Методическая разработка «Применение методов мнемотехники в процессе развития речи у детей»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Филиппова Светлана Витальевна

«Применение методов мнемотехники в процессе развития речи у детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vospitatelya.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитателя

 ФИЛИППОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ

Тема: «Использование технологий мнемотехники

 в работе с детьми по развитию речи»

   Речь является уникальной способностью человечества, которая отличает людей от животных, также она представляет собой важнейшее достижение в плане передачи опыта.

   Овладение речью - революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Именно речь позволяет ребенку думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, учиться управлять собой и своим поведением.

   Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой.

   Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

    Неполноценная    речевая    деятельность    накладывает    отпечаток    на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и   волевой сферы . У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается количество детей с ЗРР.

    Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного образования, можно сформулировать следующим образом: речевая активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности речевых средств, бедность диалогической и монологической речи.

Цели :

  • развитие ассоциативного мышления;

  • зрительной и слуховой памяти ,зрительного и слухового внимания;

  • воспитания интереса и внимания к родному языку.

Задачи:

-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по мнемотаблицам и коллажам;

  • развивать у детей психические процессы : память, внимание, воображение;

-развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки;

-развивать мелкую моторику рук .

 Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развёрнутого высказывания

представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности

говорящего ребёнка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, логических и речевых умений.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью, последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельное высказывание по памяти, все виды творческого рассказывания, заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционных методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые пути решения формирования связной речи, найти инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника .

   В.А. Козаренко даёт такое определение : « Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, например: В.К. Воробьёва предложила систему обучения связной речи, основе которой приём моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных рассказов, так и повествовательных с помощью картинно – графического и сенсорно – графического плана . Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Т.В. Большова – коллажи.

        Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, воображение, значительно повышает способность концентрироваться на одном деле .

     Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания , сохранения и припоминания информации .

    Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы , которые помогают развивать память . Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предмет или явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для малышей работу нужно начинать с простейших моделей, последовательно переходя к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Т.В. Большова подчёркивает, что размер мнемотаблицы может быть различным- в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений .

    Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений . Они способствуют развитию наглядно -образного мышления, образованию искусственных ассоциаций .        Почти любое стихотворение можно        зарисовать  Выделяя главные смысловые звенья содержания

стихотворения, графически или частично графическим изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или        символы. Опора на визуальный образ помогает        при воспроизведении текста и превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру .

При заучивании стихотворения педагог ставит перед собой сразу несколько задач:

1.        вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;

2.        помочь понять содержание; 1.        научить выразительно его  читать ;

4 . обеспечить запоминание.

Работа делится на несколько частей :

-        подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

-        выразительное чтение педагогом стихотворения.

-        беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы.

-        перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)

-        самостоятельное чтение стихотворения.

В среднем возрасте дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям .

В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение . Полезно составлять схемы прямо во время занятий совместно с детьми. При составлении мнемотаблиц можно

использовать буквы ( например, явления, времена года ), цифры.

Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, дети преодолевают различные затруднения : неуверенность, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, дети преодолевают различные затруднения : неуверенность, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания у дошкольников при обучении монологической и диалогической речи.

Целесообразно применение наглядного моделирования для составления сравнительного рассказа – описания.

Для формирования у детей желания и навыков самостоятельного рассказывания , расширения круга знаний об окружающем мире , активизации словарного запаса используются специальные игры и упражнения для развития памяти у детей. Целесообразно их включение в содержание НОД, в индивидуальной работе .

Игры и упражнения на развитие памяти. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой

составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

1.        усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

2.        формирование умения передавать события при помощи заместителей ;

3.        передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

В младших группах начинать надо с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок”. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые

сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель рассказывает детям сказку, а дети постепенно выставляют символы- заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться,

чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Положительный эффект даёт использование такого приёма , как оживление.        

Конечно        использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и

укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть. Однако помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным мнемотехника        справляется        замечательно.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается достичь улучшения следующих показателей :

1.        у детей интенсивнее идёт развитие слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания;

2.        увеличивается круг знаний об окружающем мире;

3.        словарный запас выходит на более высокий уровень.

Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Воспитание интереса и любви к родному языку у детей с помощью мнемотехники.

Практика использования мнемотехники показывает, что она помогает детям овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками,

сформировать представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложения произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли для составления рассказа и рассказывать их выразительно.        На начальном этапе работы даются готовые схемы, затем

-        коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное

произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую

самостоятельность и мнемотаблицы придумываем сообща. Постепенно происходит переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка с взрослым . Придумывание таблиц захватывает детей, вызывает живой интерес , они составляют сказки на разные темы, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои

силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей, увеличивают объём памяти путём образования дополнительных

ассоциаций . Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать

зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.

Потенциал мнемотехники дает возможность педагогу определить критерии отбора материала для запоминания с точки зрения объема, эмоциональной значимости, содержания; использование различных форм работы:        индивидуальной,        фронтальной.        Технология        мнемотехники позволяет учитывать индивидуальные особенности детей :

-особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое);

-        подвижность психических процессов .

Особо хочется подчеркнуть, что мнемотехника является одной из

здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и процессы памяти, создавая условия для прочного и осмысленного

запоминания .

Информационные источники

1.        Н.А .Олейник Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим

недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г.

2.        М.Ф. Фомичева        «Воспитание у детей правильного произношения», Москва, 1997 г.

3.        Т.Г. Давыдова , В.М. Ввозная « Использование опорных схем

в работе с детьми» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008 год .

4.        Л.В.        Омельченко « Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» . Логопед 2008, № 4 с. 102–115.

5.        Социальная сеть работников образования nsportal.ru

 

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Игры и игрушки в процессе развития речи у детей»

На начальных этапах работы с плохо говорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необыч...

ПРОЕКТ: "Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных ...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...

Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники на тему: «Сказочная шляпа»

КонспектНепрерывно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием мнемотехники  «Сказочная шляпа»...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Пересказ рассказа «Богатый урожай с использованием сюжетных картинок»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности по развитиюречи для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)«Пересказ рассказа «Богатый урожай с использованием сюжетных картино...