Программа дополнительного образования «ГРАМОТЕЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Грамотейка"
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Пояснительная записка
Актуальность: Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов. Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи - задача не только воспитателей ,учителей, но и родителей.
Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство - это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А.В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а, следовательно, и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду. (Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., 1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.,1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009г.)
В данной программе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Общая цель данной программы:
Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи.
Программа рассчитана на 2 года для детей 5-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность 25–30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Пособие развивает интерес и способности к чтению.
Основные направления программы
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Задачи рабочей программы:
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умениепроводитьзвуковойанализи синтезслов,сравнение словпо звуковомусоставу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единицязыка:звук,слог, слово, предложение.
В программе учтены обще дидактические принципы:
· Научность;
· Систематичность;
· Постепенность усложнения;
· Перспективность;
· Доступность;
· Связь сжизнью.
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д.. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.
Профессор Р.И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные–согласные, твердые–мягкие и звонкие–глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
· Звуки окружающего мира;
· Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
· Гласные звуки;
· Согласные звуки (без классификации);
· Согласные твердые и мягкие;
· Согласные звонкие и глухие. Параллельно даются понятия:
· Слово;
· Слог;
· Предложение;
· Ударение.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
§ Различать понятия «звук»,«слог», «слово»,«предложение».
§ Выделять слова в предложении, определять их место.
§ Составлять предложение с заданным словом.
§ Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
§ Составлять слова из готовых слогов.
§ Знать, что в слове один слог– главный, ударный.
§ Иметь представление о классификации звуков (гласный–согласный, твердый – мягкий, звонкий– глухой).
§ Проводить звуковой анализ слов из 3– 4-х звуков.
§ Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gramoteyka.docx | 185.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8» г. Читы
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 8»
______ Н.В. Аслоповская
«___» _________ 20___г.
Программа
дополнительного образования
«ГРАМОТЕЙКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Составитель:
Макушева В.В.
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 8»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Пояснительная записка
Актуальность: Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов. Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи - задача не только воспитателей ,учителей, но и родителей.
Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство - это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А.В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а, следовательно, и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой. На основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду. (Поваляева М.А., 2000г., Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., 1991г., Каше Г.А., 1985г., Журова Л.Е., 1974г., Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.,1999г., Галкина Г.Г., 2003г., Агранович З.Е., 2004г., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., 2008г., Лиманская О.Н., 2009г.)
В данной программе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста.
Общая цель данной программы:
Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи.
Программа рассчитана на 2 года для детей 5-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность 25–30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Пособие развивает интерес и способности к чтению.
Основные направления программы
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
- Формирование буквенного гнозиса;
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
Задачи рабочей программы:
- Формирование интереса к процессу обучения.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Умениепроводитьзвуковойанализи синтезслов,сравнение словпо звуковомусоставу.
- Развитие умений говорить и слушать других людей.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Усвоение единицязыка:звук,слог, слово, предложение.
В программе учтены обще дидактические принципы:
- Научность;
- Систематичность;
- Постепенность усложнения;
- Перспективность;
- Доступность;
- Связь сжизнью.
Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д.. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.
Профессор Р.И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные–согласные, твердые–мягкие и звонкие–глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).
Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласные звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласные твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухие. Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Ударение.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети могут:
- Различать понятия «звук»,«слог», «слово»,«предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог– главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный–согласный, твердый – мягкий, звонкий– глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3– 4-х звуков.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звукобуквенному составу слова.
Содержание работы с детьми (первый год обучения)
Кружок «Грамотейка»
Учитель-логопед: Макушева В.В.
ПЕРИОД | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | НАВЫКИ ОВЛАДЕНИЯ ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМИ СИНТЕЗОМ | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя | Звуки [а], [у]. Понятие о звуковом ряде. Лето и осень. | Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица). Выделение звуков среди других гласных звуков. | |
2-я неделя | Звук [и]. Звуки [а], [у], [и]. Фрукты и овощи. Сбор урожая. | Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира. Ива, индюк, игра). Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи. | ||
3-я неделя | Звук [э]. Птицы. | Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо). | ||
4-я неделя | Звук [о]. Домашние птицы. | Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна). | ||
НОЯБРЬ | 1-я неделя | Звуки [м], [м’]. Домашние животные. | Выделение согласного звука [м] в конце слова. Выделение согласных звуков [м], [м’] в начале слова. | |
2-я неделя | Звуки [п],[п’]. Деревенский двор. | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). | ||
3-я неделя | Звуки [н],[н’]. Дикие животные. | Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Определение наличия или отсутствия звуков [н],[н’]в словах. | ||
4-я неделя | Звуки [б],[б’]. Подготовка животных к зиме. | Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слогов аб-би. | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | Звуки [б],[п]. Продукты питания. | Полный анализ односложного слова Бим. | |
2-я неделя | Звуки [в], [в’]. Зима. | Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива. Различение твердых и мягких звуков [в],[в’]. | ||
3-я неделя | Звуки [д],[д’]. Гласные и согласные звуки. Одежда. | Выделение звука среди других согласных звуков. Различение твердых и мягких звуков [д],[д’]. Звуковой анализ слова дом. Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук). | ||
4-я неделя | Звуки [т],[т’]. Новый год. | Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова том. Различение твердых и мягких звуков [т],[т’]. | ||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя | Звуки [д],[т]. Мебель. | Дифференциация звуков [д],[т]. | |
3-я неделя | Звуки [ф],[ф’]. Посуда. | Выделение в речи звука [ф]. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов. Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф’]. | ||
4-я неделя | Звуки [в], [ф] | Дифференциация звуков [в], [ф] | ||
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | Звуки [к],[к’]. Человек. Семья. | Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова кит. | |
2-я неделя | Звуки[г],[г’]. Профессии. | Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]. Различение твердых и мягких звуков [г],[г’]. Звуковой анализ и синтез слов. | ||
3-я неделя | Звуки [к],[г]. Цвет. Форма. Величина. | Дифференциация звуков [к], [г]. Звуковой анализ слова кони. | ||
4-я неделя | Звуки [х],[х’]. День защитника Отечества. | Выделение согласного звука [х] среди других звуков. Определение позиции звук [х] в слове (начало, середина, конец слова). Различение твердых и мягких звуков [х],[х’]. Звукослоговой анализ слова мухи. | ||
МАРТ | 1-я неделя | Звуки [с], [с’]. Мамин день 8 Марта. | Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с]в словах. Различение твердых и мягких звуков [с],[с’]. Звукослоговой анализ слова гуси. | |
2-я неделя | Звуки [з],[з’]. | Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова). Различение твердых и мягких звуков [з], [з’]. Звукослоговой анализ слова замок. | ||
3-я неделя | Звуки [с], [з]. | Дифференциация звуков [c], [з]. | ||
4-янеделя | Звук [ц]. Звуки [с],[ц]. Транспорт. | Выделение звука [ц]в речи. Определение места звука [ц]в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков [с], [ц]. | ||
АПРЕЛЬ | 1-я неделя | Звук [ш]. Весна. | Выделение в речи звука [ш],определение его позиции в слове (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова шапка. | |
2-я неделя | Звуки [с], [ш]. | Различение и дифференциация звуков [с], [ш]. | ||
3-я неделя | Звук [ж]. Прилетптиц. | Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина). Подбор слова к схемам звукового анализа. | ||
4-я неделя | Звуки [з],[ж]. | Дифференциация звуков [з], [ж]. | ||
МАЙ | 1-я неделя | Звуки [ш],[ж]. Цветы. | Дифференциация звуков [ш],[ж]. | |
2-я неделя | Звук [ч]. Звуки [ч],[ц]. Деревья. | Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова жучки. Дифференциация звуков [ч],[ц]. | ||
3-я неделя | Звук [щ]. Звуки [ч], [щ]. Лес. | Определение наличия или отсутствия звука [щ] в словах, позиция звука в слове (начало, середина, конец). Синтез звуковв словах. Дифференциация звуков [ч], [щ]. | ||
4-я неделя | Закрепление пройденного материала. Лето. | Научить буквенному гнозису и правильному соотношению звука и буквы. Закрепить навыки проведения звуко слогового анализа слов |
Содержание работы с детьми (второй год обучения)
Кружок «Грамотейка»
Учитель-логопед: Макушева В.В.
Период | № п/п | Тема занятий | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||||||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя | 1 | Звуки окружающего мира. Звуки [а],[у], [и]; буквыа, у, и. Сбор урожая | Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия «ряд». Выделение звуков [а], [у], [и]в ряду гласных, слогах,словах. Определение наличия звуков [а], [у], [и]в словах. Определениепозиции звуков [а], [у], [и]в слове(начало, конец). Анализ и синтез слогов ау-уа, иа | Знакомство с буквами а, у, и, печатание букв а, у, и. Печатание букв а, у, и, когда услышали звуки [а], [у], [и]в начале слова (Аня,утки, Ира, Ася, индюк, ужин). Чтение и печатание слогов ау-ау, иа | |||||
2-я неделя | 2 | Звуки [п],[п’]; буква п Золотая осень | Определение позиции звука [п] в слове (начало, конец). Анализ обратного слога ап, прямых слогов па, пи | Чтение и печатание слогов ап, уп, ип; па, пи, пу | ||||||
3-я неделя | 3 | Звуки [т],[т’]; Буква т. Звук [о]и буква о Птицы | Определение позиции звука [т] в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога ат; прямых слогов та, ту, ти. Определение позиции звука [о] в словах (начало, середина, конец). Анализ слоговоп, от, по, то | Чтение и письмо прямых и обратных Слогов та, ту,ти, ат,ут, ит Чтениеи печатание слоговоп, от, по, то | ||||||
4-я неделя | 4 | Звуки[к],[к’];буква к. Домашние животные | Определение позиции звука [к]в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ак, ок, ку, ки. Анализ слов кот, кит | Чтение и печатание слогов ак, ок, ку, ки. Выкладывание слогов, добавление буквы ко(т), ки(т), ка(п) | ||||||
НОЯБРЬ | 1-я неделя | 5 | Звук [э], буква э. Деревенский двор | Определение позиции звука[э] в словах (начало, середина, конец). Анализ слога эк | Выкладывание и печатание слогов кэ,пэ, тэ. Д. и.«Кто кричит во дворе?» | |||||
2-я неделя | 6 | Звуки [м], [м’]; буквам. Дикие животные | Определение позиции звука [м] в словах (начало, середина, конец). Анализпрямых и обратных слогов ам, им, эм, му, мо, ма. Анализ односложного слова мак | Чтение и печатание прямых и обратных слогов. Чтение и печатание слогов му, мэ, ко, пи. Печатание слов мак - маки | ||||||
3-я неделя | 7 | Звуки [х],[х’]; буквах. Звуковой анализ слов; ударение | Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах.«Кто плачет?Кто смеётся?» хо, ха, хи; ах, ох, ух Анализ слова мухи. Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа | Чтение, печатание слогов около синего и зеленого кружка Ах, пух, тихо хи, мухи «Буквы сломались» - дописать элементы букв, составить слова эхо, мох, мука | ||||||
4-я неделя | 8 | Звуки [и],[ы]; буквы и,ы Подготовка животных к зиме | Определение позиции звука [ы] в словах (середина, конец) Звуковой анализ слова киты | Чтение и печатание слогов и коротких слов ты, мы, коты Чтение, печатание слогов и слов возле букв: и – пи, кит, маки; ы – ты, мы, коты | ||||||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | 9 | Звуки [с], [с’];буква с Зима | Определение позиции звука [с] в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов ас, ос, ус,са, со, су Звукослоговой анализ слова соки | Чтение и печатание слогов, слов, предложений: сам, сом,суп. Тут осы Игра «Наоборот» - составление и запись: ас– са, ос– со, ис– си, ус– су, ыс– сы. Печатание предложения: У Сони сок. | |||||
2-я неделя | 10 | Звуки [н],[н’]; буква н Одежда и обувь | Определение позиции звука [н] в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов на, но, ну, ин. Звуковой анализ слова кони | Выкладывание и печатание слогов, слов, предложений: он, она, ын, сын, сон – нос. У Тани ноты. Печатание под картинками слов ноты, окна, кино (по слогам). Выкладывание и печатание предложения: Тут кони | ||||||
3-я неделя | 11 | Звуки [з],[з’]; буква з Посуда | Определение позиции звука [з] в слове (начало, середина). Составление слова по данному количеству звуков: зима, замок, зонтик | Добавить слоги, чтобы получились слова: (ко)за, за(мок) Выкладывание и печатание предложения: На замок | ||||||
4-я неделя | 12 | Звуки [с], [з]; Буквы с,з Новый год | Синтез слов иззвуков:[к], [о],[з],[а];[з],[о],[н],[т];[з],[и],[м],[а] Звукослоговой анализ слова зима «Какой звук убежал?» [c](уп), [з](убы), [с](ок), [з](онтик), [с](умка), [з](амок) | Печатание слов на синей и зеленой дорожке Замок, зонт; зима, Зина; предложения: У Кати зонт Печатание слов около символов зима, коза суп, сок, сани; предложения:У нас зима | ||||||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя | 13 | Звуки [л],[л’]; буква л Предложение, звукослоговой анализ слов. Зимние забавы | Определение позиции звука [л] в словах (начало, середина, конец). Звукослоговой анализ слова лампа. Подбор слов к схемам звукослогового анализа: лук, лимон, лиса | Печатание слогов,словпо схеме:лук, пила, пол предложения:Это луна Выкладывание слов и печатаниепод картинками: лук, лимон, лиса предложения: У папыпила Составление, выкладывание и печатание предложений по двум картинкам:У Кати санки | |||||
3-я неделя | 14 | Звук [ш], букваш Человек и семья | Определение позиции звука[ш]в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова мишка | Составлениеиз слогов имен детей и печатание: ми, са, па, ма, ша Печатание слов по местубуквышв словах по схеме: ш ш _ ш шум каша малыш предложения: Это нашПушок | ||||||
4-я неделя | 15 | Звуки [б],[б’]; букваб Профессии | Определение позиции звука[б]в слове(начало, середина). Синтез звукавслова: [б],[ы],[к];[ш],[у],[б], [а]; [б],[у], [с], [ы] Звуковой анализ словабулка | Чтение и печатание слов, составление их из слогов: бу, шу, ба, сы, ка, бан (шубы, бусы, банка, кабан) Печатание слов:бык, бусы, булка, бант; предложения: У Кати шуба | ||||||
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | 16 | Звуки [р],[р’]; буквар Мебель | Определение позиции звука [р] в слове (начало, середина, конец). Составление слогов наоборот: ар –ра; ур –ру; ор– ро Звуковой анализ словашарик | Чтение, печатание слов сбуквойр. «Слово рассыпалось»-ыср – сыр; ораз– роза, раыб – рыба, урик – руки. У Иры шарик. Печатание слов около синего и зеленого домиков роза, сыр, рыба; рис, шарик; предложений:Это лиса. Улисы нора. | |||||
2-я неделя | 17 | Звук [ж], букваж Цвет. Форма. Величина. | Определениепозиции звука[ж]в слове (начало, середина) Звуковой анализ слова жуки | Чтение и печатание слов по схеме лу ра жа ко ба Дописывание букв в предложении и чтение: У жука усы. | ||||||
3-я неделя | 18 | Звуки [ш],[ж]; буквыш, ж Формаи размер предметов | Подбор слов к схемам (по картинкам) | Выучивание правила жи и ши пиши с буквой и. Печатание слов возле символов ужи, уши; лыжи, мыши; у Маши лыжи | ||||||
4-я неделя | 19 | Звуки [е], [ё]; буквые,ё Транспорт | Определение позиции звуков [е], [ё] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ словбелка, ёжик | «Закончи слово» пе– сок, ме– мел, ле–лес, не– небо. Чтениеи печатаниепредложений, составление его из отдельных слов: Белка грызла орехи «Загадки и отгадки». Дети и отгадывают загадки и записывают слово-отгадку: ёж, ёлка, самолёт, тёрка. Печатание предложения :Ёж нёс лист Печатание слова-действия, дифференцирование [е], [ё]: мо(ет), ро(ет), рису(ет), по(ёт), жу(ёт); предложения: На ёлке белка | ||||||
МАРТ | 1-я неделя | 20 | Звуки [д],[д’]; буквад Погодаи природные явления | Определение позиции звука [д] в слове (начало, середина) Синтез звуков в слова: [д], [о],[м]– дом; [д], [у], [б]–дуб; [с],[а],[д], [ы]– сады; [д], [и],[м],[а]- Дима | «Слово рассыпалось» Это нашдом «Составь имена»: составление имен из слогов печатание: Даша, Лида, Дима. Составлениеи запись предложения: У дома дубок | |||||
2-я неделя | 21 | Звуки [в], [в’]; буквав Закреплениепройденного материала | Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ словасливы «Какой звук убежал?» … етка(вь), … олк (в), … аза(в), … ишня(вь), …олосы(в),… етер(вь) | «Буквоед»: печатание слов, дописывание элементов букв. Печатание предложений, замена картинки словом: В саду сливы Составление и запись слова по схеме ва ка вет за виш ни Составление и запись предложения: Наша мама повар | ||||||
3-я неделя | 22 | Звуки [г],[г’]; Буква г Звуки [к],[г]; Буквы к,г Весна | Определение позиции звука [г] в слове (начало, середина). Синтез слогов в слова: ло, го, ва – голова; га, но – нога; ра, го – гора Звуковой анализ слова грибы Изменить слова, заменив [г] на [к] | Печатание слов под рисунками: гол, гуси, груша, газета. Чтение слов на карточках, составление из них предложения, замена картинки словами реке на белые Печатание возле символов слова: горы, груша Гена, гитара Печатание предложения по картинкам: У Гали грибы Печатание слов, заменив г на к: гора – кора; голос– колос; игра – икра | ||||||
4-я неделя | 23 | Звук [й], буква й Прилет птиц | Определение позиции звука [й] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова зайка | Печатание словсбуквойй зай гай ка май Вставка пропущенной буквы й, чтение и печатание предложений: Вотзайка. Он зимой белый | ||||||
АПРЕЛЬ | 1-я неделя | 24 | Звук [я], буквая Деревья | Определение позиции звука [я] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ словарябина Подбор слов с заданным количеством слогов и позиций звука | Печатание буквы я, слов яма, мясо, язык, моряк; предложения: Таня ела пряник Записать имена детей с буквой я: Оля, Катя, Надя, Витя, Коля, Ваня Печатание предложений, составив слова из букв: На поляне (ыядог) ягоды Оля ест (лмауни)малину | |||||
2-я неделя | 25 | Звуки [ф],[ф’]; Буква ф Звуки [в], [ф]; Буквы в, ф Цветы | Определениепозиции звука[ф]вслове (начало, середина, конец) Звуковой анализ словафонари «Добавь звук»: …олк[в],… рукты [ф], … аза [в],… онари [ф] | Чтениеи печатание слов, подбирая ихпо схеме . . . фара туфли шарф фото кофта шкаф Печатание слов насиней и зеленой«дорожке» фокус, лифт, форма филин, Федя, кофта Составлениепредложения покартинке: Филин днем спит Печатание слов на букву в и на букву ф волк филин сова Федя Вова жираф | ||||||
3-я неделя | 26 | Звук [ю], буква ю Закрепление пройденного материала | Определение позиции звука [ю] в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ слова салют Игровые приемы звукового анализа и синтеза | «Слово рассыпалось» Раю юла гюдюил Юра юла юг люди У Юры новые (брюки) Чтение слов, составление из них предложений и написание их весна у нас лебеди юга слетят слова-перевертыши: кабан – банка, сосна – насос, мышка–камыш печатание предложения, замена картинки словами: наш поет петух | ||||||
4-я неделя | 27 | Звук [ц], буква ц Звуки [ц],[с]; звукиц, с Времена года | Определение позиции звука [ц] в слове (начало, середина, конец) Звукослоговой анализ слова цыплята Синтез звуков в слова [к],[о],[с],[а]– коса;[л],[и],[с],[а]–лиса; [п],[а],[л],[е],[ц]– палец; [ц],[в],[е],[т], [ы]-цветы | Чтение и печатание слов со слогами ца - улица курица цо - лицо яйцо цы - зайцы огурцы Печатание слов по схемам . . , цветы овца отец цапля улица танец Составление и печатание предложения по сюжетной картинке: Во дворе курица. У нее цыплята. Печатание слов возле букв с -сок миска; ц -заяц птица; предложений: Тут лисица. Она ловит зайца. | ||||||
МАЙ | 1-я неделя | 28 | Звук [ч], буква ч Правописание ча–чу Слова обозначающие предмет | Определение позиции звука [ч] в слове (начало, середина, конец) Подбор слов к схеме Звукослоговой анализ слова речка Звуковой анализ слова береза | Печатание слов и предложений мяч, луч, качели, бочка; в небе тучи; в двери ключ. Составление и печатание предложения по картинке: стучат на столе, кипит на плите, скачет по дороге Печатание слов и предложения на правило Ча пиши с а, чу пиши с у: чай, туча, чудо; на столе чашка, Ваня драчун Чтение слов на карточке и печатание их под вопросами: Кто? Заяц, волк, ежик Что? Цветы, грибы, трава | |||||
2-я неделя | 29 | Звук [щ], букващ Правописание ща – щу Звуки [ч], [щ]; буквыч, щ Слова, обозначающиедействие | Определениепозиции звука[щ]в слове (начало, середина, конец) Звуковой анализ словаплащ Показ символов науслышанныев словах звуки Показ символов науслышанныев словах звуки [ч], [щ] Синтеззвуков вслова | Чтениеи печатание слов и предложений щит, плащ, вещи У нас щенок. Он пищит. Печатание слов и предложений на правило «ща пиши с буквой а», «щу пиши с буквой у» ща – роща; пища щу– щука; ищут Вотроща. Тут поютщеглы. Печатание слов к картинкам бочка, щука, ручка, плащ девочка, овощи Составлениепредложенийпо картинкам, печатаниеих: Дети пошли врощу. Наелке была белочка. Запись действий, выполняемых с предметами пишу, рисую, читаю Печатаниепредложения:Дима учит уроки. | ||||||
3-я неделя | 30 | Букваь; разделительный ьиъ Слова, обозначающие признак предмета | Звуковой анализ слов, сравнение количествабукв и звуков в словегусь Подбор слов к схемам. Звуковой анализ словакарась Синтез звуков в слова Звуковой анализ слов, сравнениеколичествазвуков и букв в словеподъезд Подбор словак схемам. Звуковой анализсловаабрикос | Печатание словсдобавлениембуквыь брат– брать; угол – уголь, ел–ель Печатаниепредложений: У Димы окунь. У Коли карась Печатание словвозлерисунков съехала объехала подъехала Печатаниепредложения:Дети съели кашу Печатаниепредложения, добавлениеслов, подходящих по смыслу, ответ навопрос: какой?какая? Аняест грушу. Аняестспелую грушу Тут растет лук. Тут растет зеленый лук | ||||||
4-я неделя | 31 | Закреплениепройденного материала Звукослоговой анализ слов Школа | «Таблицы Шульте» - закрыть кружками буквы, чтобы получились слова: зонт, ель, цапля Игровые приемы звукослогового анализа и синтеза | «Цветныебуквы»:составление слов избукв одного цвета и печатаниеих. Составлениепредложения покартинкам Поделкой грибы; Коля съел грушу Русскаясказка«Репка». Чтение карточек, последовательное складываниеих и печатаниев тетради дед– бабка – внучка – жучка – кошка - мышка |
Информационно-методическое обеспечение:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедами родителям, Детство – Пресс, С-Пб,2004.
- Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург,2001г.
- Волина В.Учимся играя. Новая школа,М,1994г.
- Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, №4 2004 г.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995 г.
- Лопухина И.Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – Пб,1997г.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер,1995г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва,2008г.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
- Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва,2009г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения на развитие внимания и памяти.
Развитие слухового внимания
- Отгадай, что звучит. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
- Солнце или дождик. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя).Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
- Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
- Посмотрим, кто говорит. Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите
«голос» одного из животных ,не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
- Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звуки, не открывая глаз, рукой показать направление.
- Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л', И, Т, К, С.
Игра с мячом.
Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком Си «получить подарок»-гласный звук(А,О,У,Ы,И)
Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА,СО,СУ,СЫ).
- Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья.
Поветрувьются, летят.
Упражнение на развитие речевого внимания
- Мы играли в хоккей, поломали все плюшки, Мама нам испекла очень вкусные клюшки. Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали, И вручили ему за победу педали.
- Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".
Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены, верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был не внимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".
Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
- Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
- Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА;ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
«Летает – не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;
«Съедобное– не съедобное»
Ведущий по очереди кидает участникам мячики, при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
7)«Наблюдательность»
В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу-то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;
«Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи.
На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех,ктоне ошибется аплодисментами;
Где что было
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
Обезьянки
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти. Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
рабочая программа дополнительного образования "Грамотейка"
программа занятий по обучению грамоте детей...
Логопедический кружок дополнительного образования "Грамотейка"
Структура и содержание занятий логопедического кружка....