять предложения с определённым словом.
- Формировать умение детей соотносить знаковые символы с образами
- Закреплять знания детей о грибах и использовать их в составлении предложении.
Коррекционные:
- развивать связную речь
- развивать мышление, память, внимание;
- работать над обогащением словарного запаса детей по теме «Грибы»
- развивать умение следовать заданным инструкциям педагога.
Воспитательные
- Развивать умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
- прививать навыки самостоятельности при выполнении заданий;
- воспитывать интерес к учебной деятельности;
Материалы и оборудование: мнемоквадраты для составления предложений, рассказа,
Этапы занятия:
Виды работы на занятии | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Задачи в ходе выполнения заданий |
Организационный момент. | - Добрый день! Ребята, о чем сегодня пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку: Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы – Нет под шапкой головы. | Ответы детей гриб | Способствовать созданию благоприятного психологического климата; |
1 Игра «Отгадай, почему так назвали гриб». | Да, ребята сегодня, мы будем говорить о грибах. -Где растут грибы? - Как называется гриб, который растет под березой? - Как называется гриб, который растет под осиной? На пеньках или около пеньков растут, Растет в бору – А вот загадка по сложнее: Морит Мух –, Едят сырой –. Рыжий как лиса. – | Ответы детей: Грибы растут в лесу. Подберезовик Подосиновик. ОПЯТА БОРОВИК. МУХОМОР СЫРОЕЖКА Лисичка. | развивать мышление, память, внимание |
2.Читаем текст | - Молодцы, а сейчас послушайте историю, про гриб. Жил был грибочек. Дом его кусточек. Была у него ножка. Ножка без сапожка Была у него шляпка И нашли в лесу грибочек ребятки. Грибочек сорвали. и бабушке отдали грибочек. Бабушка суп сварила Ребяток угостила Понравилась вам сказка? | Слушают рассказ, который читает педагог. Ответы детей | |
3. Подвижная игра «Боровик». | А сейчас мы с вами подвигаемся По дорожке шли, Боровик нашли Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. | (Дети встают в круг). (Идут по кругу, держась за руки) (Приседают) (Опускают голову) (Идут по кругу). | развивать умение следовать заданным инструкциям педагога |
4.Игра «Жадинка» | Ребята, раз мы с вами нашли гриб, давайте поиграем в игру, которая называется «Жадинка». Я кидаю вам мяч и говорю - У меня есть белый гриб, а.. У меня есть лисичка, а У меня есть подосиновик, а У меня есть масленок, а У меня есть подберезовик, а У меня есть поганка, а У меня есть лисичка, а У меня есть мухомор | Ответы детей А вы у меня нет белого гриба. у меня нет лисички у меня нет подосиновика у меня нет масленка у меня нет подберезовика у меня нет поганки у меня нет лисички у меня нет мухомора. | Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, |
5.Игра «По грибы пошли» | -Молодцы ребята, а сейчас не много подвигаемся. Поиграем в игру «по грибы пошли» (на полу по кругу разложены картинки грибов) Условие игры: Идем по кругу прыжками, как только я стукну в бубен, вы останавливаетесь. Я говорю кто и что должен сделать, этот ребенок находит нужную картинку, показывает ее и говорит, что он сделал. - Найди мухомор. -Сорви сыроежку. -Собери боровик. -Срежь подберезовик. -Сложи подосиновики в корзину. -. | Ответы детей . – Я нашел мухомор. – Я сорвал сыроежку. – Я собрал боровик. – Я срезал подберезовик. - Я сложил подосиновики в корзину | Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени: |
6.Повторное чтение текста | - Молодцы ребята справились с заданием, а сейчас я прочитаю вам рассказ, послушайте его и приготовьтесь ответить на вопросы. Педагог читает текст и показывает определенный мнемоквадрат таблицы. Жил был грибочек. Показ мнемоквадрата №1 Дом его кусточек. Показ мнемоквадрата №2 Была у него ножка. Ножка без сапожка Показ мнемоквадрата № 3 Была у него шляпка Показ мнемоквадрата №4 И нашли в лесу грибочек ребятки. Показ мнемоквадрата №5 Грибочек сорвали. Показ мнемоквадрата № 6 и бабушке отдали грибочек. Показ мнемоквадрата №7 Бабушка суп сварила Показ мнемоквадрата №8 Ребяток угостила Показ мнемоквадрата №9 Педагог, после прочтения задает вопросы по тексту. |
Дети слушают рассказ, воспитателя. | Учить детей слушать небольшой рассказ. |
7. Беседа по тексту | - Как называется рассказ? Где был домик у грибочка? Что было у грибочка? Что случилось с грибочком? Кому отдали дети грибочек? Что сделала бабушка с грибочком? Кого угостила бабушка супом? | Ответы детей - Рассказ называется грибочек. Домик у грибочка был под кустиком. У грибочка была ножка без сапожка. У грибочка была шляпка. Его нашли дети и сорвали. Дети отдали грибочек бабушке. Бабушка сварила суп из грибочка. Бабушка угощала детей супом из грибочка. | Развивать умение составлять предложения с определённым словом. Формировать умение детей соотносить знаковые символы с образами |
8. Пересказ рассказ с помощью мнемотаблицы. | - Попробуете пересказать этот рассказ с помощью мнемотаблицы. | Выслушиваются пересказы детей с использованием мнемоквадратов | Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу. |
8 .Итог занятия | Молодцы ребята. А теперь давайте. Вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Про что мы говорили сегодня на занятии? Какой рассказ пересказывали? Молодцы, до свидания | Ответы детей Прощаются с педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...
Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»
В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники"
В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи,...
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...
Конспект совместной деятельности по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»
В данном конспекте представлена работа по совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по речевому развитию...