Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « Игрушки» на тему: « Рассказы об осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Вартанова Ирина Николаевна

Обучение рассказыванию через составление рассказов на тему «Осень наступила». Знакомство со стихотворениями  Бунина, Пушкина о ранней осени.рассматривание репродукций картин известных художников на тему осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rasskazy_ob_oseni.docx303.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 « БЕРЁЗКА

Г. БЕЛОГОРСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе « Игрушки» на тему:

« Рассказы об осени»

                                         Воспитатель: Вартанова И.Н.

Картинки по запросу картина левитана Ранняя осень

г. Белогорск – 2017г.

Задачи:

Образовательные:

Обучение рассказыванию через составление рассказов на тему «Осень наступила». Познакомить со стихотворениями  Бунина, Пушкина о ранней осени. Активизировать в речи детей прилагательные.

Развивающие:

Развивать связную речь, слуховое внимание, память.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Оборудование: портреты поэтов, репродукции картин на тему ранней осени  И.И.Левитана, В. Поленова,карточки – схемы плана рассказа об осени, спокойная  лирическая музыка.

Ход НОД:

Организационный момент: звучит спокойная музыка. Воспитатель приветствует детей и предлагает подойти  и рассмотреть репродукции картин о ранней осени. Затем проводит беседу по  ним:

Что изображено на картинах?  ( ответы детей)Верно,  художники изобразили осень.

Осень ранняя или поздняя? Почему? ( ответы детей) конечно же, это ранняя осень, так как золотистый наряд у деревьев, ещё есть и зелень в листве, зелёная трава, ещё небо не пасмурно, ощущается  тепло.

В каких цветах, красках художники изобразили раннюю осень? ( ответы детей)

Вы верно подметили цвета: золотой, жёлтый, красноватый, кое-где зелёный, тёплые, сочные тона. Молодцы, ребята! ( стук в дверь,  Почтальон передаёт письмо для детей группы « Игрушки». Воспитатель зачитывает его):

«Письмо»

«Дорогие ребята из группы « Игрушки»! мы – пингвины из далёкой Антарктиды.  Нас окружает белый снег и синее небо. Но мы слышали, что там, где вы живёте, есть в природе много других цветов и оттенков. Опишите нам, пожалуйста, вашу осень: ведь мы не знаем, что это такое и как выглядит всё вокруг осенью. С уважением Пингвины из Антарктиды.»

В.: Вот это да! Нам пришло  письмо из самой Антарктиды, где всегда холодно. Бедные пингвины  никогда не видели  такой красивой осени, как у нас. Давайте же попробуем рассказать им: запишем и отправим письмом. Но прежде надо составить план нашего рассказа. Давайте попробуем!

Игровое упражнение  « План рассказа: что сначала, что потом?»

Дети находят карточки – изображения  схематических изображений этапов плана рассказа об осени и выкладывают их по порядку. Остальные дети корректируют последовательность карточек.

О

Похожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

Похожее изображение

Картинки по запросу картинка краски

Картинки по запросу погода вектор

Похожее изображение

Воспитатель выбирает картину и рассказывает  по ней о ранней осени, используя план из карточек:  

«На картине изображена ранняя осень. Мы видим красивые деревья, одетые в золотистый наряд, дома . листва деревьев окрашена тёплыми и яркими  красками: жёлтой, рыжей, красной и даже зелёной. Художник изобразил ясное голубое небо, хорошую тёплую погоду. Мне очень понравилась эта картина своими красками, теплотой, яркостью.»

Д.упр. « Расскажи об осени»

Дети рассказывают о ранней осени, используя план из карточек и образец рассказа воспитателя ( 2-3 ребёнка)

Физминутка « Листочки»

Дети имитируют действия «листочков» под музыку  в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте).

В.: Я предлагаю вам послушать стихотворения великих русских поэтов о ранней осени, выбрать, какое вам понравилось и отправить его Пингвинчикам в Антарктиду. Эти стихи дополнят их впечатления о нашей золотой осени!

Чтение стихотворения А.С. Пушкина ( под музыку)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева ( под музыку):

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

В.: Вы видите, как эти стихотворения созвучны с картинами, которые мы рассматривали.  Какое стихотворение вам понравилось? Почему? ( ответы детей) мнения наши разделились и я предлагаю отослать оба стихотворения, так как они дополняют  наши рассказы и друг и друга. А чтобы Пингвинчики не только услышали, но и увидели, давайте нарисуем нашу красивую раннюю золотую осень.

Дети садятся за столы и рисуют осень красками ( под спокойную музыку)

Итог занятия:

О чём мы сегодня говорили? ( о ранней осени)

Через какие наши примеры Пингвинчики смогут понять, какая бывает ранняя осень? ( через наши рассказы, стихотворения великих русских поэтов и наши рисунки)

Что вам понравилось сегодня больше всего? ( рассказы, рассматривание картин, рисование,  музыка, стихи и т.д.)

Картинки по запросу картина левитана Ранняя осень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...