Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
презентация на тему
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. Она широко освещена в психолого-педагогической литературе такими педагогами как Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевским, Т.А. Репиной, А.А. Рояк.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Большое значение приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особенно если этот детский сад является многонациональным, а сегодня это часто встречающееся явление.
Сам процесс формирования межличностного общения в условиях поликультурной образовательной среды ДОО, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.
Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в организации предметно-развивающей среды детского сада, делают изучение проблемы одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования, на что указывает ФГОС нового поколения:
1) (1.4. Основные принципы дошкольного образования)
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.(
2) (1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач):
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Отметив актуальность исследования, мы определили:
Объект проектирования: формирование межличностного общения детей старшего дошкольного возраста.
Цель проектирования: теоретически обосновать проблему формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста и составить сборник материалов для педагогов ДОО.
Так же мы вы определили - Задачи проектной деятельности:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды ДОО.
2. Рассмотреть понятия «межличностные отношения», «поликультурная образовательная среда» и др.
3. Определить влияние игры на процесс межличностного общения детей
4. Составить сборник материалов по формированию культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
5. Провести частичную апробацию составленного нами сборника на базе исследования.
Тип проекта: комплексный
Модель проекта: межпредметная
Методы проектирования:
– изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической.
– моделирование структуры пособия.
– эмпирическая проба.
Прикладная ценность проекта: повышение эффективности проводимой в дошкольной образовательной организации работы по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Л.И. Божович, А. В. Запорожец, В.Г. Нечаевой, Д.Б. Эльконина;
В теоретической главе исследования мы рассмотрели общение людей и их влияния друг на друга. Ведь именно в процессе общения формируются взаимоотношения и отношения людей друг к другу, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие идеи, возникают чувства, эмоции. Проблемы взаимоотношений личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А. В. Запорожца, В.Г. Нечаевой, Д.Б. Эльконина и др.).
Отношения и общение неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
По мнению В.М. Мясищева общение – это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая - это способ существования и общения людей различных наций и народностей в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры.
Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.(Г.Н. Гришина)
Любая образовательная среда России является педагогической и полиэтнической средой. Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Батурина Г.И. считает, что это – это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.
Межличностные отношения по определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Также мы отметили, что взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности – игре, где обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняется их взаимодействие со сверстниками. По определению А.Н. Леонтьева, детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослого и отношений между ними в особой, условной форме.
В игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Через эмоционально насыщенную жизнь в игровом коллективе, ребенок осваивает отношения, овладевает нравственными формами поведения в жизни.
В наш сборник включены национальные игры не случайно, ведь именно они содержат в себе информацию о традициях многих поколений. По содержанию эти игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке.
С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память и что не маловажно, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, и их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что так же способствует улучшению общения детей.
Задача воспитателя – поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники.
Н.К. Крупская отмечала, что игра для дошкольников – способ познания окружающего и своих трудах выделила, следующую классификацию игр.
Игры с открытыми правилами
Игры с фиксированными правилами
Творческие игры
Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Строительно-конструктивные игры
Хороводные игры
Режиссерские игры
Подвижные игры
Театрализованные игры
Словесные игры
Игры-драматизации
Забавы
Игры по сюжетам литературных героев
Игры-развлечения
Народные игры
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.
Такое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Дошкольный возраст – это еще и возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.
Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность в будущем.
Таким образом, развитие самостоятельной деятельности, игры, воспитание интересов, чувств, навыков и привычек поведения, воли, развитие речи, (увеличение словарного запаса, чтение сказок разных народов, драматизация, игры, беседы, праздники) - все это является предпосылками для формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Проектная часть - это «Сборник материалов по формированию культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада».
Состоит из пояснительной записки, в которой мы отмечаем значимость сказок, игр, праздничных мероприятий, объединяющих детей разных национальностей.
Сам сборник состоит из краткой справки о народном празднике и играх, которые включаются в этот сценарий:
Русские народные праздники и игры к ним:
Рождество Христово
Масленица
Пасха
Троица
Иван-Купала
Петров день
Ильин день
Покров Пресвятой Богородицы
Русские народные спортивные игры
Бурятские народные праздники и игры
Сагаалган – праздник Белого месяца
Тайлаган – праздник чествования богов
Сурхарбан
В сборник мы включили и этнические сказки разных народов,
Бурятские сказки
Украинские сказки
Таджикские сказки
Якутские сказки
Узбекские сказки
Мы надеемся, что сборник материалов поможет педагогам организовать работу с детьми и обогатить их новыми знаниями и впечатлениями.
Благодарю за внимание!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования" 1.4. Основные принципы дошкольного образования: п. 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 1.6 . Стандарт направлен на решение следующих задач: п. 2 ) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Цель проектирования : теоретически обосновать проблему формирования межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста и составить сборник материалов для педагогов ДОО. Объект проектирования: формирование культуры межличностного общения детей старшего дошкольного возраста
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнической образовательной среды ДОО. 2. Рассмотреть понятия «межличностные отношения», «поликультурная образовательная среда» и др. 3. Определить влияние игры на процесс межличностного общения детей. 4. Составить сборник материалов по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада. 5. Провести частичную апробацию составленного нами сборника на базе исследования. Задачи проектной деятельности:
Тип проекта : комплексный . Методы проектирования: – изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической. – моделирование структуры пособия. – эмпирическая проба Модель проекта: м ежпредметный .
это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности. (Г.И. Батурина) это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ) Межличностные отношения -
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). (психологический словарь) Общение - это процесс взаимодействия людей , направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата . (В.М. Мясищев)
Поликультурная образовательная среда - это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах . (Г .Н. Гришина ) Полиэтническая среда - это способ существования и общения людей различных наций и народностей в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры. (Интернет-ресурсы)
Д етская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослого и отношений между ними в особой, условной форме . ( А.Н. Леонтье в ) Классификация игр : ( Н.К. Крупская ) Игры с открытыми правилами Игры с фиксированными правилами Творческие игры Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Строительно-конструктивные игры Хороводные игры Режиссерские игры Подвижные игры Театрализованные игры Словесные игры Игры-драматизации Забавы Игры по сюжетам литературных героев Игры-развлечения Народные игры
Голуби мира! Мы танцуем Буги-Вуги… Дружные ребята Коробочка дружбы
Любим наряжаться! Гость из Казахстана Бабагай в «Теремке» Мы любим сказки!
Ждем гостей Масленица Иван Купала Рождество
Проектная часть - это «Сборник материалов по формированию межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды детского сада» состоит из пояснительной записки, в которой мы отмечаем значимость сказок, игр , праздничных мероприятий, объединяющих детей разных национальностей и надеемся, что сборник методических материалов поможет педагогам организовать работу с детьми таким образом, чтобы дети могли повеселиться , и обогатиться новыми знаниями и впечатлениями.
Сборник состоит : Русские народные праздники и игры: Рождество Христово Масленица Пасха Троица Иван-Купала Петров день Ильин день Покров Пресвятой Богородицы Русские народные спортивные игры Бурятские народные праздники и игры: Сагаалган – праздник Белого месяца Тайлаган – праздник чествования богов Сурхарбан Народный праздник тофаларов Аргамчи-Ыры Этнические сказки: Бурятские сказки Украинские сказки Таджикские сказки Якутские сказки Узбекские сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
дипломная работа на тему:Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада...
Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».
laquo;Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».Жизнь каждого ...
Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"
Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду
В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...
Кружок "Раз словечко, два словечко..." по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план кружковой деятельности....