«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»
консультация по развитию речи на тему
Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovarya_rebenka.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника».
Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Так какие же это интегративные качества?
- Физически развитый
- Любознательный, активный
- Эмоционально отзывчивый
- Овладевший средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
- Овладевший необходимыми умениями и навыками
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, помогал ему освоить новое, т.е., по сути, с развитием словаря у ребенка происходит развитие интегративных качеств. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Дошкольники с богатым словарем лучше решают математические задачи, активнее в умственной работе на занятиях. Владение лексикой родного языка отражается и на уровне эстетического и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Так, при пересказах и составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
В настоящее время, к сожалению, увеличивается количество детей, чья речь бедна и аграмматична. Данный речевой симптом характерен для речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, количество которых в настоящее время увеличивается, что связано, как отмечает Т.А. Ткаченко, с загрязнением экологической среды, ростом процента перинатальной патологии, родовых травм и послеродовых осложнений. Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к их звуковой и смысловой стороне.
В речи детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается неточное семантическое употребление слов, использование их в расширенном значении, дисбаланс в объеме как активного, так и пассивного словаря. В связной речи дети мало используют прилагательные, наречия, числительные, и сложные предлоги, не употребляют обобщающие слова, метафоры и эпитеты. Несформированность словарного запаса обусловливает ошибки в словоизменении и словообразовании, нарушения синтаксической структуры, связи слов в простых и сложных предложениях, незаконченность формирования звукопроизношения. Своеобразие речевого развития детей данной категории тормозит темп их интеллектуального развития.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря).
Как же вы можете помочь ребенку развивать и обогащать словарь? Самый лучший путь - это регулярное совместное чтение с последующим подробным обсуждением прочитанного! Читайте, рассматривайте иллюстрации, вспоминайте о прочитанных книгах, и словарь ребенка будет естественным образом расширяться.
Так же для обогащения словаря можно использовать специальные игровые приемы: Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета
Цель: Расширение объема словаря существительных
Оборудование: Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание:
Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!», прячет предмет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Для детей старшего дошкольного возраста подсказка может быть дана в записках, разложенных по комнате (зачитывает взрослый): «Ищи автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус под елкой». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
Обследование взрослым предмета с названием его качеств
Цели: Расширение объема словаря прилагательных. Формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание:
Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».
Игра «Чудесный мешочек» (для детей от 3-х лет)
Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.) Содержание:
Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра «Посылка» (для детей от четырех лет)
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание:
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Аналогии» (для детей от 4-х лет)
Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)
Содержание:
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса - зверь, журавль - птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда - сковорода, цветы — одуванчик, транспорт - грузовик, рыбы - сом, насекомые - кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
Игра с мячом «Съедобное - несъедобное» (для детей от 4-х лет)
Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.
Оборудование: мяч.
Содержание:
Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные -домашние животные», «Птицы - насекомые», «Одежа - обувь» и др.
Игра с мячом «Я знаю пять...» (для детей от 5 лет)
Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).
Оборудование. Мяч.
Содержание:
Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
Игра с мячом «Ассоциации» (для детей от пяти лет)
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме. Содержание:
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый - грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий - человек, стеклянный - стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая -тарелка; голубая - кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный — кувшин.
Игра «Я собрал в огороде...» (для детей от пяти лет)
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание:
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде....огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду....», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице....», «В лесу живет....», «На кухне есть....» и т.д.
Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.
В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля - это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.)
Игра «Назови другим словом»
Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов. Содержание:
Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч - кинуть мяч. Глядеть в окно - смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.
Речевой материал: Тяжелое заболевание (болезнь); Малое дитя (ребенок); Спешить в детский сад (торопиться); Бросить мяч (кинуть); Быстро прыгает (скачет); Смелый человек (храбрый) Грустные глаза- (печальные)
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Оборудование. Мяч.
Содержание:
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
Речевой материал:
Существительные: день-...; утро-...; восход-...; зима-...; весна-...; добро-....; друг-....; герой -....; награда -....; холод -....; веселье -....; расставание -....;
Глаголы: надеть =....; въехать - ; выиграть - ; встать - ; забыть -....; говорить - ;
влететь -....; давать -....; выиграть -....; найти -....; начинать -....;
Прилагательные: умный -...; добрый -....; здоровый -....; новый - ; быстрый -....; гладкий -
...; высокий -....; чистый -....» толстый - ; пустой -....; горячий -....;
Наречия: налево -....; мягко -....; редко -....» громко -....» поздно -.,..; глубоко -....; ярко -....; трудно -.....; тяжело -....; лучше -....
Играйте с детьми, читайте, и вы увидите, как вместе с развитием речи будут развиваться все интегративные качества ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."
Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...
Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"
В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя детей от 0 до 7 лет...
Развитие мелкой моторики-один из важнейших моментов речевого развития ребёнка-дошкольника.
Вызвать интерес к заданиям, способствующим развитию мелкой моторики, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Познакомить детей с разнообразными пальчиковыми играми, способствовать подготовке руки ребё...
Карта уровня по развитию интегративных качеств дошкольников.
Карта уровня по развитию интегративных качеств дошкольников....
"Пластилинография как средство развития интегративных качеств дошкольника"
Презентация по пластилинографии...
консультация для воспитателей Роль занимательной математики в развитии интегративных качеств дошкольников
Консультация направлена на повышение компетенции педагогов и воспитателей в организации воспттательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений и развития инт...
Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.
В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафи...