Кружок "Раз словечко, два словечко..." по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Перспективный план кружковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_raz_slovechko_dva_slovechko.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы кружка
«Раз словечко, два словечко…»
по воспитанию культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:
Мухамадеева Л.Н
.
2023-2024г.
Сроки | Задачи | Формы организации | Работа с родителями | ||
Образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Октябрь | Формировать у детей представление о необходимости вежливого обращения к взрослым и сверстникам. | Тема: «Знакомьтесь!»
| Чтение художественных произведений: Г. Остер "Будем знакомы". Игры: "Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик". | Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства; Игра "Лучшее знакомство | Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства. |
Познакомить детей с понятием общение. Воспитывать любовь к животным. | Тема: «Что такое общение » - анализ текста - физкультминутка - рефлексия | Игровые ситуации знакомства. Раз – два, не зевай быстро отвечай. | Игра «Хорошо - плохо» | Консультация для родителей «Что такое общение». | |
Ноябрь | Знакомить детей с основными целями общения. | Тема: «Для чего люди общаются» -физкультминутка - рефлексия | Игровые ситуации | Обыгрывание ситуаций | Задание Карточки |
Показать детям для чего нужно общение. Знакомство с чистоговоркой и дыхательными упражнениями. | Тема: «устное общение» -Беседа -знакомство с чистоговоркой -дыхательные упражнения -рефлексия | Проговаривание чистоговоркок. | Дыхательные упражнения | Найти чистоговорки по теме. | |
Познакомить детей с видами общения (контактным – дистантным, устным - письменным) | Тема: «общение бывает разным» -речевая ситуация -физкультминутка -рефлексия | Игра «Пойми меня» Чудесный мешочек. Нравится – не нравиться | Рисование на карточках | Сочинение этикетной сказки | |
Декабрь | Освоение предметной ситуации: читальный абонемент, условия выдачи книги на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Речевое поведение в читальном зале. Умение соблюдать тишину. | Тема: «Книга плохому не научит». ( Правила поведения в библиотеке) - физкультминутка -беседа. Рассказы детей. - рефлексия | Придумай сказку. Я в библиотеке. Что мне нужно для работы в библиотеке. Рассказ «Поход с папой в библиотеку». Рассказ «Умеешь ли ты вежливо слушать?» | И/с «Играем в библиотеку» И/У «Мы в читальном зале» | Рассказ о любимой книге. |
Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику. | Тема: «Учимся вежливо говорить» - прослушивание песни «О вежливости» - разыгрывание диалогов в парах - анализ диалогов - физкультминутка - работа с текстом - рефлексия | Чтение художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым". Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым". "Вежливое слово". Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…". Сочинение этикетной сказки | Драматизация сказки "Колобок". Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Упражнение "Пожалуйста". | Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить. | |
Январь | Обогащать речь детей разнообразными формулами и выражениями речевого этикета | Тема: Все начинается со слова «здравствуй». - физкультминутка - рефлексия | Чтение художественных произведений: А. Кондратьева "Добрый день", А.Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово". Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй". Игра-драматизация "Страна вежливости". | Использование этикетных формул во время приветствия. Игра "Займи место". Игры-драматизации стихотворений. Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх. | Придумать маленькую вежливую сказку "Здравствуй". |
Знакомить детей с формами прощания. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие с персонажем. Развивать связное высказывание. | Тема: Расставаясь, говорим мы «до свидания». - физкультминутка - театрализация диалогов - разыгрывание речевых ситуаций - анализ диалогов - рефлексия | Чтение художественных произведений "Пора прощаться". Игра "До свидания". Игровое упражнение "Карлсон". Моделирование ситуаций прощания. | Использование этикетных формул при прощании. Использование этикетных формул прощания в ролевых играх. Игра "Факиры" | Чтение художественных произведений. Игра "Кто больше знает слов прощания" (соревновательного характера). | |
Февраль | Обучить детей, общаясь со взрослыми, сверстниками говорить по понятно, красиво, чисто. | Тема: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». -дыхательные упражнения -выразительное чтение слов героев - физкультминутка - угадай тон - рефлексия | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на регуляцию дыхания. Чтение художественных произведений с последующей беседой. Этюд "Кому как можно подражать", Игра-драматизация "Черепаха и заяц". Сочинение сказок-перевертышей. Игры: "Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон", "Эхо", "Бабушка Маланья". | Подвижные, дидактические игры со словами. | Провести круглый стол "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений |
Обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности. | Тема: «Волшебное слово спасибо». - артикуляционное упражнение «Улыбка - грусть» - сочини чистоговорку -физкультминутка - рассказы детей - рефлексия | Игра-драматизация "Добрый день". Игры: "Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки" В.Осеев «Волшебное слово». | Использование различных формул благодарности в ролевых играх. Дидактические игры, игры парами. | Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации. Использовать ситуации собственного примера. | |
Март | познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов; | Тема: «Говорю и понимаю без слов». - речевые игры - конкурс «маска, маска, ты какая?» - игра «зеркало» - рефлексия | Игра «Подари движение», «Покажи настроение», «Настроение». Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций. Игровое упражнение «Мимическая гимнастика». | Включение в ролевые игры детей игру «Придумай и покажи». Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов. | Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных. |
Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику. | Тема: «Вежливая просьба». - речевые ситуации - работа в парах - анализ речевых ситуаций -рефлексия | Чтение художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым". Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым". Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…". | Драматизация сказки "Колобок". Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Упражнение "Пожалуйста". | Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить. | |
Апрель | Познакомить со значением звуковых сигналов. Учить детей кратко излагать свои мысли по телефону; правильно начинать и заканчивать телефонный разговор. | Тема: У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (Знакомство с правилами общения по телефону) | Кто больше назовет профессий, где нужен телефон. Испорченный телефон. К.Чуковский «Телефон». Заучивание стихотворения «Телефон устал от звона». В.Филимонова «Что такое телефонный разговор?» | И/у «Пожар в доме» И/у «У меня зазвонил телефон» И/с «Ты набираешь номер, и к телефону подходит мама твоей подруги…» И/с «Ты набираешь номер, тебе отвечают – и оказывается, что ты попал не туда…» | Обыгрывание ситуации разговора по телефону. |
Поздравления по поводу различных дат. Индивидуальные и коллективные поздравления, стиль поздравления. Выбор и вручение подарка. Подарок дарят тому кого любят и хотят порадовать , поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка. | Тема: «День рожденья только раз в году ». - физкультминутка - речевая ситуация - анализ речевых ситуаций - рефлексия | . Что тебе подарить? А.Барто «Подари, подари» А.Милна «Вини -Пух и все, все, все». Г.Остера «Как хорошо дарить подарки». Рассказ «Как мы поздравляли дядю Колю с днем рождения». О. Высоцкая «Подарок маме». И.Шевчук «На день рождения Кактусу». Г.Ладоньщиков «Запомни, что неловко дарить мышонку мышеловку». В.Берестов «Хлебом – солью всех встречаем…» | И/с « Поиграем в день рождения» И/У «У брата день рождения» | Придумать поздравление для друга | |
Май | Продолжать учить детей использовать в речи добрые и волшебные слова. Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; | Тема: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». - речевая ситуация - физкультминутка -разгадывание ребуса - рефлексия | Цветок доброты. Сказка «Кто вежливый?» Заучивание стихотворения « За чудесными словами» Сказка « Как петушок и курочка иголку просили» С.Маршак «Урок вежливости». Сказка «Как попугай Таню вежливости научил». | И/с «Кто вежливей?» И/у «выполни задание» И/у Дружба начинается» Упражнения "Часы", "Лего", "Черепашки Ниндзя". Использование в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток. | Провести круглый стол "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений |
Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета – обращаться друг к другу по имени. Учить детей самостоятельно назвать свое имя, отчество и фамилию. Объяснить детям, что у каждого народа свои имена. Дать понятие детям о том, что имена бывают полные и неполные. Объяснить, что имена могут звучать ласково, строго, по-деловому. | Тема: «Человек без друзей, что дерево без корней» (Знакомство с друзьями) - прослушивание песни «Когда мои друзья со мной» - найди рисунок к пословице - физкультминутка - чтение В. Осеевой «добрая хозяюшка» - рефлексия | Сказка Г. Остера «будем знакомы». А. Шиблев «Дядя Саша огорчен». И.Токмакова «Маша знала слов немало». Заучивание стихотворения Я Акими «Яблоко». М.Яковлев «Ссора». Чтение художественных произведений: В. Катаев "Цветик- семицветик", Осеевой "Три товарища", Игровые упражнения: "Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин". Игра драматизация "Три товарища". Совместное рассказывание сказки "Продолжай рассказывать". | И/с «Игра в знакомство» И/с «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» М. Пляцковский «Урок» Игры парами, Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие - зрители). Сюжетные творческие игры с повторением сцен | Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», &laqu...
Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"
Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду
В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...