Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Рассказ Е.Пермяк "Первая рыбка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лидия Юрьевна Филатова

Цель занятия: познакомить с рассказом Е.Пермяка «Первая рыбка»

Задачи занятия:

Образовательные:

- формировать умения внимательно слушать рассказ,

Развивающие:

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста;

-   развивать интерес и любовь к книге;

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения;

- воспитывать дисциплинированность, умение слушать друг друга не перебивая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 27-10-2024_14-30-59.zip687.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе

Тема занятия: Рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка»

Конспект занятия

Возрастная группа 5-6 лет (старшая группа)

 Тема занятия: Рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка»

Цель занятия: познакомить с рассказом Е.Пермяка «Первая рыбка»

Задачи занятия:

Образовательные:

- формировать умения внимательно слушать рассказ,  

Развивающие:

- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста;

-   развивать интерес и любовь к книге;

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения;

- воспитывать дисциплинированность, умение слушать друг друга не перебивая.

Словарная работа: активизация в речи детей новых слов -  уха, котелок, нахваливать.

Планируемый результат занятия: Дети знакомятся с новым произведением Е. Пермяка «Первая рыбка»; составляют описательный рассказ с опорой на иллюстрации произведения; внимательно слушают педагога и не перебивают друг друга в беседе.

Подготовительная работа: Оформление в книжном уголке группы выставки книг с портретом и рассказами Е.А.Пермяка; разучивание физминуток.

Материалы и оборудование: Портрет писателя; текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», иллюстрации к тексту, удочка, котелок иллюстрация ухи, ноутбук.

Ход занятия:

Структура занятия

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Организационное начало

Привлечение внимания детей для дальнейшей деятельности.

Воспитатель с детьми встаёт в круг

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Ребята, а вы хотели бы сегодня узнать, что-то новое, интересное?

Да

  1. Основная часть

Вызвать интерес детей к принятию участия в решении проблемной ситуации.

Решение проблемной ситуации (загадка, отвечать на вопросы)

Показ картинки (автора)

Активизация в речи детей новых слов

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова

Показ картинок на проекторе

Физкультминутка

Показ действий

Дети вместе с воспитателем выполняют движения

Чтение рассказа, сопровождающая показом картинок на проекторе

Гимнастика для глаз «Чудеса»

чтение стихотворения,

Игровой

Беседа (отвечать на вопросы по картинкам)

Тогда присаживайтесь на стульчики. А чтобы узнать, о чем же мы сегодня с вами будем беседовать, вам нужно отгадать загадку:

Не сеть она и не сачок

Рыбу ловит на крючок…

Правильно. Ребята, а для чего человеку нужна удочка?

А кто из вас знает, что такое рыбалка?

Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель, который писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочесть называется «Первая рыбка».

Ребята, в рассказе нам встретятся не знакомые слова.

Давайте, узнаем, что они обозначают.

Уха̒ – это русское национальное жидкое блюдо, разновидность супа.

Котело̒к - небольшой металлический сосуд для еды, для варка пищи над огнем.

Нахва̒ливать – много хвалить, выражать одобрение.

А теперь давайте повторим вместе:

Уха

Котелок

Нахваливать

Что такое уха?

Что такое котелок?

Что такое нахваливать?

Прежде чем начать слушать рассказ, давайте с вами разомнёмся

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три.

Наклонился левый бок. Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

 Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три!

Согнем левую ножку. Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Внимательно послушайте рассказ, а после прочтения приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

Молодцы ребят вы внимательно прослушали рассказ, сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

 А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

А сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы будите отвечать:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали героя рассказа?
  • В какой семье жил Юра?
  • Сколько лет было Юре?
  • Куда ездила Юрина семья?
  • Кому отдали всю рыбу после рыбалки?
  • Что поймал Юра?
  • Что сварила бабушка?
  • Что такое уха?
  • Как нахваливали уху?
  • Чему радовался Юра?

Дети садятся на стульчики.

Удочка

Чтобы ловить рыбу

Рыбалка-это когда ходят на речку и ловят там рыбу

Уха

Котелок

Нахваливать

Суп

Кастрюля для варка пищи на огне

Это когда тебя похвалил много раз

Дети садятся на стульчики

Дети вместе с воспитателем выполняют движения

Первая рыбалка

Юра

В большой дружной

Пять

На рыбалку

Бабушке

Рыбу

уху

суп

уха вкусна

он радовался, что в ухе была его пойманная рыбка

3.Заключительная часть

Оценка детей

Подведение итогов занятия

Обратите внимание, перед вами на столе лежат смайлики. Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями – возьмите смайлик с улыбкой, а если не понравилось, вам было скучно- возьмите смайлик грустный.

Молодцы, на этом занятие закончилось.

Дети показывают  свое отношение к занятию, используя смайлики веселые и грустные.

Юра жил в большой дружной семье.         

Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить.

Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша.  И тоже бабушке отдал для ухи.

 Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

-Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

-Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирней сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят.  Но всё равно радовался, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « Игрушки» на тему: « Рассказы об осени»

Обучение рассказыванию через составление рассказов на тему «Осень наступила». Знакомство со стихотворениями  Бунина, Пушкина о ранней осени.рассматривание репродукций картин известных...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....