Кружок "Раз словечко, два словечко..." по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мухамадеева Лилия Николаевна

Перспективный план кружковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_raz_slovechko_dva_slovechko.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка

«Раз словечко, два словечко…» 

по воспитанию культуры речевого общения у детей

старшего дошкольного  возраста.

Воспитатель:

Мухамадеева Л.Н

           .

2023-2024г.

Сроки

Задачи

Формы организации

Работа

с родителями

Образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

1

2

3

4

5

6

Октябрь

Формировать у детей представление о необходимости вежливого обращения к взрослым и сверстникам.

Тема: «Знакомьтесь!»

 

Чтение художественных произведений:

Г. Остер "Будем знакомы".

Игры:

 "Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик".

Включение в ролевые игры детей  игровых ситуаций знакомства;

Игра  "Лучшее знакомство

Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства.

Познакомить детей с понятием общение. Воспитывать любовь к животным.

Тема: «Что такое общение »

- анализ текста

- физкультминутка

- рефлексия

Игровые ситуации знакомства.

Раз – два, не зевай быстро отвечай.

Игра «Хорошо - плохо»

Консультация для родителей «Что такое общение».

Ноябрь

Знакомить детей с основными целями общения.

Тема: «Для чего люди общаются»

-физкультминутка

- рефлексия

Игровые ситуации

Обыгрывание ситуаций

Задание

Карточки

Показать детям для чего нужно общение. Знакомство с чистоговоркой и дыхательными упражнениями.

Тема: «устное общение»

-Беседа

-знакомство с чистоговоркой

-дыхательные упражнения

-рефлексия

Проговаривание чистоговоркок.

Дыхательные упражнения

Найти чистоговорки  по теме.

Познакомить детей с видами общения (контактным – дистантным, устным - письменным)

Тема: «общение бывает разным»

-речевая ситуация

-физкультминутка

-рефлексия

Игра «Пойми меня»

Чудесный мешочек. Нравится – не нравиться

Рисование на карточках

Сочинение этикетной сказки

Декабрь

Освоение предметной ситуации: читальный абонемент, условия выдачи книги на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Речевое поведение в читальном зале. Умение соблюдать тишину.

Тема: «Книга плохому не научит». ( Правила поведения в библиотеке)

- физкультминутка

-беседа. Рассказы детей.

- рефлексия

Придумай сказку. Я в библиотеке. Что мне нужно для работы в библиотеке. Рассказ «Поход с папой в библиотеку».  

Рассказ «Умеешь ли ты вежливо слушать?»

И/с «Играем в библиотеку»

И/У «Мы в читальном зале»

Рассказ о любимой книге.

Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной  разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

Тема: «Учимся вежливо говорить»

- прослушивание песни  «О вежливости»

- разыгрывание диалогов в парах

- анализ диалогов

- физкультминутка

- работа с текстом

- рефлексия

Чтение  художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым".

Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым".

"Вежливое слово".

Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…".

Сочинение этикетной сказки

Драматизация сказки "Колобок".

Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх.

Упражнение "Пожалуйста".

Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.

Январь

Обогащать речь детей разнообразными формулами и выражениями речевого этикета

Тема:  Все начинается со слова «здравствуй». 

- физкультминутка

- рефлексия

Чтение художественных произведений:

А. Кондратьева "Добрый день", А.Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово".

Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй".

Игра-драматизация  "Страна  вежливости".

Использование этикетных формул во время приветствия.

Игра "Займи место".

Игры-драматизации стихотворений.

Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх.

Придумать маленькую вежливую сказку  "Здравствуй".

Знакомить детей с формами прощания. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие с персонажем. Развивать связное высказывание.

Тема: Расставаясь, говорим мы «до свидания».

- физкультминутка

- театрализация диалогов

- разыгрывание речевых  ситуаций

- анализ диалогов

- рефлексия

Чтение художественных произведений "Пора прощаться".

Игра "До свидания".

Игровое упражнение "Карлсон".

Моделирование ситуаций прощания.

Использование этикетных формул при прощании.

Использование этикетных формул прощания  в ролевых играх.

Игра "Факиры"

Чтение художественных произведений.

Игра "Кто больше знает слов прощания"

(соревновательного характера).

Февраль

Обучить детей, общаясь со взрослыми, сверстниками говорить по понятно, красиво, чисто.

Тема: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно».

-дыхательные упражнения

-выразительное чтение слов героев

- физкультминутка

- угадай тон

- рефлексия

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на регуляцию дыхания.

Чтение художественных произведений с последующей беседой.

Этюд "Кому как можно подражать",

Игра-драматизация "Черепаха и заяц".

Сочинение сказок-перевертышей.

Игры:

"Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон",

"Эхо", "Бабушка Маланья".

Подвижные, дидактические игры со словами.

Провести круглый стол  "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений

Обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности.

Тема: «Волшебное слово спасибо».

- артикуляционное упражнение «Улыбка - грусть»

- сочини чистоговорку

-физкультминутка

- рассказы детей

- рефлексия

Игра-драматизация "Добрый день".

Игры:

"Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки"

В.Осеев «Волшебное слово».

Использование различных формул благодарности  в ролевых играх.

Дидактические игры, игры парами.

Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации.

Использовать ситуации собственного примера.

Март

познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов;

Тема: «Говорю и понимаю без слов».

- речевые игры

- конкурс «маска, маска, ты какая?»

- игра «зеркало»

- рефлексия

Игра «Подари движение», «Покажи настроение», «Настроение».

Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций.

Игровое упражнение «Мимическая гимнастика».

Включение в ролевые игры детей игру «Придумай и покажи».

Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов.

Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных.

Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной  разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

Тема: «Вежливая просьба».

- речевые ситуации

- работа в парах

- анализ речевых ситуаций

-рефлексия

Чтение  художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского

"Что значит быть вежливым".

Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым".

Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…".

Драматизация сказки "Колобок".

Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх.

Упражнение "Пожалуйста".

Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.

Апрель

Познакомить со значением звуковых сигналов. Учить детей кратко излагать свои мысли по телефону; правильно начинать и заканчивать телефонный разговор.

Тема: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

(Знакомство с правилами общения по телефону)

Кто больше назовет профессий, где нужен телефон. Испорченный телефон.  К.Чуковский «Телефон». Заучивание стихотворения «Телефон устал от звона». В.Филимонова «Что такое телефонный разговор?»

И/у «Пожар в доме»

И/у «У меня зазвонил телефон»

И/с «Ты набираешь номер, и к телефону подходит мама твоей подруги…»

И/с «Ты набираешь номер, тебе отвечают – и оказывается, что ты попал не туда…»

Обыгрывание ситуации разговора по телефону.

Поздравления по поводу различных дат. Индивидуальные и коллективные поздравления, стиль поздравления. Выбор и вручение подарка. Подарок дарят тому кого любят и хотят порадовать , поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка.

Тема: «День рожденья только раз в году ».

- физкультминутка

- речевая ситуация

- анализ речевых ситуаций

- рефлексия

. Что тебе подарить? А.Барто «Подари, подари» А.Милна «Вини -Пух и все, все, все». Г.Остера «Как хорошо дарить подарки». Рассказ «Как мы поздравляли дядю Колю с днем рождения». О. Высоцкая «Подарок маме». И.Шевчук «На день рождения Кактусу». Г.Ладоньщиков «Запомни, что неловко дарить мышонку мышеловку». В.Берестов «Хлебом – солью всех встречаем…»

И/с « Поиграем в день рождения»

И/У «У брата день рождения»

Придумать поздравление для друга

Май

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и волшебные слова. Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним;

Тема: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

- речевая ситуация

- физкультминутка

-разгадывание ребуса

- рефлексия

 Цветок доброты. Сказка

«Кто вежливый?» Заучивание стихотворения « За чудесными словами» Сказка « Как петушок и курочка иголку просили» С.Маршак «Урок вежливости». Сказка «Как попугай Таню вежливости научил».

И/с «Кто вежливей?»

И/у «выполни задание»

И/у  Дружба начинается»

Упражнения "Часы", "Лего",

"Черепашки Ниндзя".

Использование  в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток.

Провести круглый стол  "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений

Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета – обращаться друг к другу по имени.

Учить детей самостоятельно назвать свое имя, отчество и фамилию. Объяснить детям, что у каждого народа свои имена. Дать понятие  детям о том, что имена бывают полные и неполные. Объяснить, что имена могут звучать ласково, строго, по-деловому.

Тема: «Человек без друзей, что дерево без корней»

(Знакомство с друзьями)

- прослушивание песни «Когда мои друзья со мной»

- найди рисунок к пословице

- физкультминутка

- чтение В. Осеевой «добрая хозяюшка»

- рефлексия

Сказка Г. Остера «будем знакомы». А. Шиблев «Дядя Саша огорчен». И.Токмакова «Маша знала слов немало». Заучивание стихотворения Я Акими «Яблоко». М.Яковлев «Ссора». Чтение художественных произведений: В. Катаев "Цветик- семицветик",  Осеевой  "Три товарища",  Игровые упражнения: "Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин".      

Игра драматизация "Три товарища". Совместное рассказывание сказки "Продолжай  рассказывать".

И/с «Игра в знакомство»

И/с «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

М. Пляцковский «Урок»

Игры парами,

Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей (по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие  - зрители).

Сюжетные творческие игры с повторением сцен

Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», &laqu...

Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду

В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...