Конспект занятий по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Александровна Михайлова

Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по темам, пройденным за учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_st.gr_._razvitie_rechi.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                             «  Детский  сад  №4  с . Иглино  »

                  муниципального  района  Иглинский  район

                               Республики  Башкортостан

          Конспект итогового занятия

                   по развитию речи

                   в старшей группе

                     

                 

                                                                                           Подготовила и провела:

                                                                        Михайлова Наталья Александровна    

                                             Иглино                                                                              

               Конспект итогового занятия по развитию речи

                                в старшей группе.

образовательная область: развитие речи

составила воспитатель: Михайлова Наталья Александровна.

Цель: Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по    

      темам, пройденным за учебный год.

Задачи:

Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;

закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.

Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры,  физкультминутка , иллюстрации, сюрпризный момент.

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка.

Материал к занятию: солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь, картинка для звукового анализа слова ВЕСНА, буквы с цифрами солнышко, мяч.

Раздаточный материал: полоски с фишками для звукового анализа слов.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.

Интеграция образовательных областейречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  физическое развитие.

Ход занятия:

Стук в дверь (приносят конверт).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда, может быть, узнаем от кого оно.

(Дети собирают картинки-пазлы на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу, а некоторые из вас пойдут в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит сюрприз. Вы готовы ? Тогда удачи».

Воспитатель: Прежде, чем отправимся выполнять задания , давайте вспомним правила.

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Воспитатель: Ребята,  какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Назовите весенние месяцы

Дети: март, апрель и май – их не забывай.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: В начале нашего путешествия отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.

Догадались это… Солнце.

- Посмотрите на доску, на ней солнышко. (на магнитной доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)

- Только почему-то оно грустное?

Дети: У него нет лучиков.

Воспитатель: Наш волшебник его заколдовал, а лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко освещало наш путь надо расколдовать лучики. Для этого мы должны выполнить задания.

А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый луч. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Загадка.

1.Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает луч из-за зеркала)

Основная часть:

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).

Задание № 1

Игра "Загадки-отгадки"

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)

1."Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос". (Медведь)

2. "Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета". (Заяц)

3. "Серый, зубастый,

По угодьям рыщет,

Кого съесть ищет". (Волк)

4. "Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт". (Лиса)

(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать луч:

Загадка.

2.Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! луч будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй луч, выполняют второе задание).

Задание № 2

Игра «Назови - ласково»

(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)

Примерные слова: утка - уточка, дом - домик, собака - собачка, бык - бычок, солнце - солнышко,  жук – жучок, лиса - лисичка и т. д.

Загадка

3.Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?(Цветок)

Ищем луч где у нас цветы

Задание № 3

Игра «Назови одним словом»

(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)

-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)

-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)

- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)

- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)

- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии) 

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель)

- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)

- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья)

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки)

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь)

- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые)

Воспитатель Ну что готовы к следующему заданию?

 А задание такое

Задание № 4

Игра «Что лишнее?»

(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)

- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)

-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)

-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)

- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)

Воспитатель: А пятый луч будем искать вот где:

Загадка

5.Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят луч.)  

Вот он, лучик, а на нём следующее задание – игра!

Задание №5

Игра «Из чего сделаны предметы?»

(Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет предмет, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать какой предмет  (Мяч из резины - резиновый) и бросить мяч воспитателю. Дети стоят на ковре)

- Мяч из резины – … резиновый.

- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.

- Стакан из стекла – … стеклянный.

- Матрёшка из дерева – … деревянная.

- Утка из резины – … резиновая.

- Игрушка из меха – … меховая.

- Поделка из бумаги – … бумажная.

- Гвоздь из железа – … железный.

- дом из кирпича - ….кирпичный

- башня из камня- …каменная

- стол из дерева - …деревянный

Воспитатель: Молодцы, справились с пятым заданием. Вот, держите лучик! У нас уже четыре лучика! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физкультминутка

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Воспитатель Ну что готовы к следующему заданию?

Давайте будем искать следующий луч. Слушаем подсказку:

Загадка

6. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.(Находят луч, где стоят машины).

Задание № 6

Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке?

(На доске висит картинка, обозначающая слово ВЕСНА.)

ДетиВЕСНА.

Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова ВЕСНА.        (Дети рассаживаются за столы),

Воспитатель: ребята , давайте определим какие звуки в слове ВЕСНА?

Какой первый звук в этом слове?

    Дети: звук [В], согласный звук.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

Дети: синей фишкой.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?

Дети: звук [Е], гласный звук, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове ВЕСНА?

Дети: Звук [С], согласный звук, обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?

Дети: Звук [Н]- согласный звук, обозначается синей фишкой.  Воспитатель: Какой пятый звук мы слышим в этом слове?

Дети: Звук [А]- гласный  звук, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: ребята, сколько слогов в этом слове, давайте определим. Дети: два.                                                                                

    Воспитатель: А какое правило вы знаете?

Детисколько в слове гласных, столько и слогов.

Ребята, давайте составим небольшой рассказ по этой картинке. (Наступила весна. Солнце светит ярко и начинает пригревать. Небо стало голубым. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетели птицы. Они  вьют гнезда. Дикие животные: медведица с медвежонком и ёж проснулись после зимней спячки. Зайцы меняю шубку, мех из белого, становится серым.)

- Придумайте нашему рассказу название. (выслушать ответы детей) Молодцы! Мы назвали рассказ « Весна пришла». Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Вот и последний луч нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Загадка

7.Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.

 Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки

Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы.(находят луч)

Задание № 7

Игра "Буквы заблудились"

(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры)

Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).

Воспитатель: А получилось слово - СОЛНЫШКО.

- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)

(дети самостоятельно за столом с помощью полоски и фишек определяют первый и последний звук в слове солнышко)

- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [С]). Назовите слова в которых есть звук [С].

А какой последний звук в этом слове? (звук [О]). Назовите слова со звуком [О].

 

Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим,  что же на нем написано: «Молодцы!»

"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями

Итог занятия:

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...