Методическая разработка «Игры и игрушки в процессе развития речи у детей»
методическая разработка по логопедии

Хаустова Юлия Александровна

На начальных этапах работы с плохо говорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры и игрушки в процессе развития речи у детей»

                                                                                                                                                             

Подготовила:
учитель – логопед
Хаустова Ю.А.

Пояснительная записка

Игра -  тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

- обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

На начальных этапах работы с плохо говорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Игра на формирование орудийно-предметных действий

1. Игра "Прокати шарик"  

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.  Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.  Ход игры: взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого

2. Игры-стучалки

3. Игра "Выбей шарик"  

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.  Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.  Ход  игры:  взрослый  показывает  ребенку  игрушку,  ударяет  молотком  по  шарику,  при  этом  обращает внимание  ребенка  на  выкатывающийся  из  отверстия  шарик.  Побуждает ребенка к  самостоятельным действия

4. Игра "Посадим грибы"  

Цель: формировать соотносящие действия.  

Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.  

Ход игры: взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит: «Давай их посадим».  Ребенок  повторяет  это  действие  по  подражанию.  Если  он  затрудняется, используются  совместные  действия

5. Сенсорная коробка

  • Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
  • Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать

6. Игра "Что в коробочке?"  

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.  

Оборудование:  две  разные  коробочки  по  величине  или  форме  с  закрывающимися  крышками,  игрушки (колокольчик, бусы, логомарблс, логопуговицы

1 вариант

Ход игры:  Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает  его  открыть  коробку,  достать  игрушку,  при  этом  взрослый  обыгрывает  игрушку.  В  случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.

2 вариант

Ход игры:  Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный  выбор:  обводит  рукой  по  контуру  крышки  и  отверстия  коробочек,  учит  примерять  крышку  к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".

3 вариант

Ход игры:  Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

7. Игра "Дом животных"  

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб.  

Оборудование:  настольная  игра  "Дом  животных"  (прямоугольная  доска  с  вкладышами,  изображающими животных).  Ход игры: взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в  своих  домиках".  Ребенку  предлагается  "выпустить"  каждое  животное  из  своего  домика.  После  того,  как ребенок  достал  все  вкладыши,  ему  нужно  найти  и  "вставить"  животных  на  свои  места.  При  затруднениях используется метод проб

8. Домики с вкладышами

9. Игрушки с выскакивающими животными

10. Пирамидки

11. Игра "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.  

Оборудование: игрушка пирамидка -качели.  

Ход  игры:  взрослый  показывает  ребенку  пирамидку  и  предлагает  поиграть  вместе.  Взрослый  снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

Игры на формирование предметно-игровых действий

1. Игра "Покатай матрешку"  

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.  Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные).  Ход  игры:  взрослый  показывает  ребенку  матрешку,  любуется  ею,  говорит,  какая  она  красивая.  Затем показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ"), сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

2. Игра "Покатай ежат"  

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.  Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие предметы).  Ход игры: взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик - ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку:  Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,  А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

3. Заводные игрушки

4. Игра "Построим забор"  

Цель:  формировать  у  ребенка  интерес  к  строительным  играм,  учить  выполнять  предметно-игровые действия, подражая взрослому.  Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок.  

Ход  игры:  взрослый  обращает  внимание  ребенка  на  домик,  в  котором  живет  петушок.  Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая.

5. Игра "Угощаем кукол"  

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия.  

Оборудование: куклы, набор детской посуды, крупа в кастрюле.  

Ход  игры:  взрослый  ставит  перед  ребенком кукол,  объясняет,  что  они  пришли  в  гости  и  их  надо угостить  "кашей",  напоить  "чаем".  Затем  взрослый  выкладывает  две  тарелки  и  просит  ребенка  раздать  их куклам.  Далее  ставит  кастрюлю  с крупой,  кладет  ложку  и  просит  ребенка  покормить кукол.  В  случае  необходимости  показывает,  как  надо  насыпать крупу,  либо  действует  совместно  с  ребенком. Затем  взрослый  спрашивает:  "Чем  будут куклы есть  кашу?  Чем  ты  ешь  кашу?"  Просит  взять  ложки, раздать куклам,  покормить  их,  произносит:  "Кушай,  Ляля,- ам-ам".  Аналогично  раздаются  чашки  и наливается  в  чашки  "чай"  из  чайника.  Если  ребенок  испытывает  затруднения,  используются  совместные действия.  

6. Игра "Сделаем мебель для матрешки"  

Цель:  формировать  интерес  к  строительным  играм,  учить  выполнять  предметно-игровые  действия, подражая взрослому.  Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка.  

Ход игры: взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

7. Игра "Позвони по телефону"  

Цель: развивать у ребенка интерес к общению.

Оборудование: 2 детских телефона с дисками.  

Ход игры: взрослый предлагает ребенку позвонить своим маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку,  второй  рукой  набирает  номер,  вставляя  палец  в  отверстие  диска  и  прокручивая  его.  Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я Аня".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Пояснительная записка Цель  разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Цель  разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...

Методическая разработка: "Игра с крупами, как средство развития речи и внимания у детей в младшей и ясельной группах".

Методическая разработка: "Игры с крупами в младшей и ясельной группах.  Разработала: Арефьева Ю.В. педагог-психолог ГБДОУ №13, Курортного района Санкт-Петербурга  ...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Цель  разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у дет...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Методическая разработкаИгры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей...

Методическая разработка «Применение методов мнемотехники в процессе развития речи у детей»

laquo;Применение методов мнемотехники в процессе развития речи у детей»...