Развитие словаря ребенка
консультация по развитию речи

Активизация развития словаря ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_doshkolnika_dlya_vospitateley.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА

  Слово-это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме.  Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.

  Развитие словаря ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов.

Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения тех или иных слов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья. Фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения.

  Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром. Его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон. Который имеется в его окружении вовремя занятий игрой или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). В определенном возрасте дошкольник осознано, пассивно или активно, воспринимает и обдумывает речь родителей.

  Кроме того, темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды.

  Практические выводы, которые можно заключить из рассмотренных факторов развития словаря следующие:

  1.Развивайте мышление ребенка. Тем самым вы будете способствовать формированию словаря дошкольника.

  2.Активно знакомьте ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями. Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь и др.

  3.Следите за тем, чтобы ребенок воспринимал только положительные образцы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре.

4.Обязательно сопровождайте любые действия с ребенком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления, переспрашивая ребенка: «Покажи. Где здесь синее колечко?», «Кто это?».

  При нормальном развитии речи к 1 году у ребенка может иметься 8-12 слов (мама, папа, деда, тетя, дядя, дай, на, ляля, кис и т.п.). В этом периоде ребенок оперирует лепетными словами, фрагментами слов (ваза-«ва», мячик-«тикь»). Для этих слов характерно искажение звукового оформления, сокращение количества слогов, упрощение стечений согласных (цветы-«цити»), взаимоуподобление слогов (иди-«диди»).

  В литературе имеются данные о количественном росте словарного запаса. По Штерну, в период от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев словарь ребенка насчитывает около 100 слов; в 2 года -300-400 слов; в 3 года-1000-1100 слов; в 4 года-1600 слов; в 5 лет-2200 слов.

  Дети первого-начала второго года жизни усваивают слова, соотнося их с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом. Являются для них такими же именами собственными, как и имена людей. В дальнейшем слово приобретает несколько значений: словом «мяч» ребенок может назвать любой шарообразный упругий предмет, невзирая на остальные его признаки. В этом периоде развития лексики значение слова расплывчато.

  Одновременно с уточнением значения слова происходит развитие его структуры. Ребенок усваивает не только предметную соотнесенность слова, но начинает осознавать его обобщенную функцию, возможность обозначения целого ряда предметов одним словом. Дошкольник приобретает умения и навыки употребления слов в зависимости от контекста, от эмоций, вложенных в слово.

  После 3 лет детям становятся доступны слова обобщающего значения, а к 5-6 годам- слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения- это деревья, травы, кустарники; плоды- это овощи, злаки, фрукты; движение-это полет, плавание, бег; цвет-это белизна, чернота).

  По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

  Р.И.Лалаевой выделены следующие направления словаря:

  1.Расширение объема словаря

  2.Уточнение значения слова

  3.Развитие структуры значения слова

  4.Формирование семантических полей и лексической системности.

  5.Расширение связей между словами в лексиконе.

  Игры, способствующие развитию словаря

  Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

  Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это значит, что на первых порах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?»  или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова, в результате чего существительное. Прилагательное, глагол или наречие закрепляются в пассивном словаре ребенка. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей. Когда ребенок сможет соотносить новое слово и предмет (явление0, названный этим словом во внутренней речи, следует активировать употребление этого слова в речи активной. То есть. Когда дошкольник понимает, о каком предмете говориться в высказывании, правильно показывает его на картинке, уместно попросить ребенка самостоятельно назвать предмет: «Что это? Как называется?».

  Дальнейший рост словаря осуществляется за счет формирования полного представления о предмете, его качествах, частях, из которых состоит предмет, о материале, из которого предмет изготовлен.

  Дидактические упражнения, которые целесообразно использовать на первом этапе работы, посвященном ознакомлению с предметами.

Демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их называнием

Цель. Расширение объема словаря.

  Оборудование. Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.

  Содержание. Взрослый предлагает детям рассмотреть предмет или изображение предмета, называя его «Это помидор». При первичном ознакомлении детей с предметом лучше использовать натуральные объекты. Дети исследуют предмет, рассматривают его детали, знакомятся с качествами. Взрослый обращает их внимание на существенные признаки предмета, его части с помощью вопросов: «Какого цвета помидор? Какой формы? Какой величины? Какой помидор на ощупь? Какой помидор по весу? По вкусу? По запаху? По твердости? Какие части есть у предмета?».

  Хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предметов

Цель, Расширение объема словаря.

  Оборудование.  Предметы или их изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Витя, что это? Катя, что это?»

  Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?)

Цель. Расширение словаря существительных.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый организует демонстрацию объекта в ходе «сюрпризного момента». Неожиданно для детей появляется персонаж (игрушка). Детям задается вопрос «Кто это? Что это?». При отсутствии правильного ответа взрослый знакомит детей (или напоминает) название предмета.

Неожиданное исчезновение предмета («Что исчезло?»)

Цель. Расширение объема словаря существительных

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый прячет предмет, побуждая детей с помощью вопросов «Что исчезло?» правильно воспроизвести название.

Игры, формирующие связи слов

  Подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Кокой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

  Лист (какой7): зеленый. Красный, желтый, рыжий, оранжевый, огненный, багряный, яркий, красивый, большой, маленький, овальный, круглый, треугольный, легкий, шуршащий, сочный, сухой, молодой, осенний, прошлогодний.

  Аналогично: груша, банан, лимон, арбуз, репа, картофель, дуб, осина, мак.

Добавление одного общего слова к двум словам

Овальный, кислый (что?); глубоко, долго (что делает?); сладко, ароматно (что делает?).

Добавление слова, обозначающего признак предмета

Зимой деревья в парке стоят (какие?). Яблоко похоже на помидор, потому, что оно (какое?). (Какая?) слива упала с дерева. В этом году выкопали (какую?) картошку. Летом цветут (какие?) цветы. Миша нашел (какой?) гриб.

Подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?»

  Горький…Кислый…Сладкий…Круглый…Зеленый…Большой…Хрустящий…Длинный…Сочный…Мягкий…Пупырчатый…

Дополнение предложения словами

На огороде выросли… Во дворе растут… В корзине лежали… Мама пожарила… Аня ест сырое… Яблоко сладкое, а лимон… Тыква тяжелая, а редиска… Мальчик рисует колючую…

Подбор названий действий к названиям предметов(объектов)

Кто как передвигается: конь скачет; гусеница ползает; птица летает; рыба плавает; кузнечик прыгает; человек ходит, сидит, бегает, прыгает, танцует, плавает.

   Кто как передвигается: ворона каркает; кукушка кукует; соловей поет; утка крякает; курица квохчет; голубь воркует; воробей чирикает; петух кукарекает; корова мычит; лошадь ржет; коза блеет; свинья хрюкает; собака лает; кошка мяукает; волк воет; медведь рычит; змея шипит; лягушка квакает; комар пищит; жук жужжит.

  Кто как ест: кошка лакает; собака грызет; корова жует; курица клюет.

Подбор нескольких названий действий к названию объекта

Волк (что делает?)- бегает, рыщет, крадется. Нападает, кусает, лежит, ищет, прячется, воет, выглядывает.

  Змея (что делает?)- ползает, шипит, жалит, нападает, сворачивается, поблескивает.

  Бабочка (что делает?)- летает, порхает, машет крыльями, садится, приземляется.

  Птица (что делает?)- летает, собирает, клюет, машет, садится, идет, прыгает, стучит, поет, вьет.

Подбор нескольких действий к названию предмета

Солнце (что делает?) светит, греет, поднимается, опускается, блестит, сверкает, растапливает, освещает.

  Облака (что делают?)- плывут, белеют, проносятся, закрывают.

  Дождь (что делает?)- идет, стучит, моросит, льет, мочит, смывает, заливает, успокаивает.

  Ветер (что делает?)- дует, воет, срывает, уносит, завывает, шумит, пугает, кружит, свистит, сбивает, свищет, бушует.

  Снег (что делает?)- искрится, сверкает, блестит, переливается, падает, летит, кружится, валит, лепит, морозит, липнет, тает.

  Трава (что делает?)- зеленеет, желтеет, растет, появляется, вянет, жухнет, сохнет, шелестит, щекочет.

Подбор максимального количества слов к названию действий

Дует (кто? Что?)- ветер, человек, ребенок.

  Дует (как?)- легко, шумно, тихо, сильно, слабо, резко, порывисто.

  Светит (кто? Что?)- солнце, луна, звезда, человек, фонарь, лампа, свеча.

  Светит (как?)- сильно, слабо, ярко, красиво, тускло, блекло, высоко, низко.

  Плывут (кто? Что?)- люди, птицы, корабли, облака.

  Плывут (как?)- легко, плавно, красиво, медленно, быстро, высоко, низко.

Завершение предложения

Ребята идут в детский сад (когда?) …, гуляют…, ужинают…, спят…

   Птицы улетают на юг (когда?) …, а прилетают …

   Дети катаются на санях (когда?) …, купаются в реке …

  Выглянуло солнышко, стало (как?) … Пришла зима, стало … Подул ветерок, стало… Нет ни ветерка, стало … (тепло, холодно, морозно, жарко, душно, прохладно).

Наступило утро, стало … Пришла ночь, стало … (морозно, ветрено, снежно).

Дополнение предложения словами

Осенью улетают на юг …. Кружится и тихо падает на землю …. Дети собирают в парке осенние …. Весной на ветках появляются …. Часто моросит теплый …. Тучи заволокли ….

Исправление ошибочности суждения

Солнце круглое, а дубовый лист зеленый. Снежинка легкая, а сосулька большая. Почка маленькая, а лист тоненький и т.д.

Дополнение слов, обозначающего признак предмета

Около дома остановка 9какого?) автобуса. К бабушке поедем на (какой?) электричке. (Какой?) трамвай прогремел под окнами. Мила нарисовала (какой?) вертолет.

Подбор слов, отвечающих на вопрос «Что?»

Грузовой…Пассажирский…Трехколесный…Длинный… Летящий…Старый…Маленький…

Дополни предложение словами

На пять минут опаздывает… В небе рисует белые полосы… Мы долго ждали… В гости мы ехали на красном… У папы новая… Мы плыли на быстроходном…

Исправление ошибочности суждения

Самолет огромный, а лодка плавает по воде. Корабль плывет, а в кабине водитель. Грузовик перевозит грузы, а автомобиль маленький. Вертолет летает низко, а в самолете много пассажиров.

Составление предложения с парой слов

Велосипед- колеса; корабль- море; вертолет- небо; автомобиль- колесо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"

В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя  детей от 0 до 7 лет...

Буклет для родителей. Развитие словаря ребенка.

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка в домашних условиях...

Дидактические игры на развитие словаря ребенка

Материал для педагогов и родителей...

«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»

Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника....

Развитие словаря ребенка

Речевое развитие, формирование лексики....

Буклет развитие словаря ребенка

Рекомендации для родителей по развитию словаря ребенка...