КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье раскрываются условия формирования коммуникативных способностей у ребенка старшего дошкольного возраста. Указаны на факторы, обусловливающие коммуникативное развитие дошкольников. Отмечено, что общение является важным условием правильного и полноценного развития ребенка дошкольного возраста, в частности, общение со взрослым – основным и решающим условием формирования всех психических качеств и способностей ребенка: речи, мышления, эмоциональной сферы, самооценки, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Патевская О.А.
Максимчук О.Я.
Снимщикова Е.Ю.
МБДОУ д/с №19 «Антошка» г. Белгород
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрываются условия формирования коммуникативных способностей у ребенка старшего дошкольного возраста. Указаны на факторы, обусловливающие коммуникативное развитие дошкольников. Отмечено, что общение является важным условием правильного и полноценного развития ребенка дошкольного возраста, в частности, общение со взрослым – основным и решающим условием формирования всех психических качеств и способностей ребенка: речи, мышления, эмоциональной сферы, самооценки, воображения.
Введение. Динамический характер жизни в современных условиях требует от ребенка умения быстро влиться в детский коллектив, творчески мыслить, быть готовым адаптироваться к новым условиям. Особенно эта проблема касается детей старшего дошкольного возраста, которые через некоторое время должны сменить детский коллектив в дошкольном учебном заведении на новый – ученический коллектив в начальной школе.
Коммуникация – одно из основных средств реализации задачи адаптации ребенка к новым условиям. От уровня общения зависит не только учебная деятельность, но и сама жизнь ребенка.
Цель статьи – выявить особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова
Коммуникативное развитие, дидактическая игра, сказкотерапия, коммуникация, коммуникативные умения, общение.
Наша жизнь нуждается в контакте с другими людьми. Потребность в общении – это одна из важнейших человеческих потребностей. Общение является основным условием и основным образом жизни человека. Общаясь с другими людьми, человек может найти свое место в этом мире, понять себя и других людей.
Умение общаться является важным условием для правильного развития ребенка дошкольного возраста. В процессе социального развития ребенка старшего дошкольного возраста ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и исходя из этого адекватно выстраивать свое поведение [2].
Коммуникация как деятельность нуждается в развитии автоматизированных навыков, творческих речевых умений. У детей старшего дошкольного возраста речь становится средством общения между сверстниками и взрослыми. Сензитивным периодом развития речи есть возраст от двух до пяти лет. Периодом его интенсивного развития считается пятый год жизни. На шестом году жизни происходит усовершенствование и расширение речевого общения. Старшие дошкольники могут пользоваться развернутой речью. Наиболее благоприятной для развития коммуникабельности является ситуация, в которой следует партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить.
Активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям усвоение речи: общение со взрослыми и сверстниками, умение ясно выразить собственное суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому в старшем дошкольном возрасте для ребенка характерна высокая речевая активность [3].
В период старшего дошкольного возраста круг общения ребенка сильно расширяется. Для него открывается не только мир взрослых, но и мир сверстников. Коммуникативное поведение ребенка постепенно усложняется, появляются новые его формы. Это связано с тем, что отношения между сверстниками – динамичны, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, благодаря чему дети приобретают общественно значимые нормы и правила.
Вместе с тем, потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослым и со сверстником. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, разная. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному [2].
Психолого-педагогические исследования указывают на то, что общение ребенка дошкольного возраста со взрослым является основным и решающим условием формирования всех психических качеств и способностей ребенка: речи, мышления, эмоциональной сферы, самооценки, воображения. Оно вовлекает детей в общественно-исторический опыт человечества, через его посредничество происходит обмен способами, знаниями, результатами деятельности, воплощенными в духовные, материальные и культурные ценности. Кроме того, первичное эмоциональное общение ребенка со взрослыми является первоисточником развития речи. От качества и количества общения зависит уровень сформированности способностей дошкольника, его характер и будущее в целом. Личность ребенка, его понимание себя, интересы, его самосознание и сознание могут появиться только в отношениях со взрослыми [4].
Однако не менее значимо общение ребенка со сверстником. Именно в связи с становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми. В общении со взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, – обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая [1].
Главной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, в процессе которой происходит развитие его коммуникативных умений. В процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапия – это способ объективизации проблемных ситуаций, иными словами, это создание особой сказочной атмосферы, которая делает мечту действительностью, окутывает все вокруг предвкушением чуда, позволяет ребенку вступить в борьбу со своими страхами и выйти из него победителем, а главное – придает малышу чувство уверенности и защищенности [4].
В дошкольном возрасте ребенок получает новую информацию в основном из-за действий с игрушкой, предметом, со слов воспитателя. У детей среднего дошкольного возраста на переднем плане оказывается образ и слово, а действия способствуют закреплению знаний (например, дидактическая игра). Отличием от других возрастных категорий является то, что у старших дошкольников в процессе развития словесно-логической формы мышления возможно сочетание различных средств, что зависит от индивидуальных особенностей детей, изучаемого материала и т.д.
Выводы. Формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является залогом успешного роста ребенка как личности. Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести беседу, но и умение внимательно и активно слушать, и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.
Стремительные изменения в социальной сфере современной жизни требуют развития целого ряда коммуникативных умений и навыков, формирование которых, учитывая период старшего дошкольного возраста как особо значимого и активного периода развития личности ребенка, необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Коммуникабельность формируется в результате целенаправленного влияния на развитие умения ребенка общаться, соблюдая правила и требования к общению.
Список литературы:
- Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.11. – С. 16–20.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. – 2016. – №1. – С. 3.
- Громова, Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / Е. В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 5. – С.16.
- Литовкина, А. В., Еремина, О. Н., Хайминова, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С.21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на космическом корабле»
Конспект НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»
Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Посуда» (С использованием ИКТ)
Конспект НОД...

презентация к занятию по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
в данной презентации описывается различные ситуации связанные с безопасностью детей в быту. Использование ИКТ, картинок...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста
Проблема социально-коммуникативной компетентности была актуальная с давних времен. Такие известные педагоги и философы, как А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо обращали ...

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....