Развитие словаря ребенка
статья по логопедии (старшая группа)
Речевое развитие, формирование лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovarya_rebenka.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словаря ребенка
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Язык служит основным капиталом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием обучения и воспитания. Наша речь важнейшее средство человеческого общения, которая тесно связана с формированием всех высших психических функций человека, поэтому различные формы и виды нарушения речи в той или иной мере отражаются на динамике развития психической деятельности ребенка.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Правильная речь формируется в дошкольном детстве. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Своевременное формирование правильного произношения, понимания смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, формирование связной речи, имеют важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы.
Одной из основных задач развития дошкольников является словарная работа. Одновременно с усвоением лексического и грамматического значения дети учатся выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание выразительным.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ.
Работа для развития активного словаря.
Инструкция: Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты правильно назови.
Материал такой же, что и при работе по развитию пассивного словаря.
прилагательные:
- Это какой цвет?
- Какой на вкус?
- Какая температура?
- Какой вес?
- Какая величина?
глаголы:
-Кто что умеет делать?
- Кто как передвигается?
- Кто как голос подает?
- Что чем делаем?
- Классификация предметов по картинкам
Инструкция: «На какие две группы можно разделить слова?»
Овощи – фрукты
Домашние – дикие животные
Посуда – мебель
Одежда – обувь
Птицы – насекомые
- Группировка слов
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты скажи какие слова из них лишние».
А) «Лишние» слова среди имен существительных:
Кукла, песок, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло.
Пальто, шарф, сапоги, шапка.
Слива, яблоко, помидор, абрикос.
Волк, собака, рысь, лиса.
Лошадь, корова, олень, баран.
Роза, тюльпан, фасоль, василек.
Комбайн, автобус, трамвай, мотоцикл.
Б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
Грустный, печальный, глубокий, унылый.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Желтый, красный, сильный.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Старый, изношенный, маленький, ветхий.
В) «Лишнее» слово среди глаголов:
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Приехал, прибыл, убежал, прибежал.
Пришел, явился, смотрел.
Ненавидеть, презирать, наказывать.
Бросился, ринулся, накинулся, слушал.
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
- Подбор синонимов к словам
Инструкция: Придумай слова «приятели» (Как слово можно назвать другим словом?).
Существительные:
Здание – (дом)
Хворостина – (прут)
Солдат – (боец)
Приятель – (друг)
Печаль – (грусть)
Глаголы:
Идти – (шагать)
Глядеть – (смотреть)
Льется – (течет)
Торопиться – (спешить)
Прилагательные:
Крошечный – (маленький)
Смелый – (храбрый)
Прежде – (раньше)
Прекрасный – (красивый)
- Подбор антонимов к словам
Инструкция: «Скажи наоборот»
Существительные:
День – Правда -
Утро – Богач –
Друг - Трусость –
Жара - Война –
Радость - Правда –
Глаголы:
Говорить - Войти –
Взял - Забыл –
Насорил - Одеваться –
Опускать - Смеяться –
Мириться - Закрываться –
Прилагательные:
Большой - Белый –
Высокий - Веселый –
Горький - Добрый –
Здоровый - Молодой –
Острый - Толстый –
Сухой –
- Развитие ассоциаций.
Инструкция: «Сейчас я называю слова, а ты скажи мне в ответ слово, которое пришло в голову». " Подбери пару"
Слова называются по одному.
Существительные:
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, дом, смелость, цвет.
Глаголы:
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, бежать.
Прилагательные:
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"
В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя детей от 0 до 7 лет...
Буклет для родителей. Развитие словаря ребенка.
Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка в домашних условиях...
Дидактические игры на развитие словаря ребенка
Материал для педагогов и родителей...
«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»
Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника....
Буклет развитие словаря ребенка
Рекомендации для родителей по развитию словаря ребенка...
«Развитие словаря - основное направление речевого развития ребенка»
Способы расширения словарного запаса ребенка...