«Обогащение и активизация словарного запаса у старших дошкольников в рамках тематической недели «Транспорт"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Литошенко Елена Владимировна
Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном
учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех
направлениях жизнедеятельности детского сада. Дошкольный возраст является периодом
активного усвоения всех структур родного языка, уникальным временем для становления
и развития лексикона. Именно в этот период происходит обогащение словарного запаса
ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_litoshenko_1.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2»

Тема: «Обогащение и активизация словарного запаса у старших дошкольников в рамках тематической недели «Транспорт»

Воспитатель: Литошенко Елена Владимировна

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Однако если этот человек выражает свои мысли не последовательно, не грамотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью.

Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения всех структур родного языка, уникальным временем для становления и развития лексикона. Именно в этот период происходит обогащение словарного запаса ребёнка.

Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребёнка.

Пассивный словарь - часть словарного состава языка, понятного ребёнку, которая зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми, по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникала пауза. Затем, дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Как известно на каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения.

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Принято выделять четыре основные задачи: 

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

В рамках тематической недели мы создаем условия для обогащения словаря новыми словами, актуализации и уточнения, и активизации словаря.

Мы хотим продемонстрировать работу по обогащению словаря на примере работы над темой «Транспорт».

В нашей группе работает учитель-логопед, с помощью логопеда мы определяем лексический материал, на основе которого будем подбирать все игры и упражнения.

Примерный словарь (не зачитывать все слова)

Виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, городской, спецтранспорт.

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — приземлиться, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять (якорь), отдать — убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Используя предложенный  лексический материал осуществляется работа во всех видах деятельности дошкольников.

На занятиях и в упражнениях обогащается и уточняется словарь дошкольников, с помощью игр и в ходе режимных моментов мы активизируем и закрепляем отработанный лексический материал.

Мы попробовали наглядно проиллюстрировать работу по обогащению словарного запаса. Во всех видах деятельности мы стараемся максимально использовать лексический материал

На улице организовываются Подвижные игры :«Поезд» ,«Автомобили», «Самолеты»

В группе организуем сюжетно-ролевые игры

Незабываем и о необходимости развития общей и пальчиковой моторики.

Физминутки и пальчиковые гимнастики обязательно используем с речевым сопровождением.

НАПРИМЕР:

Физминутка МЧИТСЯ ПОЕЗД

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

(дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка)

Паровоз пыхтит.

Тороплюсь!- гудит.

Тороплюсь! Тороплюсь!

(первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза).

Пальчиковая гимнастика

«Лодочка»

Две ладошки прижму

И по речке поплыву.

Две ладошки – друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А со мной по волнам

Плывут рыбки тут и там

Ладони соединить лодочкой

Волнообразные движения руками

Поднять выпрямленные ладони вверх над головой

Волнообразные движения двумя ладонями одновременно

Тема недели отражена и в продуктивных видах деятельности, закрепляются не только названия видов транспорта, но также название частей и деталей.

Например :

ДИ «Угадай какой транспорт»

 Крылья, шасси, пропеллер - самолет;

Палуба, мачта, каюта, борт, якорь - корабль.

При организации работы над темой привлекаем родителей воспитанников, в помощи организации выставки книг, чтении художественной литературы не только в детском саду, но и дома, предлагаем список художественной литературы по теме в соответствии с возрастом детей.

Также для родителей разработаны тематические карточки с подборкой речевых игр, такого плана как «Один-много», «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Четвертый лишний», «Отгадай по описанию» и т.д.

Для каждой тематической недели подбираем настольно-печатные игры, соответствующие теме. Разнообразные пазлы, домино, лото, рамки-вкладыши, игры-головоломки, мемори, шнуровки, трафареты для рисования, иллюстрации и  картины  для рассматривания.

В работе с современными детьми необходимо разнообразие методов, средств и форм работы, поэтому мы активно используем интерактивное оборудование, для просмотра обучающих презентаций, познавательных видео и мультфильмов, интерактивных игр.

Ребята любят конструировать из различных материалов, используют не только разнообразный конструктор, а также блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математические наборы, счетные палочки, бумагу и картон, и т.д.

При работе над такой темой как «Транспорт», важно не забывать говорить о правилах дорожного движения, безопасности на дороге, проводить беседы и разыгрывать ситуации и модели безопасного поведения.

Проводя такую комплексную работу по обогащению и активизации словаря дошкольников нам удаётся достигать хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.

В  опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Обогащение и активизация словарного запаса детей на занятиях по лепке в средней группе

В методической разработке представлен материал по обогащению и активизации словаря  у детей 4-5 лет на занятиях по лепке. Данный материал адресован воспитателям дошкольных образовательных организ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Обогащение и активизация словарного запаса детей на занятиях по лепке во второй младшей группе

В методической разработке представлен материал по обогащению и активизации словаря  у детей 3 - 4  лет на занятиях по лепке. Данный материал адресован воспитателям дошкольных образовательных...

Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

Организация дидактических игр для обогащения и активизации словарного запаса прилагательных детей 4-5 лет

Рекомендации позволяют родителям и воспитателям дошкольных учреждений организовать различные дидактические игры по речевому развитию детей средней группы....