Консультация для педагогов на тему "Игры с мячом как средство речевого развития ребенка с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Представленные игры с мячом не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 915.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«ИГРЫ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ»
Подготовила
учитель-дефектолог
Повалюхина И.А.
Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.
Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.
В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых
семей.
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Используя мяч в работе с детьми с ОВЗ, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционно-развивающей деятельности.
Работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями в развитии:
1. Игры с мячом побуждают ребенка к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии по всем разделам программы.
4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Представленные игры с мячом не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат.
Предложенные для вас игры направлены на профилактику нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии).
Известно, что для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:
1.Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
2.Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.
3.Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
4. Развитая мелкая ручная моторика.
Вся работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей строится в соответствии с названными выше предпосылками письма. Исходя из этого, а также из необходимости проводить у наших детей коррекцию различных уровней нарушения движений (по Н. А. Бернштейну), мы сочли целесообразным распределить игры с мячом по следующим разделам:
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК (МАССАЖНЫЙ МЯЧИК)
Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук.
Мы предлагаем вам комплекс упражнений для развития мелкой моторики, с использованием небольших массажных мячиков. Такие шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.
Упражнения целесообразно проводить в начале занятий.
Веселый счет
«Ежик» в руки нужно взять,
Чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем счет опять.
Раз, два, три, четыре, пять!
"Колючий еж"
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Мячик
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч катаю между рук.
Этот шарик не простой
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Мячик-Ежик
Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем
И немножко покатаем…
Потом ручку поменяем.
Хитрый ёж
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (катаем мяч между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи (катаем между ладонями).
Тихий еж
Тише, еж, не торопись.
Ты по ручкам прокатись.
Ты по ножкам прокатись.
И обратно воротись.
КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю. | |
«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик. | |
Крепко мячик обнимает. Никуда не выпускает. | |
Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. | |
Два козленка мяч бодали И другим козлятам дали. | |
По столу круги катаю, Из-под рук не выпускаю. | |
Взад-вперед его качу; Вправо-влево — как хочу | |
Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец. | |
Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю. | |
Мячик мой не отдыхает — Между пальцами гуляет. | |
Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол. | |
Сверху левой, снизу правой Я его катаю браво. | |
Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь! |
КОМПЛЕКС «ФОКУСНИК»
Ловко с мячиком играем И предлоги называем. За рукой и под рукой, Из-под кисти на покой. | |
Над рукою мяч кружит, От нее теперь бежит | |
Между пальцев подержу И в ладошку положу | |
Из руки его достану, Cправа, слева ставить стану. | |
Перед грудью пронесу, Сзади спрячу, потрясу | |
Из-за спинки выну мячик, Возле ног моих поскачет | |
Подержу вверху, внизу, Мимо носа пронесу | |
Мяч снаружи, мяч внутри. Поруке качу — смотри! Вдоль ладони, через палец И вокруг запястья танец | |
Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает | |
Дружит мяч с моей рукой — Вот я фокусник какой! |
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ И ДОРОЖКАМИ
Серый ёжик
По сухой лесной дорожке
«Топ-топ-топ» - топочут ножки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк,
Превратиться еж в клубок.
Ёжик
По тропинке, по дорожке
Топают к нам чьи-то ножки.
Это ежик, посмотри,
К нам пробрался из глуши.
По столу всласть находился
И в ручей потом свалился.
Уколоть он нас решил,
Только понял — нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез,
И ушел обратно в лес.
Ежик
С барабаном ходит ёжик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
Ах, какой прекрасный шарик! Я давно такой хочу! Я возьму его за нитку Да и в небо полечу. ФФФФФ | ||
Дождик с самого утра КАП-КАП | ||
Тучек нет на горизонте Но раскрылся в небе зонтик Через несколько минут Опустился парашют. Парашют опустился Парашютист заторопился: УУУФ, ААААХ, ООООХ, УУУУХ, ИИИИХ | ||
Из шариков пушистых Над пестрым летним лугом Летят парашютисты Вдогонку друг за другом. Едва земли коснутся — Уснут, как на диванчике. А по весне проснутся... И будут - одуванчики! ФФФ | ||
Шуршат по дорогам ШШШШШ | ||
Самолет построим сами, УУУУУУУУУУ | ||
Я кораблик смастерил, ЛЛЛЛЛЛ |
Мой весёлый, звонкий мяч, БУМ-БУМ |
| |
Рыбка плавает в водице, | ||
С комарами, как подружки, Пели песни две лягушки. А как песни надоели, Комаров подружки съели. КВА-КВА | ||
На тропинке, возле речки А на скрипочке играл. ЦЫК-ЦЫК | ||
Листопад, листопад. Листья кружатся, шуршат Под ногами шелестя И летят, летят, летят ШУР-ШУР | ||
Летела бабочка, летела Устала и села Посидела, отдохнула, И мигом упорхнула. | ||
С холодного неба снежинки слетают, Летят и на солнышке зимнем сверкают |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ
СЕНСОРНЫМИ МЯЧИКАМИ И МЕШОЧКАМИ
Игры и упражнения с кинезио мячиками повышают концентрацию и внимание, увеличивают скорость восприятия и обработки поступающей информации - визуальной, тактильной, слуховой, формируют чувство ритма, снижают гипертонус мышц рук, разрабатывают кистевой праксис, эффективны для мозжечковой стимуляции, для наращивания нейронных связей, формируют навыки коммуникации, сотрудничества на занятиях.
Наименования упражнения с описанием | Речевое сопровождение | Символ (картинка) |
Упражнение №1. Подкидывание мяча. ИП 1. Мяч подкидывает ребенок двумя руками (с хлопком), потом ловит, перед собой, затем слева и справа с поворотом туловища (10-15 раз). Сначала только слева, только справа, только перед собой, затем усложнение по 1 разу слева, перед собой, справа, пред собой, слева. | Раз, два, три, четыре, пять, (фрукты, овощи, ягоды и пр.) | |
Упражнение №2. Отбивание мяча от пола. ИП2. Ноги на Х 15 и Y 15. Ноги более широко раздвинуты и мячик кидаем об пол и ловим одной рукой, об пол и ловим другой рукой (15-20 раз) | Скачет мячик прыг да скок, | |
Упражнение №3. Перекидывание мяча от взрослого (ребенка) ребенку с отскоком от пола. ИП2. Мяч ловить от взрослого. Взрослый стоит напротив ребенка. Взрослый кидает мячик об пол в руки ребенку (15-20 раз). | Раз, два, три, четыре, пять, Будем с мячиком играть. Кто — бросать, а кто —ловить, Будешь ты у нас водить. | |
Упражнение №4. Кидание мяча в мишень. ИП2. На стене мишень любая (нарисованный круг, наклейка и т. д.), мяч кидаем в мишень, он падает на пол и отскакивает в руки ребенка (10-20 раз) | Раз, два, три, четыре, пять, (мебель, транспорт) | |
Упражнение №5. Перекидывание мячика между ребенком и взрослым двумя (одной) рукой. ИП2. Перекидка друг другу через пол одного мяча. Мячик ловим сначала двумя руками, потом одной или левой или правой. | Летит мой мяч, | |
Упражнение №6. Ловим мяч выбирая руку ИП2. Перекидка со взрослым мячика. Взрослый говорит короткие слова, то ловим правой рукой. | Раз, два, три – мяч лови | |
Упражнение №7. Чеканка мячика об пол. ИП2. Чеканка мячика об пол. 2 раза левой, перекладываем в правую руку, и 2 раза правой. | Раз, два, три, четыре, пять, (посуда, одежда, обувь) | |
Упражнение №8. Перекидывание мяча по кругу между взрослым (ребенком) и ребенком. ИП2. Перекидка мяча, от взрослого, об пол, ребенок ловит левой, перекладывает в правую, кидаем об пол и возвращает взрослому. Потом в обратном порядке, начиная с другой руки. Сначала перекладываем мяч из руки в руку перед собой, затем усложняем и перекладываем за спиной. | Раз, два, три, четыре, пять, Да и нет не говорить | |
Упражнение №9. Кидаем мячики в цель (корзинку, ведро). ИП2. Кидать в цель мячиком. Корзинку двигаем в разные стороны с наклоном и без, вертикально, перед собой, как баскетбольное кольцо на разные высоты. Ребенку не подыгрывать, корзинку не двигать, чтобы специально он попал. Каждое положение корзинки отрабатывается 15-20 раз. | Раз, два, три, четыре, пять, (деревья, цветы, грибы) | |
Упражнение №10. Попадание в цель мячиком после перевода взгляда. ИП2. Взрослый диктует, потолок, пол, стена, стул, ребенок следит глазами за названием предметов, потом он кидает мяч в корзинку. Надо попасть, и одновременно удержать равновесие на доске (10-15 раз) | Разноцветный мячик | |
Упражнение №11. Перекидывание одновременно мячика и мешочка. ИП2. Перекидка мячиком и мешочком со взрослым. У взрослого мешочек. У ребенка мячик. Кидаем одновременно, взрослый верхом, ребенок низом. Чтобы не столкнулись в полете. Мяч должен удариться об пол и попасть в руки. Все в быстром темпе. | Круглый я, как колобок. | |
Упражнение №12. Попадание в цель разными мячиками и мешочком. ИП2. В руках у ребенка мешочек и 2 разных по весу и размеру мяча, нужно попасть в цель (корзинку). При использовании чего-то одного рука обычно "пристреливается", а при чередовании идет дополнительная нагрузка на мозжечок. | Раз, два, три, четыре, пять, мы бросать (мальчиков, девочек) |
|
Упражнение №13. Перекидывание двумя одинаковыми мячиками. ИП2. Перекидка 2 одинаковыми мячиками одновременно, взрослый кидает два мячика из двух рук об пол и ребенку, ребенок ловит каждый мячик одной рукой, затем ребенок кидает мячики просто в руки взрослому, отработать 20-30 раз. Для усложнения ребенок кидает также два мячика об пол, взрослый их ловит , отработать 10-20 раз. | По мячу ладошкой бьём | |
Упражнение №14. Перекидывание по очереди мячика и мешочка. ИП2. В руках ребенка мячик и мешочек, взрослый говорит, что кидать, ребенок кидает по очереди мешочек верхом в руки, мяч об пол и в руки к взрослому. Взрослый возвращает ребенку мячик низом об пол, мешочек верхом (15-20 раз) | Раз, два, три – мяч лови. Раз, два, три – мешочек держи. | |
Упражнение №15. Перекидывание одновременно мячика и мешочка в одном цикле движения. ИП2. Перекидка, у ребенка мячик и мешочек, кидает одновременно, мяч об пол, мешочек верхом в руки, взрослый должен поймать (не каждый это сможет). Руки у ребенка в разных положениях, с мешком опущена вниз и готовится к движению вверх- подкинуть мешочек, с мячиком согнута в локте приподнята вверх и готовится к движению вниз- кинуть мячик об пол. | Как волшебные, мелькают Эти руки-ловкачи, И вокруг меня летают Разноцветные мячи. Так могу сто раз на дню, Ни один не уроню. Если хочешь удивленья, Приходи на представленье. | |
Упражнение №17. Перекидывание одновременно два мячика. ИП2. Одновременная перекидка 2 мяча об пол, взрослый с мячом и ребенок с мячом, кидаем и ловим на счет три. | Раз, два, три, четыре, пять! Будем в мячики играть |
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.
Представленные ниже упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Все эти игры не требуют большого пространства.
Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Раз, два, три — имя ребенка Справа (слева, прямо) мяч, лови! | |
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики | |
Игра «Попади в ворота» Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики | |
Игра «Встанем в круг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Раз, два, три — имя ребенка Справа (слева, прямо) мяч, лови! | |
Игра «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади» Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета. |
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений.
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.
Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, следовательно, легче усваивают материал по обучению грамоте.
Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. | Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У — О— У —А — А — О— У | ||||||||||||
Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других. | Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А—Э — У — Ы — Э—А — У—О—А—Э — Ы — Э | ||||||||||||
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков | Предлагается детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: — А—А— А—А—А—А. | ||||||||||||
Игра «Стучалочка» Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия. Звуки я сказать хочу И по мячику стучу. | Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ | ||||||||||||
Игра «Поющие мячики» Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха. | Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Произносится сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука. | ||||||||||||
Игра «Тихо — громко» Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. | Пропевание заданного звука по демонстрации взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. | ||||||||||||
Игра «Мяч передавай, слово называй» Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции. | Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше. | ||||||||||||
Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. | Водящий называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: весна— автобус— слон— нос— сова... | ||||||||||||
Игра «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова» Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. | — Я произнесу первую часть слова, а вы- вторую: са — хар, са ни. | ||||||||||||
Игра «Мяч поймай — слово составляй» Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. | Бросается каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А—К Д — О — М К—О—Т | ||||||||||||
Игра с перебрасыванием мяча Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. | Бросая мяч, произносят слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество | ||||||||||||
Игра «Встречу слово на дороге —разобью его на слоги» Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. | Бросается мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. | ||||||||||||
Игра «мяч поймай – слово изменяй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления. | Бросается мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос — носы) или трехсложным (дом — домики). Определяется количество слогов. |
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБОБЩЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала.
В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение имеют игры с мячом.
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и предметы называй» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | Называется обобщающее понятие и бросается мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. |
Игра с мячом «Я знаю» Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. | Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; Отбивание мяча правой и левой рукой на месте. |
Игра с мячом «Животные и их детеныши» Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | Бросая мяч ребенку, называется какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. |
Игра с мячом «Кто как разговаривает» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное подает голос |
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом | Бросая мяч поочередно каждому ребенку, задается вопрос, а ребенок, возвращая мяч отвечает. Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь |
Игра с мячом «Скажи ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | Бросая мяч ребенку, называется первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч ведущему, называет второе слово (шарик). Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга —книжечка, ложка —ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло —мыльце, зеркало —зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики. |
Игра с мячом «Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. | Бросая мяч ребенку, задается вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Летают Птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки. Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают Змеи, гусеницы, черви. Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы. |
Игра с мячом «Какие действия совершают эти животные?» или «Что делают эти животные?» Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. | Разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называется какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Собака Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит...Кошка Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается... МышкаШуршит, пищит, грызет, прячется, запасает...Утка Летает, плавает, ныряет, крякает... Ворона Летает, ходит, каркает, клюет...Змея Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает... |
Игра «Скажи наоборот» Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | Бросая мяч ребенку, произносится одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. |
Игра «Кто чем занимается?» Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости | Бросая или прокатывая мяч ребенку, называется профессия, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. строитель строит повар варит носильщик носит чертежник чертит рабочий работает уборщица убирает художник рисует фотограф фотографирует продавец продает охотник охотится парикмахер стрижет маляр красит врач лечит рыбак рыбачит учитель учит прачка стирает пианист играет |
Игра «Лови да бросай, и цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей | Бросая мяч ребенку, называется прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. |
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | Бросая мяч ребенку, называется три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. |
Игра «Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. | Ведущий спрашивает, бросая мяч, ребенок отвечает, возвращая мяч обратно у рыси голова рысья у рыбы—рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя —лебединая у оленя — оленья у лисы —лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя —медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — Орлиная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»
Консультация для воспитателей на тему: «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...
Консультация для педагогов на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"
Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.О. С. Ушакова отмечает, чт...
Консультация для педагогов на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»
Консультация для педагогов на тему:«Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...
Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»
Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»...
Консультация для родителей "Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста."
Одна из важнейших задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста – это овладение полноценной речью. Мы хотим, чтобы дети умели связно рассказывать, правильно пользоваться лексико-грамматическ...
Игры с мячом как средство речевого развития дошкольников старшей группы.
Консультация для педагогов по использованию игр с мячом для речевого развития старших дошкольников....