Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь.
Ход занятия:
1.Знакомство с гостем
В о с п и т а т е л ь. Дети, сегодня к нам на занятие пришел гость. А кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Загадывает детям загадку).
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок – кто это?
Д е т и. Петушок.
В о с п и т а т е л ь. Верно.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка. (Показывает детям куклу – петушка – и далее говорит за него).
П е т у ш о к. Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас видеть.
В о с п и т а т е л ь. И мы тебя рады видеть, петушок. Верно, дети? Давайте и мы поздороваемся с петушком.
П е т у ш о к. Я так сильно спешил к вам, что не успел позавтракать
В о с п и т а т е л ь. А мы тебя сейчас накормим.
Воспитатель предлагает детям покормить петушка. Достает две баночки с пшеном и горохом и дает детям послушать, как звучат эти крупы, как они отличаются друг от друга по звуку. Дети делают вывод о том, что горох звучит громко, а пшено – тихо. Потом воспитатель предлагает детям угадать, что выбрал петушок (за ширмой погреметь или горохом или пшеном). Дети по звуку угадывают, какую еду выбрал петушок.
теперь посмотрите, ребята, под свои стульчики.
Дети смотрят под стульчики и обнаруживают, что под стульчиками лежат «перышки»-поддувалочки.
Дети играют с перышками: дуют на них.
Проводится игра на продолжительность полета перышек: у кого перышко будет летать дольше, у кого – дальше. Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи, вдыхали носом, не надували щеки.
2. Артикуляционные упражнения
Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком.
- Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – язычок,
Он удобно в доме лег. (Широко открыть рот).
В о с п и т а т е л ь (напоминает). Когда мы широко открываем рот, то можем спеть песенку звука «а». Давайте попробуем спеть такую песенку.
2. Двери – губы гибкие.
Могут стать улыбкою. (Изобразить улыбку).
В о с п и т а т е л ь. Ответьте мне: когда губки улыбаются, какую песенку мы можем спеть?
Д е т и (отвечают). Песенку звука «и».
3. А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. (Вытянуть губы трубочкой).
В о с п и т а т е л ь. Вспоминайте, какой звук поют губки, когда они – трубочкой?
Д е т и. Звук «у».
В о с п и т а т е л ь. Я хочу сообщить вам, что мой язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Повторите за мной этот звук. (Дети повторяют). Обратите внимание детей на то, что язычок не может также плавно и на одной ниточке петь эту песенку, как он делал это раньше с такими звуками, как «а», «о», «у, «и». Язычок натыкается на преграду, и песенка получается глухая и не певучая.
Дети хором и поочередно произносят новый звук._
Воспитьатель: давайте, позовем петушка ,с какого звука начинается слово ПППП
-А кто знает как называют деток петушка?
Петушок: - Ребята, давайте поиграем. Дело в том, что песенку звука [п] очень хорошо поют мои детки – цыплятки. Игра называется «Заводные цыплята». Вы все будете игрушечными цыплятами. ( Петушок подбегает к детям и «заводит» их. После завода ребенок должен показать клювики цыплят (указательный палец соединяется с большим на обеих руках,),клевать зерно (имитация), при этом петь их песенку «пи-пи-пи» (поют до тех пор, пока петушок не выключит заводную игрушку).
Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звуки.
3. Сказка про цыпленка
Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь, отдохните, а я хочу вам рассказать сказку. Предлагаю вам посмотреть на доску с картинками. - Кто изображен на этих картинках? (петушок, попугай, поросёнок) - Я расскажу вам про этих животных сказку, а вы внимательно слушайте.
Однажды петушок, попугай и поросенок играли в прятки. Подошел к ним цыпленок и говорит: «Можно, я с вами буду играть?» «Нет, – ответил поросенок, – мы играем только с теми, у кого имя начинается на [п] или [пь]: [п] – поросенок, [п] – попугай, [пь] – петушок. А цыпленок начинается на [ц]. «Ну и что же, – возразил цыпленок, – зато я хорошо умею пь-пь-пищать: «Пи-пи-пи! ». Послушали животные песенку цыпленка и согласились играть с ним вместе.
- Во что играли друзья? - Почему они сначала не хотел играть с цыпленком? - Почему потом согласились? - Давайте назовем еще раз главных героев:[ п] – поросенок,[ п] – попугай, [пь] – петушок. - А какие слова вы еще знаете на звук [п]? (Ответы детей)
Петушок: _ой,что то я устал давайте сделаем физминутку
Физминутка
А теперь превратимся в птичек. И все птички полетели на полянку.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
(приседаем на корточки или садимся на стульчики, закрываем голову руками)
Ветер стих, и птички опять полетели гулять. Игра повторяется 2 раза.
4. Работа с картинками
Петушок: - Ребята, а у меня есть картинки. Мне их подарили на день рождения, но я не знаю, что на них нарисовано. Поможете мне?
Воспитатель: - Конечно, петушок, наши ребята многое знают.
(Петушок показывает картинки, дети чётко произносят слова со звуком [п]: печенье, пряник, пирожок, погремушка, пёрышко, пингвин, полотенце, пластилин, пила, платок, пчела, птица, помидор, паук ), последнюю достает Мышку
Ребята кто это?
Дети: Мышка.
Петушок: Как, пищат мышата? (Пи-пи-пи).
Эту мышку зовут Пик, у нее есть брат и сестра: Пак и Пок.
Мы веселые мышата.
Мы веселые мышата-
Пик, Пак, Пок!
Никого мы не боимся,
Пик, Пак, Пок!
Даже кошки не боимся,
Пик, Пак, Пок!
(появляется кошка)
Ой, спасите, помогите!
Пик, Пак, Пок!
Петрушка: Давайте выучим веселую песенку. Песенка исполняется 2-3 раза.
Петушок: Ребята как мне с вами понравилось играть, вы такие умные, веселые, задорные, но мне пора идти к другим ребятишкам. Пригласите меня к себе еще на занятие. (Ответы детей).
Спасибо, до свидания!
Рефлексия.
– Какой гость к нам приходил? (Петушок).
–В какую игру мы играли с петушком? (Игра заводные цыплята).
-Какой звук научился петь наш язычок?
–А, песенку пели? Какую? Как звали героев?
(Да, Мы веселые мышата - Пик, Пак, Пок).
До свидания!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»
Цель: учить детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...
Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з»
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Тема «Звуковая культура речи. Звуки с - ц - з». Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звуков. Закрепить их произношение в слова...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"
Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...