Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_gramoteyka.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к дополнительной образовательной программе «Грамотейка»
(подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет)
Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей трёх-четырех лет. В этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.
Исходя из этого, предлагаемая программа по подготовке к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе).
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Занятия по программе «Подготовка к обучению грамоте детей 3 – 4 и 4 – 5 лет» помогут предотвратить эти трудности. Кроме того, сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой детей. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков, усложняет работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде. Учитывая заинтересованность родителей в профилактике нарушений звукопроизношения, в качестве образования детей возникла необходимость создания дополнительной образовательной программы.
Цель дополнительной образовательной программы - выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.
Задачи дополнительной образовательной программы:
3 – 4 года
Развитие у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.
4 – 5 лет
Развитие фонематической стороны (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.
Особенностью программы является использование элементов различных логопедических и образовательных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Срок реализации: программа рассчитана на два года обучения
Система работы
Дети от 3 до 4 лет.
За основу построения программы взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия. Детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи, учат вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков (знаки). Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком, однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается. Термины, характеризующие звук (гласные) не используются. Проводится работа и по развитию мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.
Дети от 4 до 5 лет.
В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму
В процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, так как дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи. Дошкольники "погружаются" в звуковую действительность языка: учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).
Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются зрительные символы звуков (знаки), заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ. Продолжается работа по формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 3 – 4 лет
№ | Тема | Часы |
1. | Знакомство с многообразием слов | 2 часа |
2. | Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие) | 2 часа |
3. | Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо | 3 часа |
4. | Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги | 2 часа |
5. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата | 2 часа |
6. | Знакомство с неречевыми звуками | 3 часа |
7. | Знакомство с речевыми звуками | 3 часа |
8. | Звук «А» | 2 часа |
9. | Звук «У» | 2 часа |
10. | Звук «А», «У» | 3 часа |
11. | Звук «И» | 2 часа |
12. | Звуки «А», «У», «И» | 3 часа |
13. | Звук «О» | 2 часа |
14. | Звук «О», «У». Дифференциация | 3 часа |
15. | Звуки «А», «У», «И», «О». Дифференциация | 4 часа |
16. | Звук «Э» | 2 часа |
17. | Звук «И», «Э». Дифференциация | 3 часа |
18. | Звуки «А», «У», «И», «О», «Э». Дифференциация | 4 часа |
19. | Звук «Ы» | 2 часа |
20. | Звуки «Ы», «И». Дифференциация | 3 часа |
21. | Чтение по изученным символам звуков | 5 часов |
Итого | 57 часов |
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 4 – 5 лет
№ | Тема | Часы |
1. | Закрепление знаний о многообразии слов | 1 час |
2. | Сравнение слов по звучанию, закрепление знаний о протяжённости слов (длинные и короткие) | 1 час |
3. | Закрепление знаний о многообразии слов, звучанием их звонко, громко, тихо | 1 час |
4. | Закрепление знаний о многообразии слов, деление их на слоги | 2 часа |
5. | Закрепление знаний об органах артикуляционного аппарата | 1 час |
6. | Закрепление знаний о неречевых звуках | 1 час |
7. | Закрепление знаний о речевых звуках | 1 час |
8. | Звук «А» | 1 час |
9. | Звук «У» | 1 час |
10. | Звук «А», «У» | 1 час |
11. | Звук «И» | 1 час |
12. | Звуки «А», «У», «И». Дифференциация | 2 часа |
14. | Звук «О» | 1 час |
15. | Звук «О», «У». Дифференциация | 1 час |
16. | Звуки «А», «У», «И», «О» | 2 часа |
17. | Звук «Э» | 1 час |
18. | Звук «И», «Э». Дифференциация | 1 час |
19. | Звуки «А», «У», «И», «О», «Э» | 2 час |
20. | Звук «Ы» | 1 час |
21. | Звуки «Ы», «И». Дифференциация | 1 час |
22. | Звук «М» | 1 час |
23. | Звук «Мь» | 1 час |
24. | Звуки «М – Мь» | 2 часа |
25. | Звук «П» | 1 час |
26. | Звук «Пь» | 1 час |
27. | Звуки «П – Пь» | 2 часа |
28. | Звук «Т» | 1 час |
29. | Звук «Ть» | 1 час |
30. | Звуки «Т – Ть» | 2 часа |
31. | Звук «К» | 1 час |
32. | Звук «Кь» | 1 час |
33. | Звуки «К – Кь» | 2 часа |
34. | Звук «Н» | 1 час |
35. | Звук «Нь» | 1 час |
36. | Звуки «Н – Нь» | 2 часа |
37. | Звук «Ф» | 1 час |
38. | Звук «Фь» | 1 час |
39. | Звуки «Ф – Фь» | 2 часа |
40. | Звук «В» | 1 час |
41. | Звук «Вь» | 1 час |
42. | Звуки «В – Вь» | 2 часа |
43. | Звук «Б» | 1 час |
44. | Звук «Бь» | 1 час |
45. | Звуки «Б – Бь» | 2 часа |
46. | Звук «Г» | 1 час |
47. | Звук «Гь» | 1 час |
48. | Звуки «Г – Гь» | 2 часа |
Итого | 66 часов |
Организация занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотенное Сан Пин – для детей 3 – 4 лет – 15 мин., для детей 4 – 5 лет – 20 мин.
Предполагаемый результат
К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания.
Наглядно-методическое сопровождение
1. Развитие звуковой культуры речи y детей 3- 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий (издание 2-e, доп. и переработанное. Е.В. Колесникова. Ювента, 2002
2. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Е.В. Колесникова. Ювента, 2007
3. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н..ООО Издательство «Скрипторий», 2003.
4. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н..ООО Издательство «Скрипторий», 2003.
5. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. Е.В. Кириллова. ООО «ТЦ Сфера», 2010
6. Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет. М.Д. Маханева. ООО «ТЦ Сфера», 2007
7. Звуки и знаки. Гласные. Т.А. Ткаченко. «Юнвес», 2002
8. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. Т.А. Ткаченко. «Юнвес», 2002
9. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Т.А. Ткаченко. Гном и Д 2000
10. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь. Т.А. Ткаченко. Книголюб 2008
11. Формирование звукового анализа. Т.А. Ткаченко. Гном и Д., 2005
12. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Т.А. Ткаченко. Книголюб, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель программы: формирование ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
ПРОГРАММА дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет "Буковка"
Программа допол...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа....
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению грамоте "Букваренок"
Дополнительные образовательные услуги...
"Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образовательной программы по обучению грамоте детей 5-7 лет"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» «Отчёт учителя-логопеда по разделам дополнительной образо...