рабочая программа дополнительного образования "Грамотейка"
рабочая программа по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
ДИРЕКТОР ГБОУ Школа №879
МАЛЬЦЕВА О.Ф.
________________________________
«____» ________________ 20____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРАМОТЕЙ-КА»
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 4 – 6 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2 ГОДА
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНДАКОВА Е.Н.
ПРОГРАММА ПРИНЯТА
НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ПРОТОКОЛ № _________________
«_______» _________________________ 20___________
МОСКВА 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные тенденции развития образования требуют, чтобы дети, поступая в первый класс, умели уже читать и писать. Встает вопрос, как же этому обучить ребенка? Существует множество методик обучения грамоте ребенка дошкольного возраста. Но прежде, чем приступать к обучению грамоте, нужно понять готов ли ребенок к усвоению этого материала.
Адаптированная программа « Обучение грамоте дошкольников» разработана для работы с детьми дошкольного возраста, базируется на основных положениях об обучении детей Л.С Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Взяты за основу авторские программы по обучению грамоте детей дошкольного возраста Е.В. Колесниковой, Р.Н. Бунеева; методы и приемы работы с детьми, имеющими нарушения речи Г.А. Каше, Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Т.А. Ткаченко, Е. М. Косиновой.
Программа предусматривает звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.
Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса обучения. Предлагаемый материал в программе соответствует возрастным возможностям ребенка, используются игровые задания и упражнения со звуками, словами, предложениями, создаются проблемные ситуации для детей.
Подготовка детей по данной программе – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и профилактика нарушений чтения и письма.
Структура каждого занятия предполагает работу над развитием интонации, выразительностью речи, развитием навыков звукового анализа и синтеза, работой над лексико-грамматическим строем речи, умением строить связные речевые высказывания. Уделяется внимание развитию мышления, памяти, внимания и мелкой моторики рук.
Программа рассчитана на обучение детей 4 – 6 лет (средняя, старшая группы), состоит из двух блоков: «В мире звуков», «Веселая азбука». Срок обучения составляет 2 года.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Вид учебной группы – постоянный состав без требований к умениям и навыкам.
Форма занятий – групповые занятия с использованием индивидуального подхода к ребенку.
Режим занятий:
Занятия проводятся по подгруппам во второй половине дня, в подгруппе не более 15 детей.
Продолжительность занятий в средней группе 20 минут,
в старшей группе 25 минут
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
открытые занятия для родителей, игровые занятия на обобщение изученного материала.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Подготовка дошкольников к обучению в школе, профилактика
нарушений устной и письменной речи.
ЗАДАЧИ
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слова.
- Развитие навыков лексико- синтаксического анализа.
4. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
5. Развитие интереса и способностей детей к чтению и письму.
6. Развитие оптико-пространственных представлений.
7. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение, в котором проводят занятия, должно быть большим, хорошо освещенным, оснащенным столами и стульями по росту детей.
Для занятий необходимо иметь:
доска, лента букв
касса букв демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка
схемы для составления предложений демонстрационные и индивидуальные
схемы для проведения звукового анализа демонстрационные и индивидуальные
цветные карандаши
тетрадь в крупную клетку
счетные палочки для каждого ребенка
картинный материал на каждый звук и букву
дидактические игры: предлоги, слоговое домино, составь слово, прочитай по первым буквам и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 блок – «В МИРЕ ЗВУКОВ»
Программа предназначена для занятий с детьми 4-5 лет (средняя группа).
Основная цель программы – развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,
совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
2. Познакомить детей с понятиями звук, гласный звук, согласный звук (твердые и мягкие/
звонкие и глухие согласные). Познакомить с их условным обозначением (красный, синий,
зеленый квадраты).
3. Развитие навыков звукового анализа слова. Учить определять позицию звука в слове
относительно начала, середины и конца слова; учить подбирать слова с заданным звуком.
4. Учить практическими методами определять длину слова, делить слова на слоги.
5. Познакомить детей с понятием слово, слово- предмет, слово-действие и их условными
обозначениями, предложение. Учить составлять предложения по схеме.
6. Развитие навыков лексико- синтаксического анализа: определение первого слова в
предложении; определение последовательности слов в предложении; определение количества
слов в предложении.
7. Развитие оптико-пространственных представлений: уточнение представлений ребенка о схеме
собственного тела, умение ориентироваться в пространстве помещения, умение
ориентироваться в пространстве с разворотом на 90 и 180 градусов,
умение ориентироваться на плоскости верх –низ, право-лево, нижний правый угол, правый
верхний угол и т.д., ориентировка на листах в разлиновку (тетрадные листы), точное значение
предлогов.
8. Развитие мелкой моторики рук.
9. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания.
Планируемые результаты:
- различать гласные и согласные звуки, знать их условное обозначение;
- дифференцировать согласные звуки по мягкости-твердости;
- уметь проводить звуковой анализ и составлять звуковую схему слова;
- уметь определять позицию звука в слове относительно начала, середины и конца слова;
- уметь подбирать слова с заданным звуком;
- уметь практическими методами определять длину слова, делить слова на слоги;
- составлять предложение по заданной схеме.
Учебно - тематическое планирование 1 блока (средняя группа)
тема | количество часов |
Обобщающие занятия | 2 ч |
Гласные звуки | 7 ч |
Согласные звуки | 15 ч |
Звуковой анализ слогов | 4 ч |
Звуковой анализ слов | 10 ч |
Слово | 3 ч |
Деление слов на слоги | 7 ч |
Предложение | 4 ч |
Предлоги | 5 ч |
Развитие мелкой моторики рук | 24 ч |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата | 24 ч |
Всего занятий | 24 ч |
Календарно-тематическое планирование курса «В мире звуков»
№ зан. | кол-во часов | тема | цель |
1 | 1 | Звуки окружающего мира. «Детский сад. Игрушки» | Привлечь внимание детей к окружающим нас звукам. Познакомить с понятиями неречевые и речевые звуки; развивать фонематический слух, развивать речевое внимание. Расширяем и активизируем словарный запас детей (одеваться, умываться, петь, танцевать, игровой) и др.; уточняем значение предлога «между»; совершенствуем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых игр. |
2 | 1 | Гласные звуки. Звук А. «Моя семья» | Познакомить с понятием «гласный звук» и его обозначением (красный квадрат), уточнить артикуляцию звука А, развивать фонематические слух и восприятие. Расширяем и систематизируем словарный запас (родители, сестра, брат, сын, старший, младший и др.); учим детей понимать предложно-падежные конструкции типа «Кто Таня для Вани?» «Кто Ваня для Тани?», «Кем приходится Таня бабушке?» и т.п.; учим отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения. |
3 | 1 | Звук У. «Осень» | Уточнить артикуляцию звука У, формировать навык звукового анализа слов, формировать умение определять позицию звука (в начале слова). Систематизируем представления о временах года, признаками осени, названиями осенних месяцев; расширяем словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, хмурится, накрапывает, задувает); за счет качественных прилагательных (оранжевый, коричневый, разноцветный, грустный) и притяжательных прилагательных (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый) и др.; развиваем моторную память, слуховое и зрительное внимание, память. |
4 | 1 | Звуки А – У. «Огород: овощи» | Учить детей дифференцировать звуки А-У, отбирать картинки на заданный звук, произносить звуки по символам, учить владеть своим голосом, развивать слуховое и зрительное внимание. Расширяем и активизируем словарный запас детей (урожай, огород, гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький); учим детей согласовывать имена существительные с числительными; уточняем и закрепляем употребление предлогов «в» — «из» и «на» — «с»; развиваем зрительное внимание — умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных один на другой контуров овощей; |
5 | 1 | Звук О. «Сад: фрукты» | Уточнить артикуляцию звука О. Формировать навык звукового анализа слов, формировать умение определять позицию звука (1-й звук в слове, звук в начале слова). Расширяем и активизируем словарь детей (сад, долька, косточка, шкурка, румяный, лакомый, бархатный, пушистый, золотистый, кислый, спелый, контрастный, созрел, поспел); учим образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учим строить предложения с однородными членами; развиваем зрительное внимание и конструктивные навыки — умение складывать разрезную картинку из четырех частей, узнавать фрукты по части их изображения. |
6 | 1 | Звук И. «Дары леса: ягоды и грибы» | Уточнить артикуляцию звука И. Формировать навык звукового анализа слов, формировать умение определять позицию звука в цепочке гласных звуков. Расширяем и активизируем словарь детей (серый, рыжий, коричневый, изящный, масляный, ядовитый, съедобный — несъедобный, высокий — низкий, толстый — тонкий); учим образовывать прилагательные от существительных (лес — лесной, черника — черничный, малина — малиновый и т.п.); учим согласовывать имена прилагательные с существительными; уточняем значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около»; совершенствуем общую (на логоритмическом материале) и мелкую моторику на материале пальчиковой игры. |
7 | 1 | Звук Ы. «Одежда» | Уточнить артикуляцию звука Ы. Формировать навык звукового анализа слов, формировать умение определять позицию звука в цепочке гласных звуков. Расширяем и активизируем словарь (верхний, нижний, средний, аккуратный, слева, справа, наверху, внизу); уточняем значение глаголов (положить, повесить, поставить); учим образовывать форму родительного падежа множественного числа от имен существительных (в том числе сложные формы: «много пальто», «много носков» и «много туфель»);уточняем значение предлогов: «в», «на», «под», «из», «с» и «из-под»; даем образец построения сложносочиненного предложения с союзом «а»; совершенствуем общую, ручную и мелкую моторику. |
8 | 1 | Звук Э. «Мебель» | Уточнить артикуляцию звука Э. Учить выделять звук в цепочке гласных звуков. Формировать навык звукового анализа слов, формировать умение определять позицию звука. Расширяем и активизируем словарный запас (письменный, платьевой, кухонный, журнальный, квадратный, круглый, прямоугольный, складывать, хранить, вешать); учим образовывать множественное число имен существительных, а также образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учим образовывать относительные прилагательные (кожаный, деревянный, стеклянный и др.); учим ориентироваться в пространстве (между, около, у, за, слева, справа, посередине, напротив, рядом). |
9 | 1 | Гласные звуки. | Закрепить понятие «гласный звук». Учить детей подбирать слова и картинки на заданный звук, учить находить позицию заданного звука в ряду гласных звуков. |
10 | 1 | Согласные звуки. Звук П. «Посуда» | Познакомить с понятием «согласный звук» и его обозначением (синий квадрат). Уточнить артикуляцию звука П. Формировать умение определять позицию звука в слове (в начале слова). Формировать умение проводить анализ обратных слогов. Упражнять в подборе слов на звук. Расширяем и активизируем словарный запас (чаепитие, сахарница, солонка, молочник, кофейник, конфетница, салатница, кухонный, столовый, чайный, мелкая и глубокая); учим образовывать множественное число имен существительных (кастрюля, чайник, сковороды), употреблять в речи глаголы будущего и прошедшего времени; закрепляем в словаре предлоги «в», «на» и «с»; развиваем физиологическое и речевое дыхание, артикуляционную моторику. |
11 | 1 | Звуки П – Пь. «Зима» | Уточнить артикуляцию звука Пь. Познакомить с понятием «мягкий согласный звук» и его обозначением (зеленый квадрат). Дифференцировать звуки П – Пь. Формировать умение определять позицию звука в слове (в начале слова). Формировать умение проводить анализ обратных слогов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Систематизируем представления о временах года; признаках зимы, названиями зимних месяцев; расширяем и активизируем словарь детей (лед, вьюга, метель, снегопад, гололед, белый, пушистый, холодный и др.); учим образовывать форму множественного числа имен существительных (дом, крыша, забор, ель, дерево, пень и других в именительном и предложном падежах); учим согласовывать имя прилагательное «зимний» с существительными в роде; развиваем физиологическое и речевое дыхание. |
12 | 1 | Звуки Т - Ть. «Новогодний праздник» | Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать звуки Т – Ть. Формировать умение определять позицию звука в слове (в начале слова). Формировать умение проводить анализ обратных слогов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь детей (снегурочка, сосулька, звездочка, хлопушка, яркий, блестящий, серебристый, золотистый, переливающийся, хрупкий, елочные (игрушки), праздничный); уточняем значение глаголов (украшать, вешать), а также наречий (вверху, внизу, посередине, высоко, низко, налево, направо); учим образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, употреблять в речи имена существительные в родительном и винительном падежах; использовать в речи предлоги «на», «под» и «между»; развиваем артикуляционную моторику. |
13 | 1 | Звуки К - Кь. «Зимние забавы детей» | Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать звуки К – Кь. Формировать умение определять позицию звука в слове (в конце слова). Формировать умение проводить анализ прямых слогов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь (санки, лыжи, коньки, лыжник, фигурист, каток, рассыпчатый, липкий (снег), снежный, ледяной и др.); учим образовывать форму имен существительных множественного числа родительного падежа (ртов, носов, глаз, санок, метелей, вьюг, сугробов); развиваем физиологическое дыхание; развиваем зрительное внимание — умение находить различия на двух похожих картинках. |
14 | 1 | Звуки П –Т –К «Домашние животные и их детеныши» | Дифференцировать звуки П –Т –К. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов (кот). Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь детей за счет имен существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имен прилагательных (пестрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызет, жует, лакает и др.); употребление антонимов (длинный — короткий); учим образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развиваем фонематический слух — различать близкие пары звукоподражаний, отличающиеся друг от друга одним звуком (на — но). |
15 | 1 | Звуки М - Мь. «Домашние птицы и их птенцы» | Уточнить артикуляцию звуков, дифференцировать звуки М – Мь. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ прямых и обратных слогов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь детей (перо, пух, шерсть, клевать, созывать, щипать); уточняем значения антонимов (белый — черный, гладкий — пушистый, легкий— тяжелый, далеко — близко); учим образовывать глаголы от звукоподражаний (кря-кря — крякает, ку-ка-ре-ку— кукарекает, куд-куда—кудахчет, га-га—гогочет, бал-бал — балабочет); учим образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; активизируем в речи предлоги «в», «на», «по», «из», «у»; развиваем физиологическое дыхание. |
16 | 1 | Звуки Г – Гь. «Дикие животные» | Уточнить артикуляцию звуков, дифференцировать звуки Г–Гь. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов (ток, кит, ком). Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь (повадки, дупло, гнезде берлога, логово, нора, колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный, прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.); формируем умение менять силу голоса, говорить шепотом; учим употреблять в речи имена существительные в винительном падеже, образовывать множественное число существительных; активизируем употребление в речи предлогов (в — из, за—из-за, под—из-под); учим сочетать речь с движением. |
17 | 1 | Звуки Г - К. «Наш город» | Дифференцировать звуки Г - К. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь детей (страна, город, столица, герб, щит, маяк, гимн, символ, экскурсия, архитектор, реставратор);учим образовывать множественное число имен существительных. |
18 | 1 | Звуки Х - Хь. «Городской транспорт» | Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать звуки Х –Хь. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь детей (кабина, кузов, колеса, руль, двери, окна, фары, салон, легковой, грузовой, пассажирский; наземный, подземный и др.); закрепляем употребление в речи имен существительных в родительном падеже с предлогом «без»; учим согласовывать имена существительные с числительными; развиваем фонематический слух — различать близкие пары звукоподражаний, отличающиеся друг от друга одним звуком (тук-тук — так-так); |
19 | 1 | Звуки Н – Нь. «Папин праздник. Мужские профессии» | Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать звуки Н - Нь. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь детей (Родина, Отечество, защитник, солдат, моряк, танкист, летчик, высоко — низко, далеко — близко, глубоко — мелко, быстро — медленно, тихо — громко); учим изменять по падежам слово «Россия», образовывать форму множественного числа имен существительных (корабль, самолет, танк, солдат, моряк, летчик, танкист); учим ориентироваться в пространстве — определять расположение предметов относительно друг друга, употребляя наречия «верху», «внизу» и «посередине». |
20 | 1 | Звуки Б – Бь. «Мамин праздник. Женские профессии» | Уточнить артикуляцию звуков. Дифференцировать звуки Б - Бь. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Закрепляем в словаре имена прилагательные (весенний, ласковый, нежный, заботливый); учим изменять по падежам слово «мама»; учим отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ о своей маме. |
21 | 1 | Звуки Б - П. «Зоопарк» | Дифференцировать звуки Б - П. Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, конец слова). Формировать умение проводить анализ односложных слов. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Расширяем и активизируем словарь (жираф, слон, верблюд, зебра, черепаха, лев, тигр, леопард, пятнистый, полосатый, опасный, страшный, безопасный, хищный, приятный, колючий и др.); активизируем употребление в речи антонимов (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий, мягкий — твердый); учим образовывать слова — названия детенышей животных (слон — слоненок, жираф — жирафенок и т. п.). |
22 | 1 | Звуки Д – Дь. «Рыбки в аквариуме» | Уточнить артикуляцию звуков, дифференцировать звуки Д – Дь. Формировать умение определять позицию звука в слове. Формировать умение проводить анализ односложных и двусложных слов (дом, вода). Обучать подбору слов к звуковым моделям и подбору моделей к словам. Расширяем и активизируем словарь детей (рыбка, малек, улитка, водоросли, аквариум, плавник, чешуя, водный, пугливый, блестящий, скользкий и др. ); активизируем употребление в речи глаголов (растет, плавает, ползает, ухаживать); наречий-антонимов (высоко — низко, глубоко — мелко, холодно — жарко); закрепляем в речи употребление имен существительных в родительном падеже; закрепляем в речи употребление предлогов (к, в, из); развиваем слуховое и зрительное внимание. |
23 | 1 | Звуки Д - Т. «Комнатные растения» | Дифференцировать звуки Т - Д. Формировать умение определять позицию звука в слове. Формировать умение проводить анализ односложных и двусложных слов. Обучать подбору слов к звуковым моделям и подбору моделей к словам. Расширяем и активизируем словарь детей (растение, подоконник, корень, стебель, листья, бутоны, цветы, комнатный, яркий, ароматный, пахучий, цветущий, гладкий, бархатный, мохнатый, сажать, поливать, ухаживать, расцветать, цвести, пахнуть, вянуть); активизируем употребление в речи антонимов: (большой — маленький, высокий— низкий, длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий — узкий, яркий — бледный, светлый — темный); учим образовывать имена существительные единственного и множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развиваем слуховое внимание; развиваем пальчиковую моторику. |
24 | 1 | Итоговое занятие. «Звуки разные бывают» | Занятие – игра по пройденному материалу. |
2 блок – «Веселая азбука»
Программа предназначена для занятий с детьми 5 - 6 лет (старшая группа).
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Основная цель программы – формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи:
- Познакомить детей с буквами русского алфавита.
- Научить правильно соотносить звуки с буквами, установить прочную связь звук - буква.
- Формировать умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов, составлять звуковую схему слов.
- Формировать навыки послогового чтения слов и небольших предложений.
- Формировать навыки аналитического письма.
- Развитие навыков лексико- синтаксического анализа: определение первого слова в
предложении; определение последовательности слов в предложении; определение количества слов в предложении. - Развитие оптико-пространственных представлений: уточнение представлений ребенка о схеме собственного тела, умение ориентироваться в пространстве помещения, умение
ориентироваться в пространстве с разворотом на 90 и 180 градусов, умение ориентироваться на плоскости верх –низ, право-лево, нижний правый угол, правый
верхний угол и т.д., ориентировка на листах в разлиновку (тетрадные листы), точное значение предлогов. - Развитие мелкой моторики рук.
Планируемые результаты:
- правильно соотносить звуки с буквами;
- уметь проводить звукобуквенный анализ и синтез слов, составлять звуковую схему слов;
- уметь читать слова и небольшие предложения по слогам;
- уметь записывать слова и небольшие предложения;
- уметь проводить лексико- синтаксического анализ: определять первое слово в
предложении; определять последовательность слов в предложении; определять количество
слов в предложении;
- уметь ориентироваться на плоскости верх –низ, право-лево, нижний правый угол, правый
верхний угол и т.д., ориентироваться на листах в разлиновку (тетрадные листы).
Учебно - тематическое планирование 2 блок (старшая группа)
тема | количество часов |
Буквы, обозначающие гласные звуки | 6 ч |
Буквы, обозначающие согласные звуки | 17 ч |
Звуко-буквенный анализ и синтез слогов, слов | 18 ч |
Слоги | 15 ч |
Слово | 10 ч |
Предложение | 10 ч |
Итоговое занятие | 1 ч |
Всего занятий | 24 ч |
Календарно-тематическое планирование курса «Веселая азбука»
№ зан. | кол-во часов | тема занятия | цели занятия |
1 | 1 | Звук и буква А. | Дать детям понятие о гласном звуке и его обозначением (красный квадрат), уточнить произношение звука а, учить детей четко интонировать звук а в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Познакомить с буквой А, учить соотносить звук и букву; обучать составлению сложного предложения с противительным союзом а по схеме, чтению схемы предложения, интонационному чтению. |
2 | 1 | Звук и буква У. | Уточнить произношение звука у, учить детей четко интонировать звук у в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Познакомить с буквой У, учить соотносить звук и букву; обучать звуко-буквенному анализу слов ау, уа, интонационному чтению и письму; познакомить с предлогом у, учить строить предложения по схеме. |
3 | 1 | Звук и буква И. | Уточнить произношение звука и, учить детей четко интонировать звук и, развивать интонационную выразительность речи, учить выделять звук из состава слова, обучать звуковому анализу ряда гласных звуков. Познакомить с буквой И, учить соотносить звук и букву; формировать навык звуко-буквенного анализа слов, обучать интонационному чтению и письму; упражнять в составлении и чтении предложений по схеме с союзом и. |
4 | 1 | Звук и буква О. | Уточнить произношение звука о, научить четкому интонированию звука о; учить выделять звук о из состава слова в ударной позиции, обучать звуковому анализу ряда гласных звуков; упражнять в употреблении несклоняемого существительного пальто, упражнять в употреблении предлога о, в составлении предложения по схеме и составлении схем. Познакомить с буквой О, учить соотносить звук и букву, формировать графические навыки, обучать звуко-буквенному анализу, чтению ряда гласных букв. |
5 | 1 | Звук и буква Ы. | Уточнить произношение звука ы, учить интонировать звук ы; учить выделять звук ы из состава слова, обучать звуковому анализу ряда гласных звуков. Познакомить с буквой Ы, учить соотносить звук и букву, обучать звуко-буквенному анализу, чтению и письму буквенных рядов. |
6 | Звук и буква Э. | Уточнить произношение звука э, учить интонировать звук э; учить выделять звук э из состава слова, обучать звуковому анализу ряда гласных звуков. Познакомить с буквой э, учить соотносить звук и букву, обучать звуко-буквенному анализу, чтению и письму буквенных рядов. | |
7 | 1 | Звуки М-Мь. Буква М. | Уточнить произношение звука м, дать понятие о согласном звуке и его обозначением, дать понятие о мягком и твердом согласных звуках и их обозначением (зеленый и синий квадраты), обучать выделению звуков м, мь из состава слова, учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Дать понятие о слоговом составе слова, дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков, учить составлению слоговых схем, познакомить с анализом и синтезом обратного слога и прямого слога. Познакомить с буквой М, формировать умение читать обратный и прямой слог, обучать звуко-буквенному анализу. |
8 | 1 | Звуки Н –Нь. Буква Н. | Уточнить произношение звуков н, нь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Познакомить детей с буквой Н; обучать звуко-буквенному анализу; чтению слогов и двусложных слов; формировать навык письма букв и слогов с ними; уточнить употребление предлога на; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. |
9 | 1 | Звуки Х - Хь. Буква Х. | Уточнить произношение звуков х, хь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Учить употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа. Познакомить детей с буквой Х; обучать звуко-буквенному анализу; чтению закрытых слогов, односложных и двусложных слов; формировать навык письма букв и слогов с ними. |
10 | 1 | Звуки К - Кь. Буква К. | Уточнить произношение звуков к, кь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; уточнить употребление предлога к; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой К; обучать звуко-буквенному анализу слов; чтению закрытых слогов, односложных и двусложных слов; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов с ними. |
11 | 1 | Звуки Т - Ть. Буква Т. | Уточнить произношение звуков т, ть; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Познакомить детей с буквой Т; обучать звуко-буквенному анализу односложных слов; чтению закрытых слогов, слов; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов с ними. |
12 | 1 | Звуки П - Пь. Буква П. | Уточнить произношение звуков п, пь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Познакомить детей с буквой П; обучать звуко-буквенному анализу; чтению слогов и двусложных слов; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов, двусложных слов; уточнить употребление предлога по; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. |
13 | 1 | Звуки В - Вь. Буква В. | Уточнить произношение звуков в, вь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; уточнить употребление предлога в; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой В; обучать звуко-буквенному анализу слов; чтению закрытых слогов, односложных и двусложных слов; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов с ними. |
14 | 1 | Звуки Г - Гь. Буква Г. | Уточнить произношение звуков г, гь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в составлении «деформированных» предложений из данных, развивать мышление. Познакомить детей с буквой Г; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных, односложных и двусложных слов; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов с ними. |
15 | 1 | Звуки Б - Бь. Буква Б. | Уточнить произношение звуков б, бь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; уточнить употребление предлога без; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой Б; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слов со стечением согласных; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов, слов с ними. |
16 | 1 | Звуки Д - Дь. Буква Д. | Уточнить произношение звуков д, дь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой Д; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слов со стечением согласных; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов, слов с ними. |
17 | 1 | Звуки Ф - Фь. Буква Ф. | Уточнить произношение звуков ф, фь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой Ф; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слов со стечением согласных; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов, слов с ними. |
18 | 1 | Звуки С -Сь. Буква С. | Уточнить произношение звуков с, сь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; уточнить употребление предлогов с, со; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой С; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слов со стечением согласных; обучать чтению текста; формировать навык письма букв и слогов, слов с ними. |
19 | 1 | Звук Й. Буква Й. | Уточнить произношение звука й; учить выделять звук из состава слова. Познакомить с буквой Й; упражнять в звуко-буквенном анализе; упражнять в чтении текста; формировать навык письма буквы й, слогов и предложений. |
20 | 1 | Звуки З - Зь. Буква З. | Уточнить произношение звуков з,зь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости; уточнить употребление предлогов за, из-за; обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения. Познакомить детей с буквой З; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слов со стечением согласных; обучать чтению текста; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; формировать навык письма букв и слогов, слов с ними. |
21 | 1 | Звуки Л - Ль. Буква Л. | Уточнить произношение звуков л, ль; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Познакомить с буквой Л; упражнять в звуко-буквенном анализе; упражнять в чтении текста; формировать навык письма букв л, слогов и предложений с ними; развивать зрительное восприятие. |
22 | 1 | Звук Ш. Буква Ш. | Уточнить произношение звука ш; учить выделять звук из состава слова, Познакомить детей с буквой Ш; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать навык чтения слов со стечением согласных; обучать чтению текста; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; формировать навык письма слов и предложений. |
23 | 1 | Звуки Р - Рь. Буква Р. | Уточнить произношение звуков р,рь; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Познакомить с буквой Р; упражнять в звуко-буквенном анализе; упражнять в чтении текста; формировать навык письма букв р, слогов и предложений с ними; развивать зрительное восприятие. |
24 | 1 | Повторение. | Занятие – игра «Буквы , я с вами дружу!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...