Рабочая программа по дополнительному образованию "Грамотейка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа предназначена для речевого развития детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gramoteyka.docx | 72.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ДО «Спектр» _________________Н.П.Сорокина Приказ № 2013 от 02.09.2021 Протокол заседания педагогического совета №1 от 02.09.2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГРАМОТЕЙКА»
Направленность: социально-познавательная
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (105 часов)
первый модуль – 4 месяца (64 часа)
второй модуль – 5 месяцев (80 часов).
Автор-разработчик: Лисянская Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр» |
с.Корлики
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Направленность программы - социально-познавательная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» составлена с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н.Буйлова/ГАОУВО «Московский институт открытого образования».
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального благополучия.
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно установить контакт с ребенком и развить его речь.
Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:
• Событийна;
• Ритмична;
• Процессуальна.
Следующим условием развития речевой активности детей является организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и средствам. Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.
Третье условие – правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики, предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы» что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и дополнительного образования, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Педагогам дошкольных групп часто приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. По диагностическим данным порядка 50% воспитанников от 5-7 лет имеют нарушения речи разной степени сложности.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей при ее освоении повышается уровень усвоения разговорного языка, происходит становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Адресат программы: воспитанники разновозрастной группы общеразвивающей направленности от 4-7 лет (дети от 5 до 7 лет).
Объем и срок освоения программы:
Программа дополнительного образования «Грамотейка» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
первый модуль обучения – 4 месяца, 33 часа
второй модуль – 6 месяцев, 39 часов.
Итого - 105 часов (9 месяцев).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса. Программа дополнительного образования разделена на несколько разделов. Распределение часов на разделы условно, т. к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала. В теоретической части с помощью наглядно-дидактического материала проводиться работа над словарем, грамматическим строем. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. Широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх дети практически отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т.д. В конце занятия, с помощью полученных знаний по теме уделяется внимание синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (например «Мама пошла в магазин, чтобы...Мы пришли туда, где…»). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. Все предыдущие части занятия способствуют отработке умений у детей самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по предложенной теме.
Развитие детей в процессе освоения Программы:
- Свободное общение со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
- Овладение всеми компонентами устной речи: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
- Практическое овладение нормами речи;
- Воспитание интереса и любви к художественной литературе;
- Желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Формой организации образовательного процесса является групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Работа педагога с детьми осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепления навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Занятия по данной программе проводятся в форме занятия, ограниченного временем (25-30 мин.) во второй половине дня три раза в неделю.
Программа реализует разностороннее развитие детей:
- развитие познавательной активности детей;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
- восприятие художественной литературы, фольклора;
- развитие мелкой моторики обеих рук.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу (35 минут).
Квалификация педагога соответствует профилю программы.
- Цель и задачи программы
Цель данной программы – сформировать связную, грамматически правильную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• пополнять словарный запас ребенка;
• продолжать развивать навыки общения;
• развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
• продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
• продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
• продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
Принципы реализации Программы
- Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
- принцип сочетания различных форм организации деятельности;
- игровой принцип;
- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку;
- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого
- развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
- Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивают на одну тему.
1.4.Планируемые результаты:
• дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
• умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
• используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава детей, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы подведения итогов работы:
- выявление уровня развития речи дошкольников по методике Ушаковой О.С, Струниной Е.М.
- проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
- открытые занятия и мероприятия данной направленности.
1.4.Содержание программы
Структура занятий:
1. Введение в тему занятия (чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций, беседа)
2. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
3. Речевые дидактические игры
4. Работа на закрепление изученного (беседа по вопросам, рисование, раскрашивание, лепка, словотворчество и т. д.)
Занятие делиться на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно-дидактического материала проводиться работа над словарем, грамматическим строем речи. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, ведения диалогов и монологической речи.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки, делают зарисовки (или раскрашивают) по содержанию сказки, рассказа.
3. «Ознакомление с художественной литературой» - дети знакомятся с литературными произведениями.
4. «Ознакомление с окружающим миром» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание дидактических игр и упражнений и послужит для составления самостоятельных высказываний.
Учебный план
№ | Наименование разделов | кол-во часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1 модуль | ||||
1.1 | Вводные занятия | 2 | ||
1.2. | Игры и игровые упражнения с бегом | 6 | ||
1.3. | Игры и игровые упражнения с прыжками | 6 | ||
1.4. | Игры и игровые упражнения на метание | 2 | ||
1.5. | Игры и игровые упражнения на равновесие | 2 | ||
1.6. | Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве | 4 | ||
1.7. | Игровые упражнения в ползании и лазанье | 2 | ||
1.8. | Игры-эстафеты | 2 | ||
1.9. | «Зимние-забавы» | 2 | ||
1.10. | Игры, направленные на психокоррекцию поведения дошкольников | 3 | ||
1.11. | Совместная деятельность (праздники) | 2 | ||
Итого за 1 модуль | 5 | 28 | ||
2 модуль |
|
|
| |
2.1. | Вводные занятия | 4 | ||
2.2. | Игры и игровые упражнения с бегом | 4 | ||
2.3. | Игры и игровые упражнения с прыжками | 4 | ||
2.4. | Игры и игровые упражнения на метание | 4 | ||
2.5. | Игры и игровые упражнения на равновесие | 4 | ||
2.6. | Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве | 5 | ||
2.7. | Игровые упражнения в ползании и лазанье | 3 | ||
2.8. | Игры-эстафеты | 3 | ||
2.9 | «Зимние-забавы» | 2 | ||
2.10 | Игры, направленные на психокоррекцию поведения дошкольников | 4 | ||
2.11. | Совместная деятельность (праздники) | |||
Итого за 1 модуль | 8 | 29 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге, на льду, на реке, на морозе.
Игры и игровые упражнения с бегом
Игры с бегом дети усваивают быстрее, чем ходьбу. Возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.
«Бег с препятствиями», «Попробуй, догони», «Гуси—лебеди», «Морская фигура», «Весёлые ребята», «Перемена местами», «Коршун и наседка», «Поймай дракона за хвост», «Мышеловка», «Караси и щука», «Кошка и мышка».
Игры и игровые упражнения с прыжками
Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
«Прыжки с мячом», «Прыжки по кочкам», «Точно в круг», «Цапля», «Скачи за мной», «Поймай лягушку», «Зайцы и волк», «Пастух и стадо», «Не оставайся на полу», «Удочка».
Игры и игровые упражнения на метание
Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови-бросай», «Сбей кеглю», .
Игры и игровые упражнения на равновесие
Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком».
Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих, сообразительности и широкой ориентировки в пространстве
«Найди, где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».
Игровые упражнения в ползании и лазанье
Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины.
«Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».
Игры-эстафеты
«Выше. Быстрее. Сильнее», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Команда быстроногих», «В поисках сокровищ» (эстафета с элементами квеста)
«Зимние-забавы»
«Бой медвежат», строительные игры из снега, эстафета на санках, лыжные гонки.
Игры, направленные на психокоррекцию поведения дошкольников
Совместная деятельность
Праздники, концерты, спортивные досуги и соревнования, участие в квестах и т.д.
2. Условия реализации программы:
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- Личностное общение педагога с ребенком.
- Наличие специально оборудованного зала.
- Правильное покрытие пола – ковровое покрытие.
- Наличие обязательной одежды и обуви для занятия.
- Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).
- Атрибуты, наглядные пособия.
- Предварительное проветривание зала и проведение влажной уборки.
- Расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.
3. Методические материалы
Методы обучения 1)По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический; 2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; 3) По характеру активизации: игровой Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); |
− формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, конференция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, пленер, праздник, практическое занятие, фестиваль, экскурсия, ярмарка. |
− педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология дифференцированного обучения, технология игровой деятельности, информационно-коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, портфолио, проектный метод. |
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию
физических качеств детей дошкольного возраста «Веселые игры»
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности |
I модуль | 33 | |||||
1. | 08.09.2021 | |||||
2. | 09.09.2021 | |||||
14.09.2021 | ||||||
15.09.2021 | ||||||
16.09.2021 | ||||||
21.09.2021 | ||||||
22.09.2021 | ||||||
23.09.2021 | ||||||
28.09.2021 | ||||||
29.09.2021 | ||||||
30.09.2021 | ||||||
05.10.2021 | ||||||
06.10.2021 | ||||||
07.09.2021 | ||||||
13.10.2021 | ||||||
13.10.2021 | ||||||
14.10.2021 | ||||||
19.10.2021 | ||||||
20.10.2021 | ||||||
21.10.2021 | ||||||
26.10.2021 | ||||||
27.10.2021 | ||||||
28.10.2021 | ||||||
02.11.2021 | ||||||
03.11.2021 | ||||||
09.11.2021 | ||||||
10.11.2021 | ||||||
11.11.2021 | ||||||
16.11.2021 | ||||||
17.11.2021 | ||||||
18.11.2021 | ||||||
23.11.2021 | ||||||
24.11.2021 | ||||||
25.11.2021 | ||||||
30.11.2021 | ||||||
01.12.2021 | ||||||
02.12.2021 | ||||||
07.12.2021 | ||||||
08.12.2021 | ||||||
09.12.2021 | ||||||
14.12.2021 | ||||||
15.12.2021 | ||||||
16.12.2021 | ||||||
21.12.2021 | ||||||
22.12.2021 | ||||||
23.12.2021 | ||||||
28.12.2021 | ||||||
29.12.2021 | ||||||
30.12.2021 | ||||||
11.01.2022 | ||||||
12.01.2022 | ||||||
13.01.2022 | ||||||
18.01.2022 | ||||||
19.01.2022 | ||||||
20.01.2022 | ||||||
25.01.2022 | ||||||
26.01.2022 | ||||||
27.01.2022 | ||||||
01.02.2022 | ||||||
02.02.2022 | ||||||
03.02.2022 | ||||||
08.02.2022 | ||||||
09.02.2022 | ||||||
10.02.2022 | ||||||
15.02.2022 | ||||||
16.02.2022 | ||||||
17.02.2022 | ||||||
22.02.2022 | ||||||
24.02.2022 | ||||||
01.03.2022 | ||||||
02.03.2022 | ||||||
03.03.2022 | ||||||
09.03.2022 | ||||||
10.03.2022 | ||||||
15.03.2022 | ||||||
16.03.2022 | ||||||
17.03.2022 | ||||||
22.03.2022 | ||||||
23.03.2022 | ||||||
24.03.2022 | ||||||
29.03.2022 | ||||||
30.03.2022 | ||||||
31.03.2022 | ||||||
05.04.2022 | ||||||
06.04.2022 | ||||||
07.04.2022 | ||||||
12.04.2022 | ||||||
13.04.2022 | ||||||
14.04.2022 | ||||||
19.04.2022 | ||||||
20.04.2022 | ||||||
21.04.2022 | ||||||
26.04.2022 | ||||||
27.04.2022 | ||||||
28.04.2022 | ||||||
03.05.2022 | ||||||
04.05.2022 | ||||||
05.05.2022 | ||||||
10.09.2022 | ||||||
11.05.2022 | ||||||
12.05.2022 | ||||||
17.05.2022 | ||||||
18.05.2022 | ||||||
19.05.2022 | ||||||
24.05.2022 | ||||||
25.05.2022 | ||||||
26.05.2022 | ||||||
31.05.2022 | ||||||
Всего | 70 часов |
Литература
Приложение 1
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана неполнота фор-
мулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.
Речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни Словарь
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4) составлять предложения разных типов.
Фонетика
1) Правильно произносить звуки родного языка;
2) находить слова, сходные и различные по звучанию;
3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I серия заданий (словарь и грамматика). Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Скажи, что такое кукла!
1), Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);
2) называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
3) не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2. Какая на кукле одежда?
1) Ребенок называет более четырех слов.
2) называет более двух вещей.
3) показывает, не называя.
3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
1) Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
2) дает только глаголы — побегай, помаши.
3) дает неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
1) Ребенок называет слово посуда.
2) перечисляет отдельные предметы посуды.
3) называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь?
1) Ребенок называет более четырех предметов.
2) называет два предмета.
3) называет один предмет.
6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!
1) Правильно отвечает на все вопросы.
2) ответил на три вопроса.
3) выполнил только одно задание.
7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
1) называет по цвету (или форме и величине).
2) перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта
— высокая).
3) называет одно отличие.
8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?
1) Выполняет все задания.
2) выполняет два задания.
3) выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).
1) Правильно подобрал все слова.
2) выполнил два задания.
3) выполнил одно задание.
10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
1) Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
2) называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
3) показывает ручку у чашки. Мяч.
11. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»
1) Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый).
2) называет какой-то признак.
3) повторяет слово мяч.
12. Что значит бросать, ловить!
1) Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал.
2) показывает движение и нацеливает, говорит — бросил.
3) только показывает движение (без слов).
13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?
1) Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют.
2) называет только различия по цвету.
3) говорит одно слово.
14. Какие игрушки ты знаешь?
1) Ребенок называет более четырех игрушек.
2) называет более двух.
3) говорит одно слово.
Картина «Собака со щенятами».
15. Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
1) Ребенок обобщает: Собака — это животное; собака лает. Она пушистая;
2) называет: Это собака, она черная.
3) повторяет за взрослым одно слово.
16. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ... (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши ... (тихо).
1) Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.
2) называет детеныша словом собачонок.
3) говорит одно слово.
17. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней).
1) Ребенок называет 3—4 действия.
2) называет два действия.
3) говорит одно слово.
18. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки:
«Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый — это щенок или собака?»
1) Ребенок отвечает на все вопросы.
2) выполняет только одно задание.
3) называет одно-два слова. II серия заданий (звуковая культура речи).
1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
1) Ребенок произносит все звуки.
2) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие.
3) не произносит ни сонорные, ни шипящие.
2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
1) Ребенок произносит текст отчетливо.
2) нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
3) имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
3. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
1) Ребенок произносит все звуки и осознает это.
2) не произносит некоторые звуки, но осознает это.
3) не произносит и не осознает. III серия заданий (развитие связной речи). Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла. >
1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
2) рассказывает по вопросам педагога.
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
2) перечисляет признаки (красный, резиновый).
3) называет отдельные слова.
3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1) Ребенок составляет описание (рассказ).
2) перечисляет качества и действия.
3) называет 2—3 слова.
4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1) Составляет рассказ самостоятельно.
2) рассказывает с помощью взрослого.
3) отвечает на вопросы односложно.
5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно.
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
3) говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Словарь
Выявляются умения:
-активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
-строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
- в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
серия заданий (словарь и грамматика).
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
- Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».
- Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
- Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Правильно называет слова в повелительном наклонении;
- подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».
- Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
- называет правильно только одну форму;
- не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок
— жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
- Ребенок называет все слова правильно;
- называет два-три слова;
- говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
- правильно исправляет два предложения;
- повторяет предложения без изменения.
серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
- Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
- называет более двух слов;
- называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
- Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
- недостаточно четко произносит;
- не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
- Ребенок передает заданные интонации;
- передает только вопросительную интонацию;
- повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
- Ребенок ритмично заканчивает фразу;
- отвечает, нарушая ритм;
- говорит одно слово.
серия заданий (связная речь)
7. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
- Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
- рассказывает, опуская начало (или конец);
- перечисляет отдельные качества.
8. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
- Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
- рассказывает с помощью взрослого;
- перечисляет нарисованное на картинках.
9. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
- составляет рассказ с помощью взрослого;
- не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...